Человеческая жизнь всегда идёт рука об руку со смертью. Что есть и чего нет после смерти — вопрос философии и личного мировоззрения. В любом случае, она стирает личность, разлагает тело и превращает полезного члена общества во что-то жутковатое.
Мы боимся трупов. Мы не любим трупы. Трупы напоминают нам о мимолётности земного существования. Разумеется, это не устраивало людей с начала времён.
Со смертью в её социальном аспекте ничего поделать нельзя, а вот заморозить биологическую деградацию совсем не трудно. Все знают о египетских мумиях. Кто-то краем уха слышал о мертвецах из Перу. Но мало кому известно, что мумификацией увлекались в Древнем Китае.
Археология — такая наука, что во многом полагается на удачу. Конечно, вероятность эпохальной находки можно повысить, копая в определённых местах. Тем не менее, артефакты прошлого доходят до нас далеко не везде и не всегда. Над этим поработали чёрные копатели современности, а ещё — их далёкие предки. Множество курганов, гробниц и могильников было разграблено примерно в то же время, когда было создано. А ведь захоронения — лучшая нить из сегодня во вчера, позволяющая воскресить древнюю реальность.
Бабушка Синь Чжуй сумела обойти эту проблему. В 1971 году её нашли правнуки, служащие в Народно-Освободительной Армии Китая. Солдаты занимались учениями. Танки месили грязь, а сапёры методично копали нору в подозрительном холме. На глубине 12 м их ждала гробница.
Последней остановкой бабули стала перевёрнутая пирамида и 4 саркофага, вложенные друг в друга. Окружающее пространство было заполнено углём и глиной. Около тысячи предметов окружали хозяйку в посмертном странствии. Блюда ломились от еды. Повсюду лежали медицинские гримуары. Рядом красовались шкатулки с драгоценностями, статуэтки и даже настольные игры.
Почему ты важна, Синь Чжуй? Этим вопросом задались археологи, вскрыв главный гроб. Тело покойницы плавало в 80 литрах охряной жидкости с кислой реакцией. Варево быстро испарялось, и вскоре саркофаг стал сухим.
Остаётся лишь поразиться умениям древнекитайских алхимиков. Они не просто высушили тело или утопили его в меду. Они практически остановили время. Мумия выглядела так, словно прежняя обладательница тела умерла пару недель назад. Кожа оставалась эластичной. Суставы гнулись почти как при жизни. Конечно, внутренние органы успели видоизмениться, но даже так в сосудах плескалась кровь, а в кишечнике нашлись трематоды Schistosoma japonicum.
Когда-то Синь Чжуй считалась красавицей. Аристократический образ жизни, деньги и всяческие привилегии сделали своё дело. К 50 годам почтенная матрона отъелась до 140 кг, что при её росте в 150 см было довольно внушительно. Бабушка плохо ходила, предпочитая паланкин долгим прогулкам. Ожирение привело к тому, что Синь Чжуй регулярно падала.
Перелом правой руки пролил свет на китайскую медицину того времени. Аристократка сумела пережить травму, однако целители неправильно совместили кости. Они, конечно, срослись. Правда, кривовато. Не сказать, чтобы это беспокоило дворянку. Она могла позволить себе не работать.
Синь Чжуй страдала от атеросклероза и ишемической болезни сердца. Эта болезнь её и убила. Последней трапезой старушки была сладкая дыня. Потом случился инфаркт миокарда. Это произошло в 160 году до нашей эры.
Влажная консервация не являлась чем-то уникальным для Китая. В долине Янцзы зарегистрировано 10 подобных находок возрастом от 500 до 1000 лет.
Такой метод бальзамирования во многом обусловлен климатом. В условиях Египта можно высушивать фараона до состояния трески. Там, где вместо жары бывает высокая влажность, классическая мумия очень быстро потеряет товарный вид.
Египтяне верили, что царям ещё пригодятся их тела. Китайцы, судя по всему, просто хотели остановить разложение. Влиятельный человек всегда будет важным для общества. Он становится не только руководителем, но и символом определённой "тусовки".
Как писал Дилан Томас: "Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы". Личности, подобные Синь Чжуй, уходить категорически не желали. Тем более — смиренно. Меньшее, на что они готовы согласиться, — это бесконечный сон, оставляющий надежду на воскрешение.
На большом промежутке времени шансы на выживание каждого из нас равны нулю. Пока что ни один человек не сумел обмануть этот природный закон. Китайская бабушка не хотела умирать из принципа и максимально приблизилась к бессмертию.
Она попала в новый мир и стала знаменитой. Сейчас её можно увидеть в музее провинции Хунань. Благодарные потомки залили мумию формалином, чтобы она продолжила молчаливый рассказ о своей жизни. Это, конечно, далеко не вечная молодость, но уже что-то.
Источники:
1. Mawangdui Cadaver Research Group. Study of an Ancient Cadaver in Mawangdui Tomb No. 1 of the Han Dynasty in Changsha. — Beijing: Cultural Relics Press, 1980. — С. 1–345.
Автор: Никита Игнатенко