Вот уже несколько лет, как я создала таблицу для обучения навыкам определять синтаксические ошибки. Убедилась в её эффективности. Нравится детям.
Но здесь я не смогу сразу полностью её разместить,потому что некоторые моменты останутся непонятными: для экономии места многое написано в сокращенном виде. Думала-думала: как, с одной стороны, поделиться, а с другой стороны, сделать материал доступным. Решила по частям. Если "пойдёт", в конце вставлю скриншот полной страницы.
Думаю, Д и Г понятны - это деепричастие и глагол. Предупреждаю: конечно, никаких новых знаний вы от меня не услышите. Моя задача - сделать материал доступным и "легко усвояемым", а это возможно только, на мой взгляд, через какие-то алгоритмы. Вот это я и люблю, и вроде как умею делать.
Итак. Принцип распределения материала следующий: справа я пишу кратко название вида ошибки, выделяю его цветом. А вот слева первая колонка - это, как я называю ученикам, "маячки", которые они и должны искать в тексте. Между этими двумя колонками ячейки с тем самым алгоритмом, то есть с последовательностью действий или с важными моментами , а также с указанием норм употребления.
Нарример, вот так выглядит самая простая часть, посвящённая ошибкам в употреблении деепричастного оборота:
Объясню. 1 шаг. Увидел деепричастие.
2 шаг. Найди глагол. Сравнить время - для того чтобы исключить такую ошибку, как "Заканчивая работу, он пошёл..." (правильно: закончив.., он пошёл..) Редко, но встречала такое в вариантах ЕГЭ.
3 шаг. Найди, кто или что выполняет действие (лицо).
4 шаг. Иди "задом напрерёд", называя в таком порядке: лицо - действия деепричастия и глагола. Вывод будет обязательно правильным.
Это даётся очень легко. У детей пропадает страх перед этим заданием, далее - уже веселее.
Чтобы рассказать об ошибках в употреблении причастных оборотов, необходимо вступление.
Весь процесс подготовки к ЕГЭ выстраиваю в следующем порядке:
№ 9-11 (всё, что связано с составом слова).
Далее начинаю блок орфограмм, связанных с различением частей речи. Конечно же, главное внимание - прилагательному и причастию. О том, как учу различать, рассказывала здесь .
Теперь смело приступаем к №17, где отрабатываем навык легкого выделения оборота. Здесь тоже есть алгоритм из 3 шагов:
1. увидел (услышал во время диктанта) - причастие/деепричастие.
2 шаг - есть ли оборот? Здесь самая большая трудность -смешение главного слова и зависимого, входящего в состав оборота. Для того, чтобы избежать этого, пишу возможные вопросы, которые можно задавать ОТ причастия и прошу называть само причастие вслух ( и это, действительно, как ни странно помогает). И этот рисунок-схема вопросов всегда должен быть перед глазами, постепенно надобность в нём отпадает.
3 шаг - кто это делает? (именно так, даже если это неодушевлённое лицо, потому что это лучше срабатывает и нет путаницы с В.падежом. Вы можете, конечно, пойти свом правильным и привычным путём).
А дальше схематично условия выделения оборотов.
За одно-два занятия ( с использованием имеющихся хороших тренажёров) дети усваивают этот трудный момент, и можно приступать к отработке правописание с НЕ, а также Н и НН (задания №13,15).
И вот тут ввожу виды ошибок в употреблении причастий и деепричастий.
Так вот "видение" ошибок в употреблении причастного оборота выстраиваю по выученному алгоритму.
У меня это так:
Убеждаю детей в том, что главное - это не только видеть ошибки, но и не допускать их самому. Для этого даю для работы задание на редактирование.
Думаю, пока хватит. Как говорят в армии и как говорю ученикам: учите мат.часть.
А теперь улыбнитесь..