Один из самых интересных и древних городков – Цюйфу. Хотя он и не является крупным, но все же представляет огромную историческую ценность – ведь это родина древнекитайского философа и просветителя Конфуция. Коротко остановимся на личности Конфуция и его учении. Он носил китайскую фамилию Кун, а имя его было Цю. Как почитаемый философ он получил добавление “цзы” к своей фамилии и стал именоваться как Кун-цзы. Отсюда и пошли европейские искажения в написании его фамилии – Конфуций. Он много странствовал по Китаю, изучал различные нравы и поведение людей и страны в целом и создал свое морально-этическое учение, которое позже легло в основу государственной идеологии. «В центре конфуцианского учения стояло понятие “жэнь” (человеколюбие, гуманность), которым определялись взаимоотношения между людьми в обществе и семье».
Особенно интересными достопримечательностями Цюйфу являются Кунмяо (“Храм Конфуция”), Кунлинь (“Усыпальница Конфуция и его учеников”) и Кунфу (“Подворье потомков Конфуция”). Храм Конфуция был основан в V в. до н. э. правителем княжества Лу – Ай-гуном. Сооружение неоднократно перестраивалось и расширялось. На данный момент комплекс занимает площадь более 20 га и представляет собой совокупность садов, дворов, храмов, павильонов и беседок. Как описывает Р.В. Вяткин, каждый двор отличается своей пышностью архитектурного оформления. Следует отметить, что в храме Конфуция нет единого архитектурного замысла или строгой последовательности размещения памятников. «В храме Конфуция много каменных и деревянных ворот с причудливыми поучительными названиями: Чжишэнмынь (“Ворота, ведущие к святости”), Дачэнмынь (“Ворота высшего совершенства”), Дэмоутяньдимынь (“Ворота добродетели, в равной степени служащей Небу и Земле”) и т. д.». Данные ворота чаще всего трехпролетные, с фигурной крышей-шатром. Рядом с воротами обычно стоят различные каменные скульптуры львов или чудовищ, охраняющих храм от злых духов. Вяткин отмечает, что «под воротами Тунвэнмынь хранятся 16 каменных стел Ханьской династии, самая ранняя из них вырезана в 56 году до н. э. Древние надписи дают ценнейший материал для изучения истории и языка того времени». Здесь же расположена коллекция ханьских рисунков, которые выгравированы на каменных плитах, изображающих сцены рыбной ловли, охоты, жертвоприношений и т. д. Центром храмового комплекса является дворец Дачэндянь. Крыша дворца поддерживается каменными колоннами с тонкой резьбой, по которым вьются драконы. Внутри сооружения, в самом его центре, находится статуя Конфуция со сложенными руками, которые сжимают дощечку. В зале присутствует огромное количество ритуальных предметов. Сохранилось 120 картин на камне, изображающих различные эпизоды жизни Конфуция. Данные картины находятся в храме Шанцзидянь, который располагается за дворцом Дачэндянь. Судя по источникам, за храмом находился дом Конфуция. «В качестве реликвии здесь сохранились ворота его дома, колодец семьи и стена (“лу-би”)». Всего в одном километре от города Цюйфу располагается Усыпальница Конфуция и его учеников. Перед ней стоят ворота Ваньгу-чанчунь, построенные в 1594 году. «Пантеон основоположников Конфуцианства – Кунлинь (“Лес Конфуция”) – это большой старинный парк с могилами Конфуция и его учеников и храмовыми зданиями». В усыпальнице похоронены такие люди, как сын Конфуция Кун Ли, внук философа и его ученик Кун Цзи, верный ученик Цзы Гун и др. Большой исторический интерес также представляет Подворье потомков Конфуция. В отличие от храма, который служил местом массового паломничества, подворье семьи Кунов «оставалось обителью, строго закрытой для простых людей». В апартаментах множество двориков и залов для различных целей – для занятий, отдыха. В настоящее время помещения, где жили Куны, являются небольшим, но очень интересным музеем.
Не менее интересный город, со своей особенной историей, – Цзыбо. Численность населения этого города составляет 4 702 000 человек (2018). Город находится в центральной части провинции Шаньдун. Экономику города определяет нефтегазовая и химическая промышленность. Благодаря своей древней истории является популярным туристическим городом. Что более интересно, здесь родился и умер известный писать Пу Сун-Лин. Его второе имя – Лю-сян, он был «талантливейшим художником слова и глубокий знаток литературы, Ляо Чжай неоднократно терпел неудачу на государственных экзаменах». Ляо Чжай славился необычным литературным стилем, нравственными стремлениями. В семье писателя хранится коллекция его сочинений, самым популярным являются “Рассказы Ляо Чжая о чудесах”. Многие исследователи творчества Пу Сун-Лина приходят к выводу, что в его произведениях есть антиманьчжурские направления, в то время как другие полагают, что такого явления нет, и писатель, наоборот, воспевает заслуги маньчжурского императора. Очень интересен Национальный парк Юаньшань, где сохранилась часть Великой стены Ци. Город гордится тем, что унаследовал самый большой участок восстановленной стены Ци в провинции. Цзыбо когда-то был столицей могущественного государства Ци, доказательством чего как раз и является часть сохранившейся стены. Интересен также музей керамики, располагающийся в центре города, открытый в 2002 году. Музей состоит из павильонов современной керамики, древней керамики и других павильонов.
Последний город, о котором хотелось бы рассказать, – Циндао, расположенный на западном побережье Желтого моря. Его численность составляет 9 499 800 человек (2019). Циндао является крупным экономическим центром и морским портом, также его называют центром китайского кинематографа – “китайским Голливудом”. В этом городе особенная и уникальная архитектура, сочетающая в себе немецкий и китайские стили. Например, Михайловский собор является одним из подобных сооружений. Это самый крупный пример романской архитектуры в провинции Шаньдун. Собор был построен в 1934 году немецкими миссионерами в старой части города на вершине холма, также является резиденцией епископа римско-католической епархии. В 1960-1970-х гг. сооружение забросили вследствие повреждений во время Культурной революции, однако позже его отремонтировали и в 1992 году включили в список исторических сооружений, находящихся под тщательной охраной правительства провинции Шаньдун. Общая площадь Михайловского Собора составляет 2740 кв. м. В его интерьере имеются многочисленные пирсы и арки, выполненные в стиле Ренессанса. Над 12-метровым трансептом находится прекрасный каскадный потолок. Узкие своды на данный момент функционируют как амбулаторий – крытый переход вокруг монастыря. Эти своды, также расположенные над двумя проходами, и они намного ниже, чем неф. Общая вместимость собора составляет 1000 человек. Купель и статуи, расположенные внутри храма, имеют подписи на английском и китайском языках. Церковь действует и до сих пор, и каждый год ее посещают тысячи католиков