Найти тему
Пахомов Петр

Грустная история московского храма

В Контакте прочитал у Екатерины Домбровской отрывки из книги воспоминаний Михаила Макарова "Из жизни православной Москвы XX века", изданной в 1996 году, Книга очень интересна и ценна, живыми, искренними воспоминаниями православного человека. Много важных замечаний, касающихся церковной жизни. Книгу я читал лет 20 назад, но сейчас перечитал ее вновь, благо небольшой объем позволяет. Но, неожиданно я наткнулся на важное замечание: "На Большой Серпуховской улице, в доме № 31 ныне находится клуб парфюмерной фабрики «Новая заря». До революции же здесь был домовый храм Ляпинской богадельни, располагавшийся на обширной территории этого и соседних домов.

Храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Храм этот, как и другие храмы богаделен на Большой Серпуховской улице, многолюдно посещался не только призреваемыми в богадельнях, но и жителями прилегающей местности.

До своим службам храм мало чем отличался от соседних храмов. Но вот в начале 1917 года в храме появился новый староста — владелец маслобойного завода Грачев. Грачев не жалел средств на благолепие храма. Он пригласил сюда известную губонинскую капеллу. Нередко приглашал таких прославленных солисток, как А. В. Нежданова и Е. А. Степанова. Вместо маленькой колокольни храма Грачев задумал построить новую двухъярусную колокольню, архитектурный проект которой был выставлен у свечного ящика для общего обозрения. На новую колокольню Грачев приобрел колокол в 220 или 250 пудов (вес точно не помню).

Чтобы использовать колокол до постройки колокольни, была сооружена специальная деревянная звонница. Мне довелось видеть, как строилась звонница, как освящался колокол, как водружался он на звонницу. Доводилось мне и звонить в этот колокол.

Довольно часто Грачев приглашал в храм для служения архиереев. Большей частью это были архиереи, прибывшие в Москву на Всероссийский Поместный Собор. Архиерейские облачения для служб брались в Дани ловом монастыре, откуда приглашались и иподиаконы. Зная меня, иподиаконы предлагали мне держать архиерейский посох за службами, что я выполнял с большой радостью. Я даже стал в этом храме как бы постоянным посошником для архиерейских служб. С уходом Грачева постройка новой колокольни не была осуществлена.

Когда объявлялась архиерейская служба, я уверенно шел перед ее началом в алтарь, где получал благословение на стихарь, подготовлял посох, раскладывал в нужных местах орлецы, выходил с посохом встречать архиерея и держал посох в продолжение всей службы, которая меня никогда не утомляла, а, наоборот, всегда умиляла и радовала.

Однако, на этом поприще меня ждали испытания, преподавшие мне важные жизненные уроки. В одно из великопостных воскресений 1918 года в этот храм был приглашен служить вечерню митрополит Сергий (Страгородский) — будущий Патриарх (тогда он был, если мне не изменяет память, митрополитом Владимирским). Я, как всегда, держал посох...

....

храм иконы Всех скорбящих радость

-2

-3

о. Александр на службе в Марфо-Мариинской обители

-4

Как-то в мае 1918 года в этом же храме должен был служить Патриарх Тихон. Радостный пришел я пораньше в алтарь, чтобы подготовиться держать посох у Патриарха". Михаил Макаров "Из жизни православной Москвы XX века". Храм этот совсем затерялся на Серпуховской улице, лишен атрибутов оформления православного храма. Мало, что сейчас в этом храме выдает его былое предназначение. Да, и давно он уже не храм, в 90-е годы незаконно приватизирован, в здании организовали банк. Банк разорился, но здание-то осталось в частных руках. Доказать очевидно незаконную приватизацию юридически нетрудно, но много рогаток на этом пути: значительные затраты, опасность проиграть дело, множество возможных незаконных вариантов. Одним словом, нужна серьезная и трудная борьба, чтобы вернуть этот храм в лоно Православной Церкви. Так получилось, что я был свидетелем многих таких попыток. Настоятелем в этот недействующий храм назначили прекрасного, верующего, но очень скромного священника протоиерея Александра Дубинина, в ту пору клирика Марфо-Мариинской обители. Кандидат физико-математических наук, матушка рано умерла, детей не было. К о. Александру ходило большое количество людей, всех он выслушивал, пытался утешить и дать полезный совет. И вот, его назначили в этот храм. Он предпринимал немало попыток законным образом освободить церковное здание. Искал хитроумные пути через мэрию, публиковал какие-то статьи по истории храма. Предложил владельцам альтернативное помещение, но предложение не тронуло их: зачем покидать насиженное место и переезжать в другое. Ради каких-то христиан подвергать себя беспокойству? Конечно, надо было их слегка подтолкнуть, как подтолкнули в свое время "грабарей" в Марфо-Мариинской обители и в храме Воскресения Христово. Но, для о. Александра были неприемлемы грубые методы. Он служил в другом храме, по воскресениям проводил беседы с многочисленной паствой и не хотел недовольства и протестов. Наверное, надеялся на молитвы и Бога. Но в коронавирус он заболел и через какое-то время почил. Не знаю, что дальше будет с этим храмом, найдется ли священник, который с терпением будет молиться, беседовать и слушать. Или все же Бог все устроит, как на это надеялся о. Александр.