Уж много лет прошло со дня Великой Победы над гитлеровской Германией, но подвиги советских солдат и советского народа бессмертны, как и история Зени Тусналобовой. Вы узнаете, как простая полевая медсестра, из маленького шахтерского городка Ленинска-кузнецкого находится в Кузбассе Кемеровской области, подумала: Боевой дух миллионам советских солдат по всем фронтам! И почему бойцы шли ради нее на смертельные подвиги Героически погибает и именем на своих устах. А на самолетах, танках, бомбах минометов и пушках писали за Зину Туснолобову. Зинаида Михайловна Тушнолобово родилась в 1920 году в Беларуси и в обычной крестьянской семье на хуторе Швецова по Луцкого уезда.
После окончания семилетней школы ее семья переехала в город Ленинск-кузнецкий Кемеровской области. Незадолго до Великой Отечественной войны умер ее отец, и чтобы помочь продержать 7 use, не пришлось устроиться работать лаборантом в трест Ленинск - Уголь, где она и повстречала своего будущего мужа Иосифом Марченко, который сыграет большую роль в ее судьбе. Но пожениться они так и не успели, война перечеркнула их планы, как и планы миллионов других советских семей. Первым на защиту Родины ушел Иосиф. Однако в первые годы войны ситуация на фронте складывалась тяжелое, и 26 марта 1942 года началась первая массовая мобилизация женщин в ряды Красной Армии. Зинаиды сразу же отправилась на фронт добровольцем и, закончив курс и полевой медсестры, была направлена в действующую армию, где стала сан инструктором в 303 стрелковой дивизии, державшая оборону на Воронежском фронте. Так у девушки началась новая жизнь, который не позавидуешь. Летом 1942 года И. И. полк сражался под Воронежем, и вместе со своим полком Зинаида, несмотря на свой хрупкий вид, 22-летняя девушка, шла в атаку, не боясь никакой опасности. на поле боя оказывала первую медицинскую помощь раненым, вытаскивая их на себе из этой адской мясорубки. За три дня медсестра Туснолобова спасла более 40 жизней.
За это ее представили к ордену Красной звезды. Но Зинаида пыталась отказаться от этой награды. Считает, что она просто выполняет свой долг. Вот что в те дни она писала домой: Дорогая мама, братик Женя! Пишу вам с Воронежской горящей земли. Если бы вы знали, что здесь твориться. Днем и ночью стонет земля, идет кровавая битва. Но вы не волнуйтесь за меня. Или ищет боязливых, а я же, знаете, не из таких. К февралю 1943 года. Зинаида в армии. Уже восемь месяцев. Она ее личном счету 123 спасённых жизней и 11 уничтоженных немцев. Тот бой у станции Горшечная Курской области Зинаида помнит очень отчётливо. Да и как его забудешь, если в тот миг ее жизнь разделилась на до и после. Фашисты, взятые в кольцо, яростно пытаются выйти из окружения. Зина на поле боя помогает раненым солдатам. Вдруг слышится команде: И ранен. Выполняя свой долг, она ринулась на помощь. Вокруг вались снаряды. Девушку ранило в ногу, сапог стал заливаться кровью. Став на колени, медсестра поползла искать командира, да не успела. Михаил Тимошенко был уже мертв. Девушка заметила его чудом уцелевший планшет, доползла до него, спрятала за пазуху, и снова раздался взрыв. Очнулась она, когда немцы перешли в контратаку. Фашисты ходили по полю боя и добивали раненых, - рассказывала Зинаида Михайловна. - Увидев это, я притворилась мертвой. Ко мне подошел обезумевший фашист и стал молотить меня по голове и в живот своими тяжелыми сапогами и прикладом. Я потеряла сознание. Уже поздно ночью Зинаида снова очнулась. Она не могла пошевелиться и приготовилась встретить смерть. Но судьба подарила девушки шанс. Именно в это время рядом с ней проходила наша развед группа. Тогда, из последних сил цепляясь за надежду, медсестра за стонала громко, мучительно, отчаянно. Ее услышали.
Ее тело пришлось вырубать венками, так как кровь вокруг нее превратилась в лед. Приковав Зину к земле, привезли в санчасть. Врачи констатировали гангрену конечности из-за обморожения, и Зину перевезли в Свердловск, в госпиталь, где хирург Николай Васильевич Соколов ампутировал девушки правую руку до локтя. Битва шла несколько недель. Врач, как мог, сражался за жизнь отважной медсестры, но ему пришлось провести еще три операции. Зина лишилась правой ноги до колена, половины стопы, левой ноги и кисти левой руки. Как рассказывает сам Николай Васильевич, в госпитале отчаянно не хватало медикаментов, и последние две операции были проведены с таким малым количеством обезболивающего, что можно сказать вовсе без него. Я все выдержу. доктор, говорила Зина. Только сохраните мне жизнь. И жизнь девушки сохранили. В госпиталь. С Зиной произошел случай, который лично меня пробил до слез. Отдыхая после операции в своей палате, через открытое окно первого этажа И. И. увидел один из бойцов и крикнул: Но что, красавица, пойдем погуляем. Zenos улыбкой парировала: У меня нет прически. Парень не отступил. Он тут же появился у нее в палате и встал как вкопанный. Он увидел, что на кровати лежит совсем юная девушка без рук и без ног. Боец зарыдал и бросился перед Зиной на колени: Прости, сестренка, прости меня! Пораженный мужеством девушки, Николай Васильевич убедил больную в необходимости дополнительной операции. На левой руке сделали сложный разрез лучевой кости, и получилось что-то вроде двух пальцев, которую он обшил кожей, и девушка со временем смогла ими держать легкие предметы, даже пользоваться вилкой и ложкой, а также научилась писать.
Зину не могла находиться без дела, она хотела быть полезны и просил и медсестёр, чтобы ее возили на коляске по госпиталю. Она подбадривала раненых бойцов. Девушка стала писать письма на фронт нашим солдатам. Она обращалась к ним, к незнакомым людям, рассказывала свою историю, просила отомстить за неё и за всех, кто погиб или остался калекой в этой мясорубке войны. В ответ бойцы прямо-таки засыпали туз налога у треугольничками военной почты. И на все письма она отвечала. Написала она и своему Иосифу: Мой дорогой Иосиф! Не знаю, где и при каких обстоятельствах найдет тебя это письмо. Пишу все как есть, ничего не утаивая. Обманывать, ты же знаешь, я никогда не умела. Со мной сотряслась непоправимое беда, я потеряла руки и ноги. Горько и обидно остаться в 23 года инвалидам. Видимо, моя песенка спета. Будь свободным, родной, поступай, как сочтешь удобным для себя. Не могу, не имею право стать преградой на твоем пути. Устраивай свою жизнь. Прощай! Отправив конверт, Зина ждала ответа с большим нетерпением и волнением. И надежды оправдались. Иосиф прислал ответ: Родная моя страдалица, Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить. Нет такого горя, таких мук, какие бы вынудили меня забыть тебя, мое любимое. И у радости, и у горе мы всегда будем вместе. я - твой прежний, двое - Acif. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, и заживем мы счастливо. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответа. Крепко люблю тебя, твой Иосиф. Как же обрадовалась Зина, получив такое послание! У нее словно началась еще одна жизнь, полная трудностей, боли, но с надеждой на будущее счастье в один из дней Зины попросил рабочих завода Уралмаш, которые взяли над ней шефство, отнести ее в один из цехов, и в обеденный перерыв рабочие внесли в церкви сестру Zen-o Тушнолобово. Какая воцарилась тишина! А девушка привстала, как могла, на носилках и сказала примерно такие слова: Дорогие товарищи! Мне 23 года, я очень мало успела сделать для нашей победы. Мне удалось вынести с поля боя больше ста двадцати раненных. Сейчас я не могу воевать и не могу работать. У меня нет теперь ни рук, ни ног. Мне очень трудно, очень больно оставаться в стороне. Я вас прошу, сделайте за меня хотя бы по одной заклепки для танка.
И к концу месяца рабочий завода сверх плана выпустили 5 танков Т-34 на каждом из которых была надпись: За Зину Тушнолобово. Это же надпись стала появляться и на стволах орудий, на бомбах, на минометов, на самолетах и везде, где бойцы получали пламенные письма Зины. Также ее письмо и обращение публиковались в газете Вперед на врага! которые тиражировать по всей Красной Армии. Зимой 1944 года Николай Васильевич Соколов, тот самый хирург, который оперировал Зину, отвез ее в Москву в Протез на институт, где по индивидуальным чертежам ей сделали протезы, и девушка снова стала учиться ходить. Надо сказать, что в институте она продолжала писать на фронт и получала ответы всего за время пребывания здесь около 3000, и удивительно, что почти на все девушка отвечала. Наконец победой закончилась война, вернулся Иосиф Петрович, и они поженились. Молодая семья стала жить в палатке, и у них родилось двое сыновей. Но случилось еще одно несчастье - обоих малышей унесло инфекционное заболевание. Затем на свет появились сын, новые доченька Нина. Зинаида Михайловна сама вела хозяйство, занималась и огромной общественной работой, ездила на предприятии в школы, выступала по радио. К ней приходили письма из разных городов нашей страны, и опять таки она находила время и силы на них отвечать. Никогда не на один день Зинаида Михайловна не забывала доктора, подарившего ей вторую жизнь. 6 декабря 1957 года Зинаиде Михайловне туз налоговой Марченко присвоили звание Героя Советского Союза. Ушла из жизни 20 мая 1980 года.