Найти тему
Рейтинг Рунета

Как мы выбираем? Мифы про уникальность и индивидуальность

Хотите оскорбить современного человека? Скажите ему, что он такой как все. А ведь каких-то лет 100 назад (а в нашей стране и того меньше — «скованные одной цепью и всё такое), быть как все, чувствовать свою принадлежность к группе и „похожесть“ на нее было архиважно.

Очень круто про это пишет
Шина Айенгар в своей книге „Искусство выбора“:

В 1950–1960 гг. покупка товара из чисто практического действия превратилась в акт самовыражения, самоидентификации. Вместе с провозглашением индивидуальных ценностей и независимого мышления в противовес конформизму, начался процесс глобализации, который помог этим индивидуалистическим идеям распространиться по всему миру, наряду с такими символами независимости, как напиток Coca-Cola и джинсы Levi’s.

Люди поверили в свою индивидуальность и уникальность, иногда завышая самооценку. Им лучше было оказаться в меньшинстве и иметь ошибочное мнение, чем пристать к большинству. Мы все время убеждаем и себя, и других в том, что мы лучше „толпы“, подтверждая известный психологам эффект „лучше среднего“. Мы стремимся лучше работать, инвестировать, рассказывать истории, быть лучшими родителями и лучшими любовниками и т.п.

90% населения считает, что принадлежит к 10% людей с наивысшими способностями и интеллектом. Свои действия они считают уникальными, осознанными, а действия других людей приписывают влиянию толпы. Когда владельцев iPod спросили, почему они купили именно этот продукт, они ответили, что „выбрали его осознанно за компактность, большой объем памяти, удачный дизайн... в отличие от других покупателей iPod, которые подражали толпе“.

Если спросить человека, насколько он похож на других, то он ответит: „Не очень“. Но если спросить, насколько другие похожи на тебя, то ответ уже будет утвердительным. Парадоксально, мы ведь спрашивали одно и то же! Иногда мы не можем надеть галстук или другую одежду, которая нам нравится, только потому, что похожую одежду могут надеть наши сотрудники. Мы должны найти себя и в то же время понимать, с какой группой людей мы можем себя идентифицировать».

Интересно, правда?

И каков размах мастерства наших коллег-маркетологов по всему миру, которые по сути виртуозно балансируют между «я — уникальный» и «мне, пожалуйста, новую модель iphone».