Я сейчас не о героине «Преступления и наказания», там Достоевский такой чистоты нимб над своей Соней Мармеладовой водрузил, что его ничем не запятнаешь. Я о другой Соне – Ростовой. А точнее, о той истории из жизни, которая развернулась при участии нетленного творения Л.Н.Толстого.
Соне, героине романе «Война и мир», не повезло во всём: и в семье Ростовых она, по сути, приживалка (сирота, взятая из милости), и личная жизнь не задалась то ли по её же глупости и наивности, то ли рок такой. В общем, мне всегда было её жаль.
Примерно те же чувства я испытывала к девочке из 10 класса, в котором я преподавала. Назовём её тоже Соней. Она была новенькой, может, поэтому у неё не получалось найти друзей. Милая, кроткая, темноволосая и большеглазая, краснеющая чуть что. Очень добрая и услужливая. Но дети её не любили, что бы мы, учителя, ни делали.
Поскольку ребята уже, как нам казалось, взрослые, то никто слишком активных педагогических мер не предпринимал. Может, и зря
И вот в третьей четверти произошла эта история.
Конечно, при обсуждении романа «Война и мир» невозможно обойти вниманием женские образы. Обычно достаётся Наташе: она взбалмошная, странная, ведёт себя слишком непосредственно, да ещё и предпочла гадкого Анатоля Курагина благородному Андрею Болконскому. Но в этот раз все камни летели в сторону Сони Ростовой: и кроткая она только лишь для виду, а на самом деле самолюбива, и за Долохова не выходит замуж, потому что ждёт более выгодную партию, Николая Ростова (а он, между прочим, деньжищи проиграл огромные из-за неё!). Она еще и предательница, потому что рассказала о предстоящем побеге Наташи с Анатолем ( вот тут я обомлела!). И вообще, она была милая, заботливая, безропотная и послушная, потому что…лицемерка.
Я «зависла».
Пока шла эта дискуссия, наша Соня сидела и помалкивала. Но чем больше гневных эпитетов обрушивалось на Соню книжную, тем больше менялась в лице наша. Стало понятно, что что-то не так.
Я как-то свернула дискуссию, мы перешли к Элен Курагиной, и весь пыл негодования достался ей.
После урока я попросила одного из ребят, самого рассудительного и наблюдательного, задержаться. «Есть что-то, чего я не знаю, но знать должна?» - спросила я. Он немного помялся, но ответил, что «эта Сонька всех достала». Оказывается, она уже без малого месяц …шан.тажирует половину класса! «Это как?!» - только и могла сказать я. «Ну, грешки ж у каждого есть, вот она и грозится то родителям сдать, то учителям, то друзьям. Мало ли…» «И что, деньги берёт?» - севшим от ужаса голоса спросила я.
«Да нет, так, за услуги..., ну, контрольную за неё сделать или домашку, продежурить вместо неё».
Честно говоря, в этот момент мне хотелось найти Соньку и душу вытрясти. Как?! Как такое могло произойти?!
С Соней я поговорила в этот же день. Удивительно, но она ничего не отрицала. На мой вопрос: «Зачем?» ответила очень аргументированно: ей надоело, что она для всех пустое место, захотелось власти. А поскольку на неё действительно не обращали внимания, то часто обсуждали при ней все свои проказы, не замечая, что кто-то слушает. В общем, урок всем. А мне в первую очередь.
Так что, когда я перечитываю эпилог романа, где говорится, что Соня Ростова помогает воспитывать детей Николая Ростова, я слегка напрягаюсь.
Надо, думаю, почаще заглядывать в свою душу, а вдруг там омут? Согласны?