Приехав в Брянский лес в начале лета 2018, я была приятно удивлена переменами, произошедшими в заповеднике. Центральная усадьба преобразилась: появились новые большие информационные доски, отремонтирован и явно расширен гараж, пополнившийся новой техникой. Ведь заповеднику нужны не только колёса для передвижения охраны, но и пожарные машины необходимы, и техника для заготовки кормов на зиму в лесные кормушки, чтоб не голодали здешние обитатели. А на поляне напротив главного здания красуется символ заповедника - гнездо редкого чёрного аиста, обитающего в здешних местах. А вокруг гнезда расположены яркие планшетные стенды, в которых рассказывается об этих красивых птицах, об их жизни не только здесь, но и в далёких краях, куда улетают на зимовку.
Встречала нас и новая экологическая троп под названием "Наш дом Брянский лес".
Теперь, путешествуя по тропе, не надо идти по лесным тропинкам, перебираясь через ручьи по досточкам и брёвнам: по всему маршруту проложен высокий деревянный настил, ограждённый перилами. На этой тропе обустроены тематические локации, где рассказывается про тот или иной вид животных, обитающих в Брянском лесу. А по сторонам установлены изготовленные на заказ фигурки этих самых животных.
Спору нет, такая всесезонная тропа удобна и в слякоть, и в снег, а с наглядностью детям всяко интереснее слушать звериные истории. Но, признаюсь, мне как-то взгрустнулось о тех старых тропах, где мы разглядывали мышиные ходы и сойкины заначки среди сухой листвы.
В этот раз мы узнали, например, что во время войны в Брянской области полностью истребили бобров: их ловили с помощью ловушек и партизаны, и местные жители в голодные времена. Чтобы восстановить популяцию, пришдось впоследствии завозить из других областей, где эти плавучие грызуны сохранились. И здесь, в заповеднике, они прекрасно себя чувствуют. Часть деревьев приходится защищать сеткой от их зубов, а то им только волю дай - всё пустят на плотины.
Но особая гордость работников Брянского леса - это, конечно, зубры. В программу по восстановлению популяции этих краснокнижных животных, находящихся под угрозой исчезновения во многих странах, заповедник вступил в девяностые, но первый блин вышел комом. И только после 2010 года появились первые успехи, а ныне поголовье перевалило уже за сотню.
Вот как раз на зубров в те времена можно было посмотреть вживую. Только для этого приехать надо зимой и не на пару часов, потому что придётся ехать вглубь охранной территории на другую усадьбу. Туда, собравшись в стадо, зубры приходят на зимовку, потому что там организован прикорм. А с наступлением тепла они снова разбредаются по заповеднику, иногда даже выходят за его пределы. Увы. бывает, что это заканчивается для них печально, несмотря на то, что данный вид находится под особой охраной.
Завершая рассказ, я хочу показать ещё одно фото из самой первой поездки. В музее заповедника хранится спил дерева, не помню уже, то ли попало оно под санитарную вырубку, то ли не выстояло в сражении с природным катаклизмом. Но было ему на момент гибели ровно 120 лет. На его годовые кольца нанесена спираль времени, на которой отмечены различные исторические даты, начиная от его рождения в год отмены крепостного права до развала СССР.
Так что это дерево было молчаливым свидетелем и двух мировых войн, и двух государственных переворотов в России, и могих других важных свершений. И что я хочу сказать. Должно быть, для заповедника наступают непростые времена: близость к границе наверняка вносит коррективы в его работу. Хотя его сотрудники продолжают делать своё дело, и это тоже героизм. Хочется верить, что у сильных мира сего хватит благоразумия остановиться. И тогда наши потомки тоже смогут посещать заповедник, и над их головами и на много километров окрест будет шуметь вековыми кронами волшебный брянский лес, рассказывая свои древние сказки.
А значит - БУДЕМ ЖИТЬ!