В моей последней статье о долголетии интервизорских групп я писала о том, что в интервизорских группах обмен энергиями между участниками проходит за счет обратной связи, поэтому очень важно, чтобы эта обратная связь была, с одной стороны, честная, иначе не будет развития, с другой стороны, бережная. Статью можно прочитать здесь.
К большому моему сожалению, такую обратную связь могут давать далеко не все коллеги. Мое мнение, что давать честную и бережную обратную связь – это целое искусство, которому можно и нужно научиться.
Как же давать обратную связь красиво, просто, правдиво и оказывать при этом поддержку? Как сделать так, чтобы твой коллега не просто воспринял информацию, а получил рост энергии, вдохновение, желание к изменениям?
Очень часто обратная связь бывает оценивающая и похожая на разбор ошибок. И выслушивая, человек как будто попадает в свое детство, ведь так и поступали с нами на протяжении многих лет. Это вгоняет в стресс, очень неприятно для взрослого человека вообще и начинающего профессионала, тем более прилюдно. И результат такой обратной связи, мне кажется, очень сомнительным, ведь в стрессе главная задача человека – сохранить свою целостность, защитить границы, и совсем речь не идет о развитии.
Я считаю с психологической точки зрения, реакцию человека, которого критикуют, отвергнуть нападки очень здоровым проявлением. Что это такое желание критиковать? Это желание обличителя, возможно, не совсем осознано, поднять свою самооценку, подправить свою психику, а не поддерживать развитие другого. И это является противоречием цели интервизорской группы, которой является поддержка, развитие и становление профессиональной идентичности в кругу коллег.
По моим ощущениям, когда мне дают не очень бережную обратную связь, мое тело напрягается, я чувствую, что общегрупповая энергия падает, зато у критикующего наблюдается прилив энергии, пыл, азарт, задор. И если при мне моего коллегу критикуют, то мне хочется переключиться на поддержку и развитие этого коллеги, то есть поднять групповую энергию. За критичным поведением часто стоит манипуляция (энергия работает на критикующего и только на него одного) и деструкция (сливается общая энергия группы, энергия критикуемого присваивается только критикующему). По опыту наблюдений на обучающих группах, при такой не бережной обратной связи, критикующий часто настаивает на пользе от такой подачи всей группе, а на деле – свидетельство превосходства.
Я замечаю и понимаю это в своем поведении и поведении других участников групповых процессов, но иногда теряюсь и не знаю, что с этим делать. Этому в школе специально не учат. У меня много энергии к этой теме и я очень хочу научиться этому искусству - давать обратную связь коллегам честно и одновременно бережно.
Я проштудировала литературу на эту тему и остановилась на следующих важных для меня принципах обратной связи:
- ОС дается только по запросуи если у ОС есть цель (на что направлена);
- Задача интервизанта, дающего ОС другому коллеге - формирование открытых вопросов, которые направляют внимание на цели клиентского случая, средствах достижения этих целей, поиск вариантов и альтернатив решения самим человеком, которому дается обратная связь;
- ОС дается на основе прямого наблюдения;
- ОС основывается на поведении, а не на личности человека, которому дается, или мотивах его поведения;
- ОС дается своевременно;
- ОС дается через «Я - сообщение»;
- ОС подается в направлении, что можно сделать в следующий раз иначе (настоящее и будущее), а не «что было сделано не так»;
- Для конструктивной ОС важно выделить два три значимых сообщения, не перегружать получателя;
- Важно помнить о бережности и чувствительности к воздействию сообщения для получателя ОС;
- Необходимо, чтобы интервизант, дающий ОС, сам разделял выше перечисленные принципы.
И подводя итог, хочется выделить самую важную цель дающего ОС – задать вопрос, который продвинет коллегу к цели.
Вопросы при обратной связи коллегам интервизорской группы:
Что удалось сделать?
Что понравилось?
Что можно сделать в следующий раз?
Какие идеи?
Что самое ценное в твоей работе?
Что ценно в полученной обратной связи?
Тема интервизрских групп и обратной связи важна для меня, я чувствую свою повышенную энергию к этим вопросам. Думаю, что напишу еще на эти темы. Буду благодарна, если мои читатели напишут, что их волнует в этом направлении.
Оставляйте отзывы, подписывайтесь, ставьте лайки, вступайте в дискуссию.
Приглашаю на консультации и длительную терапию клиентов!
WhatsApp: +7 (914) 158 30 45
Автор: Чуркина Юлия Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru