Средний танк Т-55.
Часть 2.
В конце 1950-х гг. в НИИ Стали было сформировано специальное подразделение под руководством М.А. Студница для исследования перспективных направлений в области противорадиационной защиты. Исследования проводились совместно с Академией наук СССР, а также институтами и предприятиями Министерства химической промышленности.
В качестве перспективных противорадиационных материалов были выбраны образцы с большими концентрациями ядер водорода. В эксперименте мелкодисперсные порошки бора, свинца, вольфрама и других компонентов вводились в связующую матрицу из полиэтилена, полиизобутилена, полиэтиленимина и других полимеров. Полученные материалы проходили экспериментальную проверку на специальных моделирующих установках, которые включали в себя источники гамма и нейтронного излучения.
К 1961 г. были отработаны противорадиационные материалы ПОВ-20 и ПОВ-20/50С. Материал ПОВ-20 состоял из смеси 20% полиэтилена и 80% полиизобутилена с добавкой ферробора. Материал замедлял быстрые нейтроны до тепловых энергий, а затем поглощал их боросодержащей компонентой.
В ПОВ-20/50С был добавлен свинцовый порошок, повышавший защитные свойства материала против гамма-излучения.
Поверхность материала покрывалась бельтинг тканью, созданной переплетением нитей кручёной хлопчатобумажной пряжи с добавлением химического волокна. Крепление к броне осуществлялась с помощью специального клея, бонок с резьбой и винтов с шайбой большого диаметра.
При больших толщинах брони применялся материал ПОВ-20 толщиной 20-30 мм, а при малых толщинах брони – ПОВ-20/50С толщиной 40-60 мм.
4 марта 1961 г. постановлением Совета Министров СССР от № 203-36 была задана НИР по усилению противоатомной защиты серийного танка Т-55 с использованием специальных материалов.
Противорадиационная защита была испытана на Семипалатинском полигоне на танке Т-54А в 1962 г., а производство ПОВ организовано на Сафоновском заводе пластмасс, построенном в 1962 г. в г. Сафоново Смоленской области (ныне АО «Авангард»).
Опытно-конструкторская работа по усилению противорадиационной защиты танка Т-55 была задана постановлением Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. ОКР шла как в Нижнем Тагиле, так и в Омске.
Омское КБ транспортного машиностроения было создано распоряжением СМ СССР № 890рс от 21 марта 1958 г. на базе отдела главного конструктора Омского завода им. Октябрьской революции. Начальником и главным конструктором назначен А.Е. Сулин, в 1960 г. его сменил А.А. Моров.
В связи с переходом завода № 183 на выпуск танка Т-62, с 1962 г. Омское КБТМ стало головным КБ по Т-55 и его модификациям.
В Омске опытный образец с подбоем получил обозначение объект 607. Ведущим конструктором по машине был назначен А.И. Заболоцкий.
В Нижнем Тагиле опытный образец с подбоем обозначили, как объект 155А. Ведущим конструктором по машине был назначен Ю.А. Левковский.
С 20 по 30 августа 1961 г. опытный образец объекта 155А прошел испытания в Средней Азии, в районе г. Теджен. В декабре 1961 г. успешно был испытан и объект 607. Машины были практически идентичны, имея различия в технологии производства.
Постановлением СМ СССР от 20 февраля 1962 г., с 1962 г. было начато серийное производство объекта 607 на заводе в Омске, и с 1963 г. – объекта 155А на заводе в Харькове. В технической документации для войск использовалось единое обозначение – объект 155А.
О принятии танка на вооружение 16 июня 1962 г. объявил министр обороны СССР приказом № 0092 «О присвоении нового индекса среднему танку Т-55, оборудованному усиленной противорадиационной защитой».
От базового варианта, помимо противорадиационного подбоя Т-55А отличался:
- увеличением боевой массы до 37,5 т и среднего удельного давления на грунт до 0,84 кгс/см2;
- отсутствием курсового пулемета;
- измененным креплением сиденья заряжающего и специальной выштамповкой в днище под сиденье механика-водителя;
- размещением блока питания прицела ТПН-1;
- размещением боекомплекта спаренного пулемета.
В Харькове производство прекратили в связи с переходом на Т-64, после постройки 225 машин. Омск продолжал выпуск Т-55А до 1978 г., причем в 1970-х в основном на экспорт. Всего для ВС СССР построили 4435 машин Т-55А.
На базе танка Т-55К ОКБ-174 во 2-й половине 1963 г. был создан объект 615 – командирский вариант Т-55АК. После успешных испытаний, приказом МО СССР от 24 июня 1964 г. № 0184 танк был принят на вооружение Советской Армии.
Для Т-55 Навашинским судостроительным заводом № 342 совместно с Омским заводом № 174 на основе ПСТ-54 было разработано усовершенствованное оборудование для преодоления водных преград вплавь ПСТ-54У.
Универсальные плавсредства ПСТ-У со средствами транспортировки успешно выдержали полигонные испытания в декабре 1953 г. - январе I960 г. на Черном море в районе г. Севастополя и приказом Министра обороны СССР № 0126 от 17 мая I960 г. были приняты на вооружение.
В 1956-63 гг. в Зеленодольском ЦКБ-340 группой Л.Ф. Федосеева для замены ПСТ-54 было разработано облегченное оборудование для преодоления водных преград вплавь ПС-1.
В 1965 г. оборудование ПС-1 принято на вооружение, как ПСТ-63. Выпускал комплект ограниченной серией завод им. A.M. Горького в г. Зеленодольске.
В 1969 г. на вооружение был принят улучшенный вариант ПСТ-63М (объект 619А).
В процессе серийного производства, а затем и капитального ремонта, на Т-55(55А) неоднократно вводились усовершенствования.
С 1964 г. на танке начали устанавливать герметичные инфракрасные прожекторы Л-2Г и ОУ-ЗГ, а также видоизмененное ВКУ;
В августе того же года пулеметы СГМТ заменили 7,62-мм пулеметами ПКТ, а с сентября вместо фар ФГ-102 и ФГ-100 стали использовать фары ФГ-125 с ИК-фильтром и ФГ-127 со светомаскировочным устройством СМУ.
С 1 февраля 1965 г. на танке устанавливались усовершенствованная коробка передач.
С мая 1965 г. на машину вводились гусеницы с резинометаллическим шарниром и ведущее колесо с 14 зубьями.
С июня 1965 г. в ОПВТ-155 был введен чехол для МТО с тремя люками.
С 31 декабря 1965 г. на танк начали устанавливать новый кривошипный механизм натяжения гусениц.
С января 1966 г. вместо радиостанции Р-113 была введена Р-123 с танковым переговорным устройством Р-124.
В 1966 г. был принят на вооружение и с 1967 г. введен в боекомплект Т-55 выстрел 3УБМ6 с бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ-8 с бронепробиваемостью 190 мм по нормали с 2000 м и 80 мм – под углом 60 градусов.
В конце 1960-х над полем боя появились вертолеты с противотанковым вооружением и с 1969 г. танк вновь получил над люком заряжающего турель с пулеметом ДШКМ.
При капитальном ремонте люки с основанием под турель вваривались в крышу башни вместо прежнего «плоского» люка заряжающего.
Коробки с пулеметными лентами к ДШКМ разместили на внешней стороне башни у люка заряжающего. За люком на корме башни установили крепления для турели зенитного пулемета в походном положении.
С 1970 г. трубу ОПВТ в походном положении сделали короче и перенесли с кормы корпуса на башню, установив крепления слева под люком командира.
Впоследствии крепления трубы ОПВТ в походном положении снова перенесли, теперь под люк заряжающего на правой стороне башни.
С 1974 г. над маской пушки устанавливался лазерный дальномер 1Д9-155 в бронированном ящике (КТД-1 «Нева» – квантовый танковый дальномер), принятый на вооружение Советской Армии приказом МО СССР от 27 января 1974 г. № 018.
С дальномером использовался прицел ТШС-32П с автоматическим вводом углов прицеливания.
В ходе капитального ремонта КТД-1 и прицел ТШС-32П устанавливались и на танки Т-55.
В середине 1970-х гг. в боекомплект танка Т-55 водится кумулятивный снаряд БК-17(М) «Икра» с головной частью улучшенной формы.
Прежние БПС катушечной формы с 1976 г. заменяются на оперенные БМ-19 и БМ-20 в составе выстрелов УБМ-7 и УБМ-8. Бронепробиваемость снаряда БМ20 на дистанции 2000 м по нормали к броне достигла 240 мм.
В конце 1970-х гг. в боекомплект танков Т-55 вводятся осколочно-фугасные снаряды ОФ-32 с взрывчатым веществом A-IX-2 повышенной мощности.
Также в конце 1970-х гг. на вооружение принимается оперенный бронебойно-подкалиберный снаряд БМ-25 «Изомер» с более массивным демпфером и увеличенной до 280 мм по нормали бронепробиваемостью с 2000 м.
Кроме того, в боекомплект вводится шрапнельный снаряд 3Ш5 «Килька-1» с 1800 готовыми поражающими элементами.
В 1980 г. на вооружение была принята система пуска дымовых гранат 902 «Туча», разработанная Научно-исследовательским институтом прикладной химии. Для танка Т-55 применялась модификация 902Б с 8 пусковыми установками, по 4 на правой и левой стороне башни. «Туча» устанавливалась на машины при капитальном ремонте.
81-мм дымовая граната 3Д6 массой 2,34 кг выстреливалась на расстояние до 300 м и затем горела в течении 60 с, давая облако серо-черного дыма высотой до 8 м и протяженностью по фронту – до 40 м.
Кроме того, часть машин после капитального ремонта получила бортовые противокумулятивные резинотканевые экраны.
Как и Т-54, Т-55 послужил для создания различных специальных машин.
В 1958 г. в Харькове на заводе № 75 был создан огнеметный объект 482. На вооружение объект 482 был принят как ТО-55, о чем Министр обороны СССР объявил в приказе № 00259 от 17 января 1960 г.
Танк строили на Омском заводе транспортного машиностроения небольшими сериями до конца 1973 г., а с вооружения сняли лишь в 1993 г. Всего в Омске построили 820 огнеметных танков.
Кроме того, строили:
Мостоукладчик МТУ-55 (МТ-55А) с раздвижным колейным мостом типа «ножницы», принятый на вооружение в 1962 г.;
Мостоукладчик МТУ-20 с надвижным колейным мостом принятый на вооружение в 1966 г.;
Две башни танка Т-55 с основным вооружением и стабилизатором в двух плоскостях были использованы в качестве вооружения малых артиллерийских кораблей Пр.1208 «Слепень». Головной корабль серии был построен в 1975 г., всего в строй вступило 11 единиц.
Кроме того, башню танка Т-55 использовали для вооружения пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 «Москит». Головной корабль серии был построен в 1979 г., всего в строй вступило 23 единицы.
Для использования в народном хозяйстве был создан гусеничный универсальный тягач ГТУ-1.
В 1991 г. на Уссурийском танкоремонтном заводе на базе Т-55 было построено 70 единиц АЛТ-55 (агрегат лесопожарный танковый).
Всего в Советском Союзе с 1958-го по 1978 г. было построено 13,3 тыс. танков Т-55 и Т-55А.
Т-55 по советской лицензии строили и модернизировали в Чехословакии и Польше.
Основные источники:
Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.
Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/
Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.