Найти тему
Мария Рачинская

Голос Довлатова КОН-ЦЕП-ТУАЛЬ-НО пробил дикость бытия,став рупором уходящей эпохи... Орленок... взлети выше солнца и степи с высот огляди...

"Я оглядел пустой чемодан. На дне - Карл Маркс. На крышке - Бродский. А между ними - пропащая, бесценная, единственная жизнь..."

Ну что же вы так накосипорили, товарищи?! Куда смотрел главред? Понимаю, что теперь эдак в 2023 я стал любимчиком, тираж и у этой книги не мал - 2 тысячи! А ошибок эх, многовато-то для одной книги. Вот зачем желудок покалечили, почему лишили его буквы Д , желука, ну где ж это видано? Или ещё один перл уходящей эпохи - с Леной разьедИмся- почему тут поселилась буква И , мы же не о трапезе, а о переезде говорим, точнее о разъезде душ человеческих... да, насчитал ошибок - близятся ко второму десятку. Но все бы ничего, да и что-то текст местах в трёх прямо очень бы поправить просится - повторяется и про двойника, и про переписку в Заповеднике служащих об экскурсиях, которые водил в Пушгорах, и про фотографии на помойке вообще прямо ощущение, что забыли , что уже писали. Автор мог и не заметить, текст -то уже примелькался, а вот редактор то , что отошёл покурить на весь процесс редактуры и так и не вернулся?! Несмотря на эти ляпы и нестыковки, мне понравилось . Посмеялся. Погрустил. Захотелось огурчика, грибочка и так накатить, вспомнить былые времена. Да ещё позвать Бродского, Битова, Камю с Посторонним, Пушкина , конечно, тоже. Часто тут встречается по ходу пьесы. А задумка с голосом моим да, многое уловили. И рыбный магазин на Рубинштейна, ну любили Рыбинштейнить в школьные времена. Осетрина была отличная. Как и первая жена. Первой свежести. Ася, Асетрина. Не получилось сохранить брак, даже чуть не сел под конец брачной катавасии - стрелял, обошлось и разошлись, правда и сходились - дочка Маша родилась. О Таллинском периоде вообще песня, лучше чем Говорухин в своём фильме "Конец Прекрасной эпохи" и не расскажешь. В Таллине дочка Александра появилась на свет, меня ждали нетуманные перспективы- издание полноценного сборника рассказов, но у одного из "фабрикантов" конфисковали книгу, меня допрашивали, еле-еле выплыл, накуролесил и опять ни с чем вернулся в Ленинград. Непутевый товарищ я оказался, денег не умел заработать, мать и жену накормить. На троллейбусной остановке встретил Лену. Во втором браке с ней родилась дочка Катя. Три дочки. Да, такая история.

А печатать меня уже начали в 36 лет - в Ардисе (USA) книги, в Париже - рассказ . Тут бы порадоваться. Да, отдельное спасибо за отрывки, включённые в книгу. Из Зоны, Заповедника, Филиала, сборника Наши... из переписки с отцом, озадачили сравнением с "Письмом отцу" Франца Кафки... Камю. Посторонний? Нет. Скорее жажда писать была сильнее во мне , чем все остальное. Вот даже жил уже вместе со второй женой , находясь в разводе из-за невозможности изменить условия проживания, так и мучались, и уже не жена, и уже не муж, дочка наверно страдала... летел я в свою пропасть, хотел и летел... на всех порах меж армии в три года, потом второго отчисления из ВУЗа. Мать отчаялась, уже не верила. Потеряла веру. Да ещё и брат сводный Борис загремел на нары, я конвоиром, надзирателем, а он - сидеть... да что там , оба сидели. Здание то одно или опять мираж?! Но это уже когда работать начал в лагере. На Зоне. Рад, что помните и не забываете мою фигуру. Может и виделись на Невском, или у цирка Чинизелли, или в Бродячей собаке, или в маргинальном Сайгоне, кто знает? В театре Ленсовета на премьере не был, Заповедник там поставили в своё время, гремел или нет?

Пора заканчивать. Вот такой мой голос, да, встретивший и отъезд Бродского в 1972 ... и отъезд ещё многих и многих... пока сам не улетел ...

Вот так с Чемоданом теперь вы меня часто и видите, да ещё и на Рыбинштейна мой масштабный силуэт в бронзу залили, нет, не в бронзу? А жаль. И скверик такой камерный появился на Загородном проспекте, недалеко от улицы Правды и метро Пушкинская, почти напротив дома- музея Римскому-Корсакову - помузицировать что ли, когда приеду, навестить, сочинить сонет "Довлатову от Пушкина комсомольский ауфидерзейн". А соседняя перекрестная с Загородным улица Ломоносова напоминает, как позировал скульптору в образе самого Михайло Васильевича - под землей на "Ломоносовской", и вспоминая Медный всадник, я сразу влезу на коня, чтоб видели богатыря!

До встречи в Заповеднике, товарищи. На экскурсию? Поехали! Там и дом мой теперь ожил, попал в экскурсионную программу, и Довлатовские дни ежегодные теперь. Вот как бывает. В Пушгорах. Не только дух Пушкина поселился, но и мой на радость читателям, любящим прозу Пушкина и мою. Неужели дожил до того, что теперь стою рядом с великим русским поэтом? И кто? Я ,Сергей Донатович Довлатов, рождённый в 1941 году в эвакуации в Уфе, просто повезло - вовремя выехали из Ленинграда , помогли мамины и папины сослуживцы по Академическому театру драмы имени А.С.Пушкина. И ведь опять Пушкин. Не верю, товарищи, не верю! А вот желуДок поправьте... не порядок, …он и так больной у меня, а тут еще и без Д…

И уже заходя на трапе самолёта замыкающим все шествие за мамой и перед конвоиром, я не мог не вскинуть руку говночиста, держа в другой руке свой единственный чемодан, перевязанный старой бельевой веревкой ,- ведь вся моя жизнь смогла уместиться в нем , и не продекламировать по памяти строки из письма моего друга Иосифа в адрес Брежнева при отъезде шесть лет тому назад:

"Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге."

Да, такие вот тунеядские дела, товарищи. Не за длинным валютным рублем погнались, нет, за свободой быть напечатанным и высказанным до самой последней запятой, перед зачеркнутым знаком вопроса, прямо у портрета господина Нобеля… Но все оказалось сном. Опять я должен был идти на компромисс с собой, окружающими и теперь Нью-Йоркской эмигрантской диаспорой…а я не мог, не мог, я неожиданно видел тот же СССР , но уже менее приглядный, претенциозный и склочный. Каждый пытался другого уколоть. А что меня колоть? Я же не грецкий орех.

«Где же вы раньше-то были, не знающие страха публицисты? Где вы таили свои обличительные концепции? В тюрьму шли Синявский и Гинзбург. А где были вы? Критиковать Андропова из Бруклина -легко.»

Я многое повидал и иногда лагерь мне казался местом более привлекательным, чем Бродвей… Запустив газету «Новый американец» в качестве приглашенного главы отдела культуры я воспрял духом. А название продержалось дольше других. Умел же ! Вот «Новый свет» Петра Вайля продержался восемь недель. А эссе «Без Довлатова» написано добротно, загляните. Пора прощаться, товарищи, но как-то грустно, и не буду. Встретимся у Чемодана , от Иностранки к Нашим и обратно. Так я и не понял, мне кажется, я застрял между СССР и USA, на трапе того самолета. Между. Уже не там и еще не здесь… «Невидимая книга»… Невидимый писатель…

Сергей Довлатов и "Компромисс".
Сергей Довлатов и "Компромисс".

И да, товарищ Гуреев, не расслабляйтесь! Не то время.

Не то. А когда оно было то? Вот русская закавыка с прокладкой от Procter and Gamble. Пишите новую книгу, быть может, она будет о забытых голосах уходящей советской эпохи - Рид Грачев (Вите), Олег Григорьев, Олег Охапкин, Борис Вахтин, Виктор Кривулин, Владимир Губин, Владимир Эрль, Генрих Шеф, которых настигли кого нары от тунеядства, кого психиатрические лечебницы, кого самоубийства… и в Америке тоже через окно сягали эмигранты, вот потеряли мы так Якова Виньковецкого… А Кривулину я еще отвечу на его «Поэзию и андекдот», придет время и отвечу, в ресторанчике на углу Великой и Псковы прямо у Кутекромы… а вы, товарищ Гуреев, запротоколируете, отпечатаете , согласуете во всех инстанциях и выпустите новое эссе «Сон Довлатова. Поэзия бытовой жизни ленинградца, сбежавшего от нар в американскую чужеродную нору. Ответ Кривулину.» А быть может, ляжет оно опять в стол - до лучших времен… Не то время… Не то… опять…

ТРАНС-ЦЕН -ДЕН-ТАЛЬ-НО ...

Сердце может не выдержать ... Из Нью-Йорка остается отправиться уже только на Луну, до крови сжимая в кулаке некролог от New York Times…

«Три города прошли через мою жизнь… Первый из них - Ленинград… Ленинград обладает мучительным комплексом духовного центра, несколько уязвленного в своих административных правах. Сочетание неполноценности и превосходства делает его весьма язвительным господином… Ленинград называют столицей русской провинции. Я думаю, это наименеее советский город России… Следующим был Таллин… Жители Таллина - медлительны и неподвижны. Я думаю, это неподвижность противотанковой мины. Таллин- город вертикальный, интровертный. Разглядываешь высокие башни, а думаешь о себе. Это наименее советский город Прибалтики. Штрафная пересылка между Востоком и Западом…Нью-Йорк - хамелеон. Широкая улыбка его физиономии легко сменяется презрительной гримасой. Нью-Йорк расслабляюще добродушен и смертельно опасен. Размашисто щедр и болезненно скуп…Я думаю, Нью-Йорк - мой последний, решающий, окончательный город. Отсюда можно эмигрировать только на Луну.» Сергей Донатович Довлатов.

Радио Свобода. Сергей Довлатов. Петр Вайль. Александр Генис...
Радио Свобода. Сергей Довлатов. Петр Вайль. Александр Генис...

"Может быть, именно этого его погружения в человеческие связи, с подлинной, ненадуманной, настырной, честной заинтересованностью в чужой судьбе, мне больше всего и не хватает без Довлатова.
Мы-то все орлы, супермены хемингуэевского помета, мы давим чувства, и цедим слова, и уже не замечаем, как за нашей скупой мужественностью утверждается хамское равнодушие. Довлатов был вскормлен той же суровой поэтикой умолчания, но слишком силен был в нем темперамент, и слишком он сам был литературой, чтобы относиться к своим будущим персонажам бесстрастно. Он на самом деле переживал, по-кавказски непомерно, неурядицы близких и даже дальних, иногда искренне забывая о том, что сам был причиной бед и расстройств. Я знал его достаточно хорошо, чтобы не называть человеком высокоморальным. Но он не умножал дикость бытия. Он разумом понимал, что надо страдать, чтобы получалось творчество, но наслаждался каждой минутой жизни — хорошей и плохой. С его появлением день получал катализатор: язвительность, злословие, остроумие, едкость, веселье, хулу, похвалу". Петр Вайль. «Без Довлатова».

Этюд из цикла "Петербуржский сплин 2.0". Посвящается Сергею Довлатову и книге Максима Гуреева.

Фотографии Сергея Довлатова разных лет, Иосифа Бродского взяты из глобальной сети интернет (где можно было найти автора, автор фотографии указан).

#сергейдовлатов #максимгуреев #остановканаместности