1️⃣ по-аристократически чопорно обнажить пузико, слушая музыку;
2️⃣ с задором неофита играть на барабане, аккомпанируя танцовщикам;
3️⃣ позвать на пир буддийского монаха, для пущего веселья.
Это "Ночная пирушка у Хань Сицзая" - изображение на шелке длиной 3 метра.
Приписывают его художнику Гу Хунчжуну, но это не точно. Сначала свиток датировали 13 веком, сейчас 11-12 веками, так как в каталоге коллекции императора Хуэй-цзуна, жившего аккурат в конце 11-начале 12 веков, нашли упоминание о нем. Неясно был ли сей свиток оригинальным или это список с первоначальной картины Гу Хунчжуну (10 век), или это просто создание по мотивам известной легенды.
Вернее не легенды, а анекдота:
Хань Сицзай был неприлично важной персоной - министром в правительстве императора Южного Тана Ли Юя (последний император династии Тан). Человеком он был весьма образованным и просвещенным, разбирался в живописи и поэзии, отличался благородством и скромностью, и на протяжении всей карьеры преданно служил трем императорам Южного Тана.
Тем не менее ходили слухи, что вел этот Хань Сицзай жизнь развратную, увлекаясь ночными пирушками, танцами и музыкой. Слухи эти, само собой, быстренько дошли до Ли Юя, монарха в высшей степени мнительного, ибо в землях Южного Тана тогда была масса проблем - династия Тан страдала от наступления княжеств из северных районов страны. Император, как следствие, решительно маниакально подозревал в измене всех кого не лень. Узнав, что Хань Сицзай пустился во все тяжкие, Ли Юй запаниковал, ибо министр был выходцем из дворянства северной части страны, а на его вакханалии сбегался весь высший свет Южного Тана.
Но это только пол беды. Аккурат в это самое время Хань Сицзай подал в отставку. Подозрительно, а для параноика Ли Юя так и вообще критически вопиюще (а в отставку министр подал потому, что последний император династии Тан оказался правителем слабым, малодушным и Хань Сицзай начал терять свое влияние при дворе).
Но китайцы все-таки очень мудрый народ и умеют действовать тонко, даже под властью панических атак.
Как вы думаете, что сделал Ли Юй? Отправил в роскошные покои Хань Сицзая, на его очередную пирушку, художника! Шах и мат, товарищи. Миссия Гу Хунчжуна состояла в том, чтобы все зафиксировать и визуальный отчет своему правителю предоставить - живописный свиток аки документальное кино (где раскадровка на 5 сцен - раскадровка очаровательная, ибо отделен один акт от другого мебелью), ну а художник - шпион и следователь.
Приехал Гу Хунчжун к Хань Сицзаю, обстановку разведал, все запомнил (сам отдохнул), ну и выдал по возвращению 3-х метровую композицию. Усидел сие творение Ли Юй и обрадовался, ибо сановники его разгульничают и пороку предаются, а не интриги да заговоры плетут.
Это я все к чему? Во-первых, нужно уметь отдыхать красиво. И не важно, в отставке вы или нет.
(потому что с анегдотом этим тоже дело туманное - по другой версии, Ли Юй отправил художника-детектива, дабы понять, может ли Хань Сицзай сохранять холодный ум и здравый рассудок, чтобы продолжать стоять у руля или же его пора на покой отправлять).
Во-вторых, так повелось, что каждое столетие китайские художники на разный лад и по любому поводу обращаются к этой "Пирушке" Гу Хунчжуна (будем считать, что он автор), ибо нет ничего более привлекательного, как сказ о гнусненьком министре, превратившемся в тусовщика после множественных неудач на государственном поприще и потери многолетней власти.
И вот вам один из таких культурных диалогов - "Ночная пирушка Лао Ли" (2000) Ванг Кингсонга или Цинсуна (Wang Qingsong), его по-разному переводят.
Ванг Кингсонг/Цинсун аккурат аки Гу Хунчжун - считает себя и журналистом (следователем), и художником: "Я думаю, что это бессмысленно, если художник создает искусство только для искусства. Ради искусства. Мне кажется, что драматические изменения в Китае превратили Китай в огромную игровую площадку или строительную площадку. Каждый раз, когда я приезжаю в город, я задыхаюсь от загрязнения, социальных противоречий и так далее. Все эти факторы способствуют тому, что художники не могут заниматься искусством только ради искусства. Я думаю, что для художника было бы абсурдным игнорировать то, что происходит в обществе".
К древнему китайскому шедевру Ванг Кингсонг/Цинсун обратился, поскольку "это старинное произведение искусства отражало тогдашнюю общественную жизнь в потоках преобразований и изображало жизнь озабоченного интеллектуала и высокопоставленного чиновника Хань Сицзая. Он был бессилен осуществить свои идеалы восстановления страны. Чтобы "очистить" себя, он предпочел уклониться и "предаться" комфорту. По прошествии нескольких столетий, несмотря на частую смену китайских династий, статус интеллектуалов в обществе остался прежним. С некоторыми мыслями по этому вопросу я создал "Ночное веселье Лао Ли". Это портрет современной китайской действительности в этом новом столетии, отражающий положение современного китайского народа и, в частности, интеллектуалов" (Ванг Кингсонг/Цинсун)