Найти тему
Даниловский краевед

Названия наших деревень. Манжаково, Бурцево, Жолнино, Николо-Отводное

Оглавление

Значительная часть современных Даниловского, Первомайского и Любимского районов Ярославской области в древности входили в состав Костромских земель или как раньше говорили "тянули к Костроме". Село Вятское с деревнями тоже образовалось в Костромском уделе как центр вотчины, принадлежавшей московским митрополитам.

с.Вятское, Ярославская область
с.Вятское, Ярославская область

В грамоте, датированной 1473 годом, опубликованной в сборнике «Актов феодального землевладения», повествуется о земельном споре и говорится, что «лет за шестьдесят» до начала тяжбы, «до мору» спорная земля «тянула к Вяцку». Таким образом, речь идет приблизительно о 1420-х годах. Так что, уже в начале 15 века Вятское не только существовало, но и было центром значительной и обладавшей определённой долей самостоятельности территории. Имеются и другие документы, которые позволяют отнести возникновение села в 14 век.

Появление некоторых деревень в окрестностях села зафиксировано в другой грамоте (№260, "Акты феодального землевладения") – «Разъезжая грамота Ивана Семенова сына Головы Лыкова, по докладу дворецкому Петру Васильевичу Великому, на землю Шаховской вотчины, Жарской волости, в Костромском уезде, с митрополичьей землей Вяцкой волости».

Разъезжая – значит межевая, устанавливающая границы земельных владений.

«...посадили митрополичьи крестьяне за Никольскою речкою на Вятской стороне три деревни на Жарских землях: Воронино, Онисимово, Прудищо...»

Термин "посадили деревню" означает, что на этом месте был распахан участок и построена изба, в которой поселилась семья крестьянина-землепашца.

«...посадили митрополичьи крестьяне на Жарских землях на другой стороне речки Никольской Афонасовскую деревню, да Максимовскую деревню, да Титовскую деревню, да Пестовскую деревню, да Монжаковскую деревню, да Бурцову деревню, да Потапову деревню, да Татаринову деревню... да Кишанинову деревню, да Филневу деревню, да Желнинскую пустошь, да Мышкину деревню, да Иевцову деревню...»

Некоторые названия хорошо идентифицируются с современными населёнными пунктами: Афанасово, Манжаково, Бурцево, Прудища, Жолнино, Кишаново. Некоторые исчезнувшие деревни можно обнаружить лишь на старых картах уезда: Воронино, Филнево, Титово, Потапово, Иевцево. Часть названий никак не ассоциируется с современными топонимами. Их расположение неизвестно, либо угадывается лишь приблизительно: Максимово, Пестово, Татариново, Мышкино. Для всех обозначенных деревень указано, что основали их митрополичьи крестьяне Вятской вотчины.

деревни, упоминаемые в грамоте Ивана Лыкова 1499 г.
деревни, упоминаемые в грамоте Ивана Лыкова 1499 г.

Грамота датируется 1499 годом. Мы можем оценить появление указанных деревень периодом 1450 — 1490 гг. Хотя в виде починков и пустошей эти названия могли появиться и ещё раньше.

Манжаково

Начнём с самого загадочного названия из деревень, упоминающихся в грамоте. Манжа́ково уникально, другого такого или похожего в России  нет. Слово Манжа́к, от которого происходит название деревни, неясного происхождения. Есть несколько версий.

Во-первых, слово имеет схожую этимологию с редким, диалектным славянским глаголом ма́нжить – «идти быстро, спешить». Сейчас слово знакомо только хорошим знатокам южных говоров русского и украинского языка. В таком случае прозвище Манжак отражало особенности характера и поведения – "торопливость, суетливость, спешность". Прозвище вероятно носило обсценный (негативный) характер. Манжаком на Украине иногда называют... таракана. Именно за его свойство очень быстро и суетно бегать.

-3

Нельзя однозначно утверждать, что деревня Манжаково значит Тараканово. Прозвание насекомого могло быть также вторичным, нарицательным. Как только его не называли – "прусак, мурзилка, стасик, феликс". Само слово таракан – это тоже какая-то шутливая аллюзия на восточного чиновника-таркана. Слово «таракан» пришло из турецкого и регистрируется в письменных источниках не ранее 17 века. Можно предположить, что ранее этих насекомых называли именно манжаками.

Название деревни появилось в 15 веке, а то и раньше. В те времена ещё не было существенных языковых различий юга и севера Руси. Слово «манжак» в виде прозвища вполне могло быть в ходу и во Владимиро-Суздальской Руси. Со временем на севере оно выпало из языка, осталось лишь на южных окраинах.

Согласно другой, более экзотической версии слово «манжак» пришло к нам с востока и означает выходца из Манджу, то ли кочевого племени, то ли области в дальних степях. Можно обратить внимание на сходство с названием страны Манчжурии на Дальнем Востоке. Поиск в базах данных людей с фамилией Манжаков дает нам некоторые примеры жителей Поволжья и Казахстана с восточными корнями, с именами Шакир, Маннан, Доржа, Бимерза. Встречается даже Манжа Манжаков. 

Народная легенда также связывает происхождение названия деревни с восточными мотивами. Помните легенду про село Вятское, как монгольский хан из Орды завяз в своей кибитке в непролазной грязи? Предание утверждает, что татары всё-таки преодолели бездорожье и остановились станом на отдых на берегу речки Саводранки. А того хана как раз и звали Манжак. Сказка ложь, да в ней намёк...

Тот самый луг на берегу речки Саводранки, на котором по преданию остановился Манжак на отдых
Тот самый луг на берегу речки Саводранки, на котором по преданию остановился Манжак на отдых

И намёк кстати весьма существенный. Действительно, можно предположить, что монгольское слово «манжак» – это предшественник более позднего турецкого термина «таркан». Оба слова в разное время использовались в сатирическом ключе для прозвания рыжих насекомых спутников человека. В более поздние времена, в 17 веке, эта шутливая аналогия перешла от «манжаков» на турецких чиновников «тарканов».

Таким образом, словом «манжак» в Золотой Орде могли называть сановника, чиновника ордынской администрации. За заискивающие манеры, семенящую угодливую походку их в народе также сравнивали с противными насекомыми.

Человеком по имени Манжак, от которого унаследовала название наша деревня, действительно мог быть выходцем из татар из среды мелких чиновников, перешедших на службу к русским князьям из Казани или Ногайской орды. О чём возможно и повествует нам народная легенда. В таком случае, действительно, в Манжаково приезжал хозяин-татарин (не хан конечно, это уж народная молва преувеличила) за податью три раза в год. Ночевал в походном шатре на лугу за речкой Саводранкой.

При этом, это вполне мог быть и русский человек по прозвищу Манжак. Такое прозвище он мог получить по разным причинам. Например, это могло быть крестьянское насмешливое прозвище за природное сходство с рыжим насекомым (рыжие волосы или суетливая походка). Наконец, это могло быть и экзотическое прозвище у боярского отпрыска, владельца деревни, как память о службе на южных рубежах Руси.

Бурцево

Название деревни произошло от имени Бурко или Бурец, уменьшительных вариантов от Бурый. Бурый – значит темнолицый, с лицом коричневого оттенка. Такое имя нередко встречается в древних грамотах:

Бурец Федор Дмитреев сын, земский человек Московского гос. 1482. Андрей Бурко, крестьянин, св. 1493. Бурко, крестьянин Туранского пог. 1495. Бурец Осташов, крестьянин Зоборовского пог. 1495.

Интересно, что у главного героя грамоты московского воеводы Ивана Лыко в летописях в 1484 году в качестве главного помощника упоминается служивый по имени Бурец. Вполне может быть, что Бурцево была именно его деревней.

Жолнино

Жолна, жёлна – это чёрный дятел. В наших местах тоже водится эта красивая и забавная птица.

Черный дятел жёлна
Черный дятел жёлна

Птичье прозвище Жёлна вполне типично для деревни. В словаре Даля есть несколько диалектных слов от этого корня. Жёлна могло обозначать "бойкого, активного" или "надоедливого, приставучего человека" или "тот, кто беспрестанно ест". Глагол жёлнить – неотступно просить, выпрашивать, клянчить.

Как жёлна всё долбит одно место в дереве

Интересно, что в начале 20 века в деревне была семья, глава которой носил фамилию Бодрый.

Иевцово

В грамоте упоминается деревня Иевцово. Поиск на картах Ярославской губернии не дает результатов. Возле Вятского нет такой деревни. Но все же попробуем разобраться, что скрывается за ним. Ставим вопрос Чьё?, получаем ответ – Иевца. Иевец это уменьшительная форма христианского имени Иов. Имя библейское, ветхозаветное, для русского языка непростое. Особенно в быту. Попробуйте-ка так мальчишку позвать.

В обиходе от этого имени обычно использовали уменьшительные формы Евка (Иевка) и Евля (Иевля). Для взрослого мужика – Иев, Иевец. Заметим, что в Вятской волости, чуть дальше в сторону Уткина, есть деревня Евково. Название её происходит от производной формы Евка (Иевка). На картах губернии оно обозначено как Иевково или Ивково (деревня очевидно доставляла головную боль канцелярским крючкотворам).

-6

Анализ более поздних описаний Вятской волости (1562 г.) показывает, что Иевцово находилось возле деревни Насоново на берегу реки Ухтомы. Деревушка исчезла ещё в 17 веке. Возможно деревня Чулково, что располагалась напротив Насонова через речку являлась бывшим Иевцевым.

Филино и Филнево

В Манжакове за речкой расположена деревня Филино. Мы уже знаем, что такие названия происходят от уменьшительного Филя (Филипп или Филимон).

-7

Раньше неподалеку было ещё и сельцо Филнево между Жолниным и Кишановым. В Филневе в 18 веке проживали помещики из рода Борщовых. После отмены крепостного права сельцо исчезло с карт губернии. Название тогда ещё деревни упоминается в грамоте 1499 г.

От какого имени могло произойти название Филнево? Пробуем восстановить прозвище хозяина по схеме владения:

Чьё хозяйство? – Филнево, Филни.

Что за Филня такая? Ни в справочниках, ни в грамотах такого имени не встречается. Филино и Филнево очень похожи. И не спроста. Филнево могло произойти от отчества и является вторичным по отношению к деревне Филино. Это мог быть выселок одного из потомков Филиппа, первого хозяина деревни Филино.

В качестве второго сценария можно предположить чисто канцелярскую основу. Название Филнево могло появиться на кончике пера древнерусского дьяка-писца. Обе деревни могли быть связаны с одним Филиппом (Филей). У дьяка возникла задача записать обе деревни с названиями от одного корня, но так, чтобы их можно было однозначно идентифицировать и различать. Первую, основную деревню он записал с использованием суффикса -ин (Филино). Второе название он сформировал из первого посредством добавления другого стандартного суффикса притяжательных прилагательных -ев: Филинево. Дьяк подумал-подумал и выбросил лишнюю букву, получилось Филнево.

Кишаново

Уменьшительное имя Кишаня, лежащее в основе названия деревни Кишаново, происходит от крестильного имени Акинфий по схеме:

Акинфий Акиша Кишаня

В Ярославской области можно найти деревни с названиями Акишино, Акишево, Кишкино, Кишкинское, Кишатино. Все они образованы от деривата Акиша имени Акинфий. В местном деревенском говоре для названия деревни звучала и уменьшительная К-модификация – Кишанки.

-8

Титово

В грамоте упоминается деревенька Титово. Название происходит от крестильного имени Тит. Судя по первым картам Даниловского уезда Титово было выселком Вятского, располагалось на берегу Ухтомки. Исчезла ещё в 19 веке, сейчас это территория села в районе улицы Телушкина.

Прудища

Воевода Иван Лыков очень своеобразно "развёл" деревни. По принципу "это тебе, это опять тебе, посмотрим... не обделил ли я себя".

кадр из к/ф "Свадьба в Малиновке"
кадр из к/ф "Свадьба в Малиновке"

В итоге, согласно грамоте лишь три деревни достались митрополиту и целых 13 (!) великому князю. Баланс весьма показательный.

Деревня Прудище в документе указано на Вятской стороне по Никольской речке в составе трёх деревень, доставшихся мирополиту. Названия с суффиксом -ищ сообщают нам о признаке местности или хозяйственном объекте в смысле "бывшее когда-то" или "издавна". То есть Прудища – это место где издавна были пруды.

В этой местности пруды играли очень важное значение, судя по частому использованию этого термина в локальной топонимике (Напрудское, Захарьино на прудах, Копанцы, Запрудье, Студенцы и т.п.)

Николо-Отводное

В грамоте 1499 года есть некоторые косвенные намёки на наличие уже в то время села Никольского в Отводном с церковью Николы Угодника. Речка Саводранка в грамоте названа речкой Никольской:

«... Никольскою речкою вверх до Вологоцкие дороги до броду»
погост Николо-Отводное
погост Николо-Отводное

Очевидно, что речка названа по названию села Никольского, расположенного на ней. Также в грамоте упоминается термин "старый отвод". Отводом в крестьянском хозяйстве обычно назывался земельный участок, огороженный полевой изгородью с воротами из жердей. Этот "отвод" в грамоте служит ориентиром и имеет большое значение в местном землеустройстве.

«... и тут у броду за старым отводом...»

Старый отвод обозначает начало земельного удела, либо ворота ведущие к земельным наделам, отведённым (выделенным) когда-то к Шаховской волости Великого Князя Московского. Сама Шаховская волость находилась при этом по другую сторону Вятского. Это проясняет смысл названия села Отводное. Оно являлось эксклавом, внешним фрагментом земельных угодий села Шахова (как Калининградская область). Грамота Ивана Лыкова фиксирует некоторые приращения к этому старому великокняжескому отводу в виде вышеупомянутых деревень.

***

Для любителей истории приводим полный текст грамоты в переводе на современный русский язык.

1499 г. апреля. – Разъезжая грамота Ивана Семенова Головы Лыкова, по докладу дворецкому Петру Васильевичу Великому на земли Шаховской вотчины Жарской волости в Костромском уезде с митрополичьей землей Вятской волости.

По государевой великого князя Ивана Васильевича всея Руси грамоте и по списку, я Иван Голова Семенов сын Лыков развел земли великого князя Шаховской отчины Жарской волости деревни, и пустоши, и пожни, и леса, с митрополичьими землями Вятской волости от устья реки Чичермы Никольской речкой вверх до Вологодской дороги до броду. И тут у броду за старым отводом посадили митрополичьи христиане за Никольской речкой на Вятской стороне три деревни на Жарских землях: Воронино, Онисимово, Прудищо, и те три деревни велел князь великий отвести к Вятскому к митрополичьему.

А те, что посадили митрополичьи христиане на Жарских землях на другой стороне речки Никольской, Афонасовскую деревню, да Максимовскую деревню, да Титовскую деревню, да Пестовскую деревню, да Монжаковскую деревню, да Бурцову деревню, да Потапову деревню, да Татаринову деревню, да вступились в наволоки по обе стороны Лопковской речки, да в Железниковской луг, да Титовскую деревню посадили, да Кишанинову деревню, да Филневу деревню, да Желнинскую пустошь, да Мышкину деревню, да Иевцову деревню, и те деревни, и пустоши, и леса, и наволоки, и луга велел князь великий отвести к своей волости к Жарской.

От брода, от Вологодской дороги вверх по Никольской речке до устья Левашовской речки, а Левашевской речкой вверх же до Прудищного оврага, а Прудичным оврагом вверх же до болотца, а от болотца по берёзам по граням до борти до пустой до дубовой, а от борти от дубовой по граням на лежачий дуб на великой на жжёной, а от жжёного дуба от лежачего на дуб на великий на стоячий, а на нем грани старые заросли, а иные жжёны, а дуб стоит у селища у Нестеркова, а Нестерково селище в левой стороне митрополичье, а на правой стороне дуба другое Нестерково великого князя Жарской волости починок, от дуба от старых граней подле болотца на пень на березовый на обгорелый, да на ель, а на ели грань, а от ели на осину, а на осине грани, а от осины по конец луга по ямам до оврага, а оврагом в реку в Семеновскую, правая сторона великого князя земли Жарские волости, Шаховские отчины деревни, и пустоши, и пожни, и леса, и луга, и наволоки, а левая сторона земли митрополичьи Вятской волости.

А на разделе были:

Шаховской отчины Жарской волости Иван Тимофеев, да Илья Окулов, да Тучко Павлов, а Вятской волости были христиане Ондрон Селиванов, да Осей Лукин, да Кузьма Семенов.

Весь список перед дворецким Петром Васильевичем Иван Голова Семенов сын Лыков положил, и из Шаховской отчины из Жарской волости Ивана Тимофеева, Илью Окулова, Тучка Павлова и Вятской волости митрополичьих христиан Ондрона Селиванова, Осея Лукина и Кузьму Семенова поставил.

И дворецкий Петр Васильевич, выслушав список, спросил у обоих истцов: был ли вам таков раздел, как в этом списке написано?

И все истцы, Жарской волости Иван Тимофеев, Илья Окулов, Тучко Павлов, а из Вятской волости митрополичьи христиане Ондрон Селиванов, Осей Лукин, Кузьма Семенов сказали так: перед нами, господин, такой раздел был, как в этом списке написано.

И дворецкий Петр Васильевич к сему списку к разводному печать свою приложил. А подписал великого князя дьяк Микифор Кобелев лета 7007 апреля.

* 7007 год от сотворения мира соответствует 1499 году от Рождества Христова.

-11

Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!

#Манжаково #Вятское #Жолнино #Кишаново #Филино #Филнево #Бурцево #Прудища #Отводное