Найти в Дзене

История одной домашней библиотеки.«Частыми гостями у нас были Зоя Воскресенская, Юрий Коваль, Радий Погодин, Яков Аким»

Сегодня на канале рубрика «Клуб любителей домашних библиотек».

О своей домашней библиотеке расскажет Максим Шарапов (сайт максимшарапов.рф), которого я знаю в ипостаси писателя. Недавно дочитала роман «Альма-матер», скорого выйдет отзыв. Передаю слово Максиму.

Меня зовут Максим Шарапов. Живу в Москве. Я журналист и писатель. И домашняя библиотека очень повлияла на мою творческую жизнь. Я вырос в окружении книг, и мне всегда было странно попадать в квартиры и дома, где нет книжных полок.

Нашу семейную библиотеку заложил мой отец. Сейчас, наверное, сложно поверить, но в середине 20 века в Советском Союзе книги были дефицитом. Популярные издания, например, романы Дюма, Стивенсона, Жюля Верна доставали по блату. Меняли на макулатуру. 

А электронных книг не существовало в принципе.Каждая новая книжка была настоящей радостью, а избитая фраза «Книга – лучший подарок» имела вполне реальный смысл.

С другой стороны, многие авторы были просто запрещены, и официально их книги купить было невозможно. Только в конце 80-х годов прошлого века моё поколение стало открывать для себя Гумилёва, Ходасевича, Фрейда и многих других. Эти книги ощущались как глоток свежего воздуха и, конечно, сразу занимали место в домашних библиотеках.

Но мне повезло! Ещё студентом-филологом я вместе с другом подрабатывал торговлей книгами с лотка у метро «Парк культуры». Издательство, с которым мы сотрудничали, выпускало самые дефицитные издания, и я один из первых мог купить себе редкие книжки.

-2

Сколько книг сейчас в вашей библиотеке?

Около двух тысяч. После размена родительской «трёшки» часть находится в нашей городской квартире, примерно треть на даче. В одном месте книги просто не помещаются. 

Ещё подростком я стал их систематизировать. Распределял по жанрам, аккуратно помечал разными кодами. В моей юности книгами часто обменивались, давали почитать друг другу, и чтобы не потерялись нужно было вести учёт. У меня были отдельные полки с приключениями, фантастикой, сказками, философской прозой. Очень много поэзии. В семнадцать лет я впервые влюбился и начал писать стихи. Мне было интересно узнать, что уже до меня написали о любви великие поэты. И если прозу я покупал, что называется, по случаю, то поэзию всерьёз собирал. Некоторые издания отдельно выискивал.

Но, несмотря на это, романов, повестей и рассказов в моём собрании больше, чем стихотворений и поэм.

Я никогда специально не собирал букинистические книги, но несколько старых изданий в моей библиотеке есть. Дарили друзья. Например, мне очень нравится перелистывать пожелтевшие страницы «Дубровского» Пушкина 1913 года издания или «Дело Артамоновых» Максима Горького 1937 года. Особое наслаждение читать строчки любимых произведений, написанных на ещё дореформенном русском языке.

-3

Со временем часть книг сама по себе переходит в разряд букинистики. Томики, изданные в середине 20 века, встречаются всё реже, а лет через 30 могут и вовсе стать раритетом. Так что, любая хорошая библиотека через 100 лет становится букинистической. 

-4

В нашей библиотеке есть книги, которые своими страницами перевернули мой внутренний мир. Их ценность не в изысканных переплётах, не в годе издания, а в том влиянии, которое они на меня оказали. Одна из таких книг - роман Владимира Набокова «Защита Лужина». Для меня это сакральная история, портал в область по-настоящему умной прозы.

А еще у меня есть крохотная книжечка стихов Николая Гумилёва. В нагрудном кармане гимнастёрки она прошла со мной всю армию. Я не расставался с ней ни в казарме, ни на учениях, хотя и знал все стихи наизусть. Парни надо мной посмеивались, не понимали, зачем в такой суровой обстановке понадобились романтические философские стихи. Но при этом уважали мою привязанность. А миниатюрный томик Гумилёва оказался для меня талисманом, который я храню до сих пор. 

-5

Есть ли у вас книги с дарственными надписями или с особой историей?

Таких книжек у меня много. Мой отец Эдуард Шарапов тоже писал книги и у нас часто засиживались его друзья. Читали стихи, отрывки из своей прозы. Пели под гитару. И, конечно, оставляли в библиотеке на память книги со своими автографами. Частыми гостями у нас были Зоя Воскресенская, Юрий Коваль, Радий Погодин, Яков Аким.

Автограф отца
Автограф отца

Мальчишкой я наблюдал за этими необычными людьми, казавшимися мне недосягаемыми кумирами. Прислушивался к их разговорам, эмоциональным спорам. Многое мне тогда было еще непонятно, но сама литературная атмосфера отложилась в памяти на всю жизнь.

У многих была непростая судьба. Например, Зоя Воскресенская, писавшая о Ленине, прежде чем стать знаменитой на весь СССР писательницей, служила в разведке и вышла в отставку в звании полковника. Одну книгу - «Тайна Зои Воскресенской» - они написали в соавторстве с моим отцом. Когда-то ребёнком я сидел у неё на коленях, а теперь одна из московских улиц в районе метро «Динамо» носит её имя.

-7

Но Зоя Ивановна писала не только о Ленине. Подарив как-то мне, двенадцатилетнему мальчишке, свою повесть «Ленивое солнце», она оставила такие слова: «Солнце может лениться, а вот Максим - никогда!» Я тогда почти обиделся.

Подпись в детской книге от Зои Ивановны Воскресенской
Подпись в детской книге от Зои Ивановны Воскресенской

Мне дороги автографы этих людей, оставшиеся в моей библиотеке. И, конечно, дарственные надписи отца.

Сохранились ли в домашней библиотеке книги из вашего детства?

 Конечно! Среди самых любимых «Бемби» ФеликсаЗальтена и «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса.

-9

Я иногда достаю их из шкафа и, знаете, неожиданно всплывают, казалось бы, давно уже забытые детские радости, мечты и размышления. Эти книжки для меня настоящая машина времени, только переносит она не в пространстве, а в эмоциях.

-10

Теперь их читает дочка Настя. Некоторые ей нравятся, другие кажутся «совсем древними». Интересно сравнивать её впечатления со своими. 

В какой обстановке вы больше всего любите читать, а в какой обстановке чаще всего читаете?

 Хотелось бы, конечно, читать книжки в кресле у камина, но реальность диктует свои условия. И камина у меня нет! Поэтому читаю чаще всего после работы, уже перед сном. Бумажная книга – это маленькое волшебство! Шелест страниц, запах типографской краски. 

Но я не отвергаю и современные технологии. В поездки беру с собой электронную книгу. Иногда люблю послушатьи аудиоверсии, если они талантливо озвучены и совпадают с внутренними интонациями автора.

По поводу иллюстрированных книг. Предпочитаю иллюстрации собственной жены! 

Иллюстрации Ольги Шараповой
Иллюстрации Ольги Шараповой

У нас давно сложился творческий тандем, и Ольга иллюстрирует мои книжки. Поэтому здесь у меня взгляд субъективный. Но если абстрагироваться от семейного творческого союза, то в иллюстрациях для меня главное, чтобы рисунки совпадали с моим собственным восприятием литературных героев. То есть, если мы с художником примерно одинаково видим описанных персонажей, то картинки заходят, а если нет, то не воспринимаются. И для меня это, пожалуй, главный критерий. 

Моя книга с иллюстрациями жены
Моя книга с иллюстрациями жены

Так часто происходит при экранизации знаменитых произведений. Наверное, фильмы, снятые по мотивам книг, можно назвать ожившими иллюстрациями. Вспомните, например, советский фильм про Шерлока Холмса. Образы Василия Ливанова в роли сыщика и Виталия Соломина в роли доктора Ватсона точно попали в литературные образы, созданные Конан Дойлем. Это признают даже в Англии.

Моя книга с иллюстрациями жены
Моя книга с иллюстрациями жены

Много ли в вашей библиотеке непрочитанных книг?

Помните, ещё лет сто назад книги продавали неразрезанными? Такая была технология книгопечатания. То есть, чтобы прочитать книжку нужно было сначала ножом разрезать края страниц, иначе их невозможно было перелистнуть. Для этого существовали даже специальные ножи.

Иногда в богатых домах, хозяева которых хотели продемонстрировать гостям свой интеллект, стояли стеллажи с неразрезанными книгами! Люди их не читали, а покупали только как предметы интерьера.

В моей библиотеке все книги «разрезаны». 

Как относятся ваши близкие к тому, что вы храните книги дома?

 Мы все не мыслим свою жизнь без книг, без чтения. Это особый мир и даже самые лучшие фильмы, спектакли никогда не смогут заменить книги, потому что при чтении человеческий мозг работает по-особенному. Этот интеллектуальный процесс уникален и мне жаль тех, кто его не понимает. 

Поэтому книги для нашей семьи большая ценность, а чтение не только наслаждение, но и собственное развитие.

Спасибо большое за чудесный рассказ. Восхищают такие творческие семьи, да ещё и дружно любящие книги. Еще похвастаюсь, что у меня есть две книги Максима и даже подписанные :)
-14

Пересеклись на книжной ярмарке non/fictioN
Пересеклись на книжной ярмарке non/fictioN

Напомню, что у Максима Шарапова есть сайт - максимшарапов.рф

Все истории домашних библиотек собраны в подборке канала.

Если вы владелец домашней библиотеки, приглашаю поучаствовать в рубрике. Напишите мне на почту mashasizova17@gmail.com или в комментариях, я вышлю анкету с вопросами.

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал ❤️