Богата и удивительна биография Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря, одного из древнейших в Москве. Он горел в пожарах и подвергался осквернению неприятелем. Его упраздняли и возрождали, чтобы снова закрыть. Здесь обитали представительницы царской семьи и отбывали наказание политзаключëнные... Основные страницы этой книги мы пролистаем сегодня.
Первые страницы биографии
Основан Иоанно-Предтеченский монастырь в XV веке. Но точная дата остаëтся загадкой для современных историков. По одной из версий, сначала он располагался в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы произошли первые серьëзные перемены для этой обители: после рождения у Василия III наследника (будущего царя Иоанна Васильевича Грозного) монастырь переехал на другой берег Москвы-реки, на Кулишки. Знаете такое выражение: "у чëрта на куличках"? Так вот это как раз о том самом месте!
Тогда, в XV-XVI веках, монастырь и впрямь находился на окраине города - теперь же это самый центр. Район станции метро "Китай-город", Малый Ивановский переулок.
Первый собор Иоанно-Предтеченского монастыря был выстроен одним из итальянских мастеров, работавших в 1510-1530-е годы в Москве, и в дальнейшем перестроен на средства Ивана Грозного. В 1640-е построили трапезную и возвели колокольню. Окончательно ансамбль монастыря сложился к концу XVII столетия.
"Мрачные стены — мрачные дела"
Ивановский монастырь был местом царского богомолья и княжеских захоронений. А ещё сюда ссылали неугодных царскому двору женщин - насильно постригали их в монахини.
Например, именно "сюда привезут из Владимира насильно постриженную на Белоозере вторую жену царевича Ивана Ивановича Прасковью Михайловну Соловых". Здесь же "была насильно пострижена разлучëнная с супругом, низвергнутым царëм Василием Шуйским, Мария Петровна".
(Молева Н.М. Тайны московских монастырей)
Может, поэтому москвичи стали так говорить об Ивановском монастыре: "Мрачные стены - мрачные дела".
Былая слава "тайной тюрьмы" вернулась к этому месту в XVIII столетии. 25 лет здесь прожила некая Августа Матвеевна под именем монахини Досифеи. Возможно, именно она была княжной Августой Таракановой, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Возможно, не выдававшей, а являющейся таковой.
Жизнь этой персоны полна мифов и загадок, тогда как история ещё одной знаменитой узницы Ивановского монастыря вполне реальна, хотя и фантастически страшна.
Известная своей звериной жестокостью помещица Дарья Салтыкова ("Салтычиха"), убившая, по версии следствия, 138 человек, провела в Ивановском монастыре 33 года. Из них первые 11 - в специальной "покаянной камере" (по сути, вырытом в грунте склепе).
Да, в биографию Иоанно-Предтеченского монастыря вплетены и такие страницы. И много чего ещё было: опустошение страшными московскими пожарами, разграбление польскими интервентами и французскими войсками...
Ликвидация монастыря и возрождение. Век девятнадцатый.
И ведь "усилия" армии Наполеона не прошли даром: после событий 1812 года почти полностью сгоревший Ивановский монастырь был упразднён и более полувека стоял в запустении, пока Александр II в 1859 г. лично не утвердил проект возрождения обители. Новый архитектурный ансамбль монастыря создавал известный московский зодчий М.Д. Быковский.
Древние монастырские здания были снесены. В том числе, и собор.
Вспоминает писатель Ф.А. Гиляров: "Помню сломку старой церкви и колокольни прежнего Ивановского монастыря, бесполезное варварство... Вдруг на месте старого здания образовалось белое облако мелкой извести: а когда ветер разнëс этот столб, где были старинные здания, лежала только куча кирпичу".
Получалось, что Ивановский монастырь рождался заново. Вернее, это была уже другая обитель, которую с прежней связывало лишь место и название.
В центре монастырского двора-атриума, на месте снесённого древнего храма, был построен новый Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это совершенно уникальный памятник русской архитектуры, собравший в себе элементы классицизма, романского и готического стилей.
Мощный купол величественного собора виден издалека и придаëт особую атмосферу этому уголку старой Москвы. Внешне здание напоминает собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции:
В архитектурный облик монастыря М.Д. Быковский вплëл мотивы средневековых обителей Западной Европы и традиции русского монастырского зодчества. Четырьмя арочными галереями он связал собор с храмом Святой Елизаветы, двумя колокольнями, больничным и другими корпусами.
Почти готовый к 1877 году монастырь был открыт лишь два года спустя: помешала Русско-турецкая война. Отдельные корпуса обители были отданы под госпиталь для участников войны, нуждающихся в лечении.
Новая жизнь старинного монастыря началась в 1879 году. Длилась она относительно недолго, до 1918-го. Но это уже другая история. Продолжение следует...