Найти в Дзене

Боевые машины Урала. Танки.

Средний танк Т-55.

Часть 2.

В конце 1950-х гг. в НИИ Стали было сформировано специальное подразделение под руководством М.А. Студница для исследования перспективных направлений в области противорадиационной защиты. Исследования проводились совместно с Академией наук СССР, а также институтами и предприятиями Министерства химической промышленности.

В качестве перспективных противорадиационных материалов были выбраны образцы с большими концентрациями ядер водорода. В эксперименте мелкодисперсные порошки бора, свинца, вольфрама и других компонентов вводились в связующую матрицу из полиэтилена, полиизобутилена, полиэтиленимина и других полимеров. Полученные материалы проходили экспериментальную проверку на специальных моделирующих установках, которые включали в себя источники гамма и нейтронного излучения.

К 1961 г. были отработаны противорадиационные материалы ПОВ-20 и ПОВ-20/50С. Материал ПОВ-20 состоял из смеси 20% полиэтилена и 80% полиизобутилена с добавкой ферробора. Материал замедлял быстрые нейтроны до тепловых энергий, а затем поглощал их боросодержащей компонентой.

В ПОВ-20/50С был добавлен свинцовый порошок, повышавший защитные свойства материала против гамма-излучения.

Поверхность материала покрывалась бельтинг тканью, созданной переплетением нитей кручёной хлопчатобумажной пряжи с добавлением химического волокна. Крепление к броне осуществлялась с помощью специального клея, бонок с резьбой и винтов с шайбой большого диаметра.

При больших толщинах брони применялся материал ПОВ-20 толщиной 20-30 мм, а при малых толщинах брони – ПОВ-20/50С толщиной 40-60 мм.

4 марта 1961 г. постановлением Совета Министров СССР от № 203-36 была задана НИР по усилению противоатомной защиты серийного танка Т-55 с использованием специальных материалов.

Противорадиационная защита была испытана на Семипалатинском полигоне на танке Т-54А в 1962 г., а производство ПОВ организовано на Сафоновском заводе пластмасс, построенном в 1962 г. в г. Сафоново Смоленской области (ныне АО «Авангард»).

Опытно-конструкторская работа по усилению противорадиационной защиты танка Т-55 была задана постановлением Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. ОКР шла как в Нижнем Тагиле, так и в Омске.

Омское КБ транспортного машиностроения было создано распоряжением СМ СССР № 890рс от 21 марта 1958 г. на базе отдела главного конструктора Омского завода им. Октябрьской революции. Начальником и главным конструктором назначен А.Е. Сулин, в 1960 г. его сменил А.А. Моров.

Александр Александрович Моров
Александр Александрович Моров

В связи с переходом завода № 183 на выпуск танка Т-62, с 1962 г. Омское КБТМ стало головным КБ по Т-55 и его модификациям.

В Омске опытный образец с подбоем получил обозначение объект 607. Ведущим конструктором по машине был назначен А.И. Заболоцкий.

В Нижнем Тагиле опытный образец с подбоем обозначили, как объект 155А. Ведущим конструктором по машине был назначен Ю.А. Левковский.

Подбой на рабочем месте заряжающего. https://i.postimg.cc/CLJvkqTx/1.jpg
Подбой на рабочем месте заряжающего. https://i.postimg.cc/CLJvkqTx/1.jpg

С 20 по 30 августа 1961 г. опытный образец объекта 155А прошел испытания в Средней Азии, в районе г. Теджен. В декабре 1961 г. успешно был испытан и объект 607. Машины были практически идентичны, имея различия в технологии производства.

-3

Постановлением СМ СССР от 20 февраля 1962 г., с 1962 г. было начато серийное производство объекта 607 на заводе в Омске, и с 1963 г. – объекта 155А на заводе в Харькове. В технической документации для войск использовалось единое обозначение – объект 155А.

Средний танк Т-55А. https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692
Средний танк Т-55А. https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692

О принятии танка на вооружение 16 июня 1962 г. объявил министр обороны СССР приказом № 0092 «О присвоении нового индекса среднему танку Т-55, оборудованному усиленной противорадиационной защитой».

От базового варианта, помимо противорадиационного подбоя Т-55А отличался:

  • увеличением боевой массы до 37,5 т и среднего удельного давления на грунт до 0,84 кгс/см2;
  • отсутствием курсового пулемета;
  • измененным креплением сиденья заряжающего и специальной выштамповкой в днище под сиденье механика-водителя;
  • размещением блока питания прицела ТПН-1;
  • размещением боекомплекта спаренного пулемета.
Средний танк Т-55А. Отечественные бронированные машины. Т3. с.262.
Средний танк Т-55А. Отечественные бронированные машины. Т3. с.262.

В Харькове производство прекратили в связи с переходом на Т-64, после постройки 225 машин. Омск продолжал выпуск Т-55А до 1978 г., причем в 1970-х в основном на экспорт. Всего для ВС СССР построили 4435 машин Т-55А.

Средний танк Т-55А. Отечественные бронированные машины. Т3. с.263.
Средний танк Т-55А. Отечественные бронированные машины. Т3. с.263.
Танки Т-55А на военном параде 1 мая 1964 г. https://sun9-46.userapi.com/impg/RrvyQMJobpguAoZ2SPAQMPD0cTJPtMLn3FimDw/mLukkNfD4cg.jpg?size=2048x1375&quality=96&sign=d8a03f2aaa240abaeb402f7a2ba9a3e6&type=album
Танки Т-55А на военном параде 1 мая 1964 г. https://sun9-46.userapi.com/impg/RrvyQMJobpguAoZ2SPAQMPD0cTJPtMLn3FimDw/mLukkNfD4cg.jpg?size=2048x1375&quality=96&sign=d8a03f2aaa240abaeb402f7a2ba9a3e6&type=album

На базе танка Т-55К ОКБ-174 во 2-й половине 1963 г. был создан объект 615 – командирский вариант Т-55АК. После успешных испытаний, приказом МО СССР от 24 июня 1964 г. № 0184 танк был принят на вооружение Советской Армии.

Т-55А из состава 810-й обрмп. 1980 г. https://ic.pics.livejournal.com/477768/45283359/19456078/19456078_800.jpg
Т-55А из состава 810-й обрмп. 1980 г. https://ic.pics.livejournal.com/477768/45283359/19456078/19456078_800.jpg

Для Т-55 Навашинским судостроительным заводом № 342 совместно с Омским заводом № 174 на основе ПСТ-54 было разработано усовершенствованное оборудование для преодоления водных преград вплавь ПСТ-54У.

ПСТ-54У на танке Т-55. https://38niii.ru/analitika/66-plavsredstva-tankov-pst-u-i-pst63m-i-plavsredstvo-na-podvodnykh-krylyakh.html
ПСТ-54У на танке Т-55. https://38niii.ru/analitika/66-plavsredstva-tankov-pst-u-i-pst63m-i-plavsredstvo-na-podvodnykh-krylyakh.html

Универсальные плавсредства ПСТ-У со средствами транспортировки успешно выдержали полигонные испытания в декабре 1953 г. - январе I960 г. на Черном море в районе г. Севастополя и приказом Министра обороны СССР № 0126 от 17 мая I960 г. были приняты на вооружение.

ПСТ-54У на танке Т-55. https://38niii.ru/analitika/66-plavsredstva-tankov-pst-u-i-pst63m-i-plavsredstvo-na-podvodnykh-krylyakh.html
ПСТ-54У на танке Т-55. https://38niii.ru/analitika/66-plavsredstva-tankov-pst-u-i-pst63m-i-plavsredstvo-na-podvodnykh-krylyakh.html

В 1956-63 гг. в Зеленодольском ЦКБ-340 группой Л.Ф. Федосеева для замены ПСТ-54 было разработано облегченное оборудование для преодоления водных преград вплавь ПС-1.

Леонид Федорович Федосеев. 1930-2020.
Леонид Федорович Федосеев. 1930-2020.

В 1965 г. оборудование ПС-1 принято на вооружение, как ПСТ-63. Выпускал комплект ограниченной серией завод им. A.M. Горького в г. Зеленодольске.

ПСТ-63 на танке Т-55  https://img-fotki.yandex.ru/get/197213/276849630.c/0_14e1cb_841536d_orig.jpg
ПСТ-63 на танке Т-55 https://img-fotki.yandex.ru/get/197213/276849630.c/0_14e1cb_841536d_orig.jpg

В 1969 г. на вооружение был принят улучшенный вариант ПСТ-63М (объект 619А).

Источник фото: sun3-11.userapi.com/rPZOGUA0ri-ep-uGX_SUXAAiJFHvraS4OPxTew/DpBrHkF9_Uk.jpg
Источник фото: sun3-11.userapi.com/rPZOGUA0ri-ep-uGX_SUXAAiJFHvraS4OPxTew/DpBrHkF9_Uk.jpg

В процессе серийного производства, а затем и капитального ремонта, на Т-55(55А) неоднократно вводились усовершенствования.

С 1964 г. на танке начали устанавливать герметичные инфракрасные прожекторы Л-2Г и ОУ-ЗГ, а также видоизмененное ВКУ;

В августе того же года пулеметы СГМТ заменили 7,62-мм пулеметами ПКТ, а с сентября вместо фар ФГ-102 и ФГ-100 стали использовать фары ФГ-125 с ИК-фильтром и ФГ-127 со светомаскировочным устройством СМУ.

С 1 февраля 1965 г. на танке устанавливались усовершенствованная коробка передач.

-14

С мая 1965 г. на машину вводились гусеницы с резинометаллическим шарниром и ведущее колесо с 14 зубьями.

Новое ведущее колесо
Новое ведущее колесо
-16

С июня 1965 г. в ОПВТ-155 был введен чехол для МТО с тремя люками.

-17

С 31 декабря 1965 г. на танк начали устанавливать новый кривошипный механизм натяжения гусениц.

-18
Механизм натяжения гусеницы и ступица направляющего колеса. https://pikabu.ru/0cc57625-12ad-4e5d-b56e-34fceea1bfd0
Механизм натяжения гусеницы и ступица направляющего колеса. https://pikabu.ru/0cc57625-12ad-4e5d-b56e-34fceea1bfd0

С января 1966 г. вместо радиостанции Р-113 была введена Р-123 с танковым переговорным устройством Р-124.

Радиостанция Р-123 с блоком питания. https://48.img.avito.st/1280x960/4314556248.jpg
Радиостанция Р-123 с блоком питания. https://48.img.avito.st/1280x960/4314556248.jpg
Радиостанция Р-123 в танке Т-55А. https://www.mycity-military.com/imgs/2705_89928342_1_foto059.jpg
Радиостанция Р-123 в танке Т-55А. https://www.mycity-military.com/imgs/2705_89928342_1_foto059.jpg

В 1966 г. был принят на вооружение и с 1967 г. введен в боекомплект Т-55 выстрел 3УБМ6 с бронебойно-подкалиберным снарядом 3БМ-8 с бронепробиваемостью 190 мм по нормали с 2000 м и 80 мм – под углом 60 градусов.

http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubm6/0-50
http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubm6/0-50

В конце 1960-х над полем боя появились вертолеты с противотанковым вооружением и с 1969 г. танк вновь получил над люком заряжающего турель с пулеметом ДШКМ.

https://w-dog.ru/wallpapers/7/14/504927210960665/t-55-sovetskij-srednij-tank-bronetexnika.jpg
https://w-dog.ru/wallpapers/7/14/504927210960665/t-55-sovetskij-srednij-tank-bronetexnika.jpg

При капитальном ремонте люки с основанием под турель вваривались в крышу башни вместо прежнего «плоского» люка заряжающего.

https://dishmodels.ru/wshowp.htm?p=1511&id=52718
https://dishmodels.ru/wshowp.htm?p=1511&id=52718

Коробки с пулеметными лентами к ДШКМ разместили на внешней стороне башни у люка заряжающего. За люком на корме башни установили крепления для турели зенитного пулемета в походном положении.

-25
Колонна танков Т-55А с ЗПУ. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/07/00018144.jpg
Колонна танков Т-55А с ЗПУ. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/07/00018144.jpg

С 1970 г. трубу ОПВТ в походном положении сделали короче и перенесли с кормы корпуса на башню, установив крепления слева под люком командира.

Прежнее крепление
Прежнее крепление
Новое крепление
Новое крепление

Впоследствии крепления трубы ОПВТ в походном положении снова перенесли, теперь под люк заряжающего на правой стороне башни.

-29

С 1974 г. над маской пушки устанавливался лазерный дальномер 1Д9-155 в бронированном ящике (КТД-1 «Нева» – квантовый танковый дальномер), принятый на вооружение Советской Армии приказом МО СССР от 27 января 1974 г. № 018.

-30
-31

С дальномером использовался прицел ТШС-32П с автоматическим вводом углов прицеливания.

-32

В ходе капитального ремонта КТД-1 и прицел ТШС-32П устанавливались и на танки Т-55.

Танки Т-55 с КТД-1. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/07/00018145.jpg
Танки Т-55 с КТД-1. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/07/00018145.jpg

В середине 1970-х гг. в боекомплект танка Т-55 водится кумулятивный снаряд БК-17(М) «Икра» с головной частью улучшенной формы.

-34

Прежние БПС катушечной формы с 1976 г. заменяются на оперенные БМ-19 и БМ-20 в составе выстрелов УБМ-7 и УБМ-8. Бронепробиваемость снаряда БМ20 на дистанции 2000 м по нормали к броне достигла 240 мм.

-35

В конце 1970-х гг. в боекомплект танков Т-55 вводятся осколочно-фугасные снаряды ОФ-32 с взрывчатым веществом A-IX-2 повышенной мощности.

-36

Также в конце 1970-х гг. на вооружение принимается оперенный бронебойно-подкалиберный снаряд БМ-25 «Изомер» с более массивным демпфером и увеличенной до 280 мм по нормали бронепробиваемостью с 2000 м.

-37
-38

Кроме того, в боекомплект вводится шрапнельный снаряд 3Ш5 «Килька-1» с 1800 готовыми поражающими элементами.

-39

В 1980 г. на вооружение была принята система пуска дымовых гранат 902 «Туча», разработанная Научно-исследовательским институтом прикладной химии. Для танка Т-55 применялась модификация 902Б с 8 пусковыми установками, по 4 на правой и левой стороне башни. «Туча» устанавливалась на машины при капитальном ремонте.

Т-55А с системой 902Б «Туча». https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/01/00009095.jpg
Т-55А с системой 902Б «Туча». https://war-book.ru/wp-content/uploads/2018/01/00009095.jpg

81-мм дымовая граната 3Д6 массой 2,34 кг выстреливалась на расстояние до 300 м и затем горела в течении 60 с, давая облако серо-черного дыма высотой до 8 м и протяженностью по фронту – до 40 м.

Т-55А с системой 902Б «Туча»
Т-55А с системой 902Б «Туча»
-42

Кроме того, часть машин после капитального ремонта получила бортовые противокумулятивные резинотканевые экраны.

Т-55А бортовыми с экранами
Т-55А бортовыми с экранами

Как и Т-54, Т-55 послужил для создания различных специальных машин.

В 1958 г. в Харькове на заводе № 75 был создан огнеметный объект 482. На вооружение объект 482 был принят как ТО-55, о чем Министр обороны СССР объявил в приказе № 00259 от 17 января 1960 г.

Огнеметный танк ТО-55. https://se.uploads.ru/i/ugOfy.jpg
Огнеметный танк ТО-55. https://se.uploads.ru/i/ugOfy.jpg

Танк строили на Омском заводе транспортного машиностроения небольшими сериями до конца 1973 г., а с вооружения сняли лишь в 1993 г. Всего в Омске построили 820 огнеметных танков.

Огнеметный танк ТО-55 в войсках. https://i.postimg.cc/3xQ7C2vK/1.jpg
Огнеметный танк ТО-55 в войсках. https://i.postimg.cc/3xQ7C2vK/1.jpg
Огнеметание из танка ТО-55. https://i.postimg.cc/qRtVCqZT/7924eae7-4b3f-4a46-b455-9375e3826a55.jpg
Огнеметание из танка ТО-55. https://i.postimg.cc/qRtVCqZT/7924eae7-4b3f-4a46-b455-9375e3826a55.jpg

Кроме того, строили:

Мостоукладчик МТУ-55 (МТ-55А) с раздвижным колейным мостом типа «ножницы», принятый на вооружение в 1962 г.;

https://i.ytimg.com/vi/ClKCwqvFxCo/maxresdefault.jpg
https://i.ytimg.com/vi/ClKCwqvFxCo/maxresdefault.jpg

Мостоукладчик МТУ-20 с надвижным колейным мостом принятый на вооружение в 1966 г.;

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594643/pub_5d6069fb1d656a00ad52a499_5d69c6406d29c100ad3b5012/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1594643/pub_5d6069fb1d656a00ad52a499_5d69c6406d29c100ad3b5012/scale_1200
https://pbs.twimg.com/media/EK7zVsGWkAAaFGO.jpg
https://pbs.twimg.com/media/EK7zVsGWkAAaFGO.jpg

Две башни танка Т-55 с основным вооружением и стабилизатором в двух плоскостях были использованы в качестве вооружения малых артиллерийских кораблей Пр.1208 «Слепень». Головной корабль серии был построен в 1975 г., всего в строй вступило 11 единиц.

Корабль проекта 1208 «Вьюга».  https://pbs.twimg.com/media/EK7zVsGWkAAaFGO.jpg
Корабль проекта 1208 «Вьюга». https://pbs.twimg.com/media/EK7zVsGWkAAaFGO.jpg

Кроме того, башню танка Т-55 использовали для вооружения пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 «Москит». Головной корабль серии был построен в 1979 г., всего в строй вступило 23 единицы.

Корабль проекта 1248 «Василий Поярков».  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Корабль_198_2014_год_фото2.JPG/1920px-Корабль_198_2014_год_фото2.JPG
Корабль проекта 1248 «Василий Поярков». https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Корабль_198_2014_год_фото2.JPG/1920px-Корабль_198_2014_год_фото2.JPG

Для использования в народном хозяйстве был создан гусеничный универсальный тягач ГТУ-1.

https://russianplanes.net/images/to207000/206525.jpg
https://russianplanes.net/images/to207000/206525.jpg

В 1991 г. на Уссурийском танкоремонтном заводе на базе Т-55 было построено 70 единиц АЛТ-55 (агрегат лесопожарный танковый).

https://www.mycity-military.com/imgs4/192952_381579473_ab8xcx-nv60.jpg
https://www.mycity-military.com/imgs4/192952_381579473_ab8xcx-nv60.jpg

Всего в Советском Союзе с 1958-го по 1978 г. было построено 13,3 тыс. танков Т-55 и Т-55А.

Т-55 по советской лицензии строили и модернизировали в Чехословакии и Польше.

Танк Т-55А постройки ЧССР. https://sd.uploads.ru/t/3RnKw.jpg
Танк Т-55А постройки ЧССР. https://sd.uploads.ru/t/3RnKw.jpg
Танк Т-55А постройки ПНР. https://s5.uploads.ru/t/gZCmp.jpg
Танк Т-55А постройки ПНР. https://s5.uploads.ru/t/gZCmp.jpg

Основные источники:

Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.

Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/

Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.