Найти тему

Сергей Соловьёв. "Станционный смотритель"

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв

Возможно, если бы в фильме не было Ивана Петровича Белкина, как персонажа, как героя-рассказчика, этот фильм был бы невыносим. Но не в том смысле, что он плохо сделан, напротив, "Станционный смотритель" — жемчужина. А в том смысле, что тоска заела бы, история получилась бы настолько тягостной, беспросветной, что и отечественные дивные пейзажи не выручили. Перемололи бы зрителей эти бесконечные пейзажи, увязли бы мы в отчаянных пространствах, где люди пропадают ни за грош, как увязают колёса рессорной брички в распутицу.

Сергей Соловьёв в своей режиссёрской юности снял подряд два фильма, которые, уместно было бы видеть поздними, возможно, завершающими фильмографию талантливого постановщика. Как будто Соловьёв в юности переболел глухой тоской по жизни, осмыслил возможные творческие тупики, преодолел экзистенциальный кризис и вышел из него обновлённым.

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв

Однако вот что говорит о "Станционном смотрителе" сам режиссёр-постановщик: "О счастье мы снимали картину. О том, как неожиданно оно рождается, из ничего обретает плоть и форму, и цвет, и вкус, и запах, а потом вдруг исчезает, словно бы растворившись. О том, как неуловимо оно и неистребимо. О то, что оно есть. О том, что его нет.

Как выразить это? В какой структуре? Что за жанр? Ну, конечно же, не чистая мелодрама. И не трагедия же — смешно после всех трагедий века рядиться в чужие одежды... И не драма — опять не то... Я мучительно вспоминал, на что всё это похоже? И вдруг вспомнил: городской романс".

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Геннадий Шумский в роли Ивана Белкина
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Геннадий Шумский в роли Ивана Белкина

В фильме звучат три романса на стихи Александра Пушкина: "Я ехал к Вам", "Дорожные жалобы", "Не спрашивай, зачем". Их замечательно исполнил Валентин Ермаков. Романсы звучат как размышления-состояния странствующего по России Ивана Белкина (роль Геннадия Шумского).

Значит, фильм о счастье? Да, в самом деле, мы найдём в фильме беглые приметы счастья, в зыбке, в дымке пленительного русского романса. Это счастье героев меланхоличного вокального произведения, и музыка и слова которого вызывают печаль, и чем талантливее романс исполнен, тем печаль глубже. То есть, счастье отца, Дуни, гусара Минского — это чудесные мгновения, сменяющиеся забвением. А вот счастье Ивана Белкина — устойчивая потребность воспринимать, размышлять и сострадать. Без взгляда Белкина история превращается в груду обломков-всхлипов о потерянных жизнях. Об исковерканных подлостью, дерзостью, привязанностью и страданием жизнях. Это история, в которой ни для кого из трёх героев нет надежды, ни для кого нет просветления. Эта история о художнике, который только и может, что связать судьбы своих героев воедино и полюбить их так сильно, как это возможно для художника, соучастника творения.

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Николай Пастухов в роли Самсона Вырина
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Николай Пастухов в роли Самсона Вырина
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Марианна Кушнирова в роли Дуни
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Марианна Кушнирова в роли Дуни

Я встречал мнение, что Марианна Кушнирова, сыгравшая Дуню, очень далека от пушкинской героини, что её персонаж сколь красив, столь и молчалив, а от маленькой кокетки остались лишь выразительные глаза. Знаете, мне кажется, это несущественно, неважно, что Дуня в фильме иная, чем литературная Дуня, хотя бы потому, что два других актёра, сыгравших героев этой истории — Николай Пастухов и Никита Михалков — настолько убедительно занимают две вершины треугольника отношений, что третья вершина сама собой становится на нужное место. Да и потом, знаете... для меня эта история о равнодушии и эгоизме, от которой нет спасения на земле. Это не значит, что равнодушие и эгоизм должны быть наказаны, это значит, что мы должны удержаться от того, чтобы желать кому-либо наказания за равнодушие и эгоизм. Потому, что уж очень это страшно: жить, понимая, что ты причинил смертельные страдания другому человеку.

Упаси Бог, я никому не навязываю свою точку зрения, я пишу довольно мучительно и медленно, пишу, чтобы понять и нечто самому себе объяснить.

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв

Виктор Дёмин, автор монографии о Сергее Соловьёве, пишет, что "фильм "Станционный смотритель" — это пушкинский сюжет, изложенный... по-бунински. <...> Сергей Соловьёв, оправданно опасаясь, как бы история Вырина не отдавала бумагой, папье-маше, разрисованной страстями и нарумяненными радостями, попробовал вспомнить, как же всё это происходило, как же могло происходить. <...> Отсюда — и грусть, отсюда — и лирика, как высказанная, так и прорывающаяся между строк".

Я привёл мнение замечательного критика, как ещё один вариант интерпретации кинотекста "Станционного смотрителя". Соловьёв следует за Пушкиным, и чудо фильма в том, что режиссёр вместе со съёмочной группой, бережно перенося на экран повесть, не пытается дать верный ответ на загадку, предложенную Пушкиным. А загадка — об истоках, глубине и уроках того чувства, которая вызывает в нас эта история, изложенная прозрачным, чистым пушкинским языком, и таким же чистым, умным киноязыком перенесённая на экран.

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Никита Михалков в роли Минского
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв. Никита Михалков в роли Минского

"Станционный смотритель" — фильм исповедальный, но это исповедь режиссёра не более и не менее, чем моя, ваша. Чем исповедь любого зрителя, который замрёт при первых кадрах, звуках и совсем не скоро, несмотря на малую продолжительность фильма, обнаружит себя на бесконечной русской дороге, в поле, под небом света поникшей человеческой души, бредущим к чему-то, к кому-то, кто даст надежду, веру, любовь.

"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв
"Станционный смотритель", 1972 г., реж. Сергей Соловьёв

Сергей Соловьёв. Начало

"Взгляни на лицо"

"От нечего делать"

"Предложение"

"Егор Булычов и другие"

"Станционный смотритель"

"Сто дней после детства"

Фильмы Сергея Соловьёва