Найти тему
Юлия Варенцова

Как семейство Мамонтовых попало на картины самых ярких художников эпохи?

Оглавление

Васнецов, Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Врубель, Нестеров. У каждого из них с Саввой Мамонтовым и его подмосковной усадьбой связана важная часть творческой биографии.

Валентина Серова еще мальчиком мать частенько оставляла у Мамонтовых, и он рос вместе с детьми хозяина дома – они называли его братом. После обучения в Академии художеств и поездки по Европе молодой Серов как-то приехал в Абрамцево на лето.

И между делом написал свою главную картину – "Девочку с персиками". Именно здесь, в этой светлой гостиной, которая сохранилась до сих пор, Валентин Серов создал этот легендарный портрет. Картина была подарена семье Мамонтовых, а Павел Третьяков, увидев ее, сразу предсказал Серову блестящее будущее.

Не только Вера Мамонтова, но и сам Савва Иванович, его жена, другие дети и племянники навсегда остались на полотнах самых ярких художников эпохи.

Своему Алеше Поповичу Виктор Васнецов придал портретное сходство с Андреем, сыном хозяина усадьбы. Михаил Врубель, работая над образом "Демона", наделил его чертами другого сына Мамонтова, Всеволода.

Подолгу жил в имении Абрамцево и Илья Репин с женой и детьми – здесь он задумал масштабную картину "Крестный ход в Курской губернии", писал для нее зарисовки, находил крестьянские типы, а позже делал и первые эскизы "запорожцев".

Михаил Нестеров, работая над картиной "Видение отроку Варфоломею", искал подходящий сюжету фон, как вдруг однажды увидел прямо с террасы абрамцевского дома такой пейзаж, "что лучше не выдумать" и запечатлел его на полотне. Когда в усадьбе решили построить храм, среди ее гостей-художников объявили конкурс, который выиграл Виктор Васнецов – так здесь появилась церковь Спаса Нерукотворного, первое сооружение в стиле русского модерна.

Позже, в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, Михаил Врубель написал два панно – "Принцессу Грезу" и "Микулу Селяниновича".

Академическая комиссия забраковала их и потребовала убрать с глаз долой. Над художником издевалась и пресса. Но Савва Иванович не испугался всеобщего осуждения и выстроил отдельный павильон специально для этих двух работ Михаила Врубеля.

М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова
М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова

Не случайно главную черту личности Мамонтова Станиславский определил так: "Он становился львом, когда ему нужно было защищать искусство от грубого насилия профана". Вскоре после этой истории Врубель запечатлел своего благодетеля на монументальном парадном портрете.

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал!)