Найти тему
Виктория Шухат

Что делать, когда текущее место работы напоминает каторгу?

Оглавление

Можно годами ходить на службу, не получая от этого никакого удовольствия. Только, что это будут за годы?

Каждое утро начинается с торга с собой: нужно потерпеть еще, тут стабильно, зарплата не самая низкая, коллектив не самый плохой, меня знают, что меня ждет за порогом, лучше ничего не найдешь...

Особенно часто такие истории случаются у сотрудников гос. организаций или крупных производств.

Из-за специфики таких предприятий, десятилетиями формирующейся внутренней культуры и некоторой закрытости, люди "системы" сложно ее покидают. Они могут до последней черты терпеть неадекватного руководителя, низкую зарплату или скучные обязанности.

За утренним "надо потерпеть" прекрасно маскируется профессиональное выгорание. Зачем что-то делать хорошо, если тебе от этого нехорошо?

Сотрудники коммерческих структур намного легче меняют paботодателя, проще приспосабливаются к новым условиям. У них в целом выше мобильность.

Что делать, когда увольняться в "никуда" не хочется, а текущее место напоминает каторгу?

Расскажу на примере моей ученицы Оксаны.

На нее я обратила внимание, когда уже на первом вебинаре она предоставила свое резюме на разбор. Обычно ученики дольше раскачиваются. А здесь было понятно, что человек уже на грани, ситуация критичная.

Даже фото на резюме было очень красивое, но глаза Оксаны потухли. Это хорошо считывается, видно издалека.

Оксану я "взяла на карандаш". Было очень интересно, как у нее пойдут дела дальше, сможет ли она преодолеть выгорание.

Прошел месяц обучения и результат есть.

Героиня: начальник отдела по управлению персоналом на одном крупном производстве в Екатеринбурге. В подчинении около 1000 человек. Огромная цифра!

По цветовой типологии она руководитель абсолютно "красного" типа. "Красные" - яркие, эмоциональные, общительные, любят находиться в центре внимания, не всегда логичные, решительные, уверенные в себе, харизматичные, активные.

"Красные" редко встречаются в чистом виде, но Оксана именно такая. Как же произошло, что такой яркий человек погас?

Люди не любят свою paботу из-за множества причин:

  • негативный психологический климат;
  • токсичное руководство;
  • конфликты в коллективе;
  • низкая зарплата при переизбытке должностных обязанностей;
  • бесконечное количество отчетов и бумажной волокиты, скучный функционал, невозможность что-то изменить;
  • отсутствие условий для качественного труда.

Плохо, когда все сходится в одной точке. У Оксаны была только часть проблем из перечисленного, но и этого хватило, чтобы выгореть за полтора года в таком месте.

У Оксаны есть план по поиску нового места. Образования и опыта достаточно, чтобы претендовать на лучшие условия.

Чтобы не выгореть окончательно и уйти в никуда, Оксана изменила отношение к своему месту.

Как это сделать?

1. Минусы превращаем в плюсы.

Выжимаем максимум пользы из ситуации. Любой опыт, а особенно негативный, может многому научить. Чем тратить энергию на утренние торги, лучше оценить все возможности, который даст Вам paботодатель, даже если Вы хотите его покинуть.

Посмотрите внимательно, чему Вы можете научиться на этом месте, какие навыки отточить до автоматизма.

Большое предприятие дает возможности для знакомства с разными типажами сотрудников, peшения различных конфликтов, внедрения изменений в масштабе; маленькое - для управления в условиях ограниченных ресурсов, большей самостоятельности или личной ответственности.

Плюсы можно найти везде.

2. Привести в порядок резюме.

Это было сделано еще на первой неделе обучения.

Если отнестись к своему резюме, как к перечню достижений, то даже само его заполнение способно многое дать для повышения самооценки.

Ваше резюме - не перечень увольнений и трудоустройств, а результаты на каждом месте. Сейчас главное не где Вы трудились, а что сделали для этого места.

Оцифрованные достижения помогут взглянуть на себя со стороны и придадут веса в собственных глазах. Вашу уверенность считают и в новом месте.

3. Минимизировать негативные факторы.

Возможно, дело не в месте, а в усталости. Если управленец тянет все на себе, то выгореть можно за 3 месяца, перейти в астеническую стадию.

Свою управленческую роль нужно начинать подчеркивать с первых дней на руководящей позиции. Сразу давать задачу, которая будет сделана в кратчайшие сроки. Она станет маркером, который покажет - кто готов подчиняться, а кем придется отдельно настраивать процесс управления или расставаться.

Делегирование должно быть выстроено по схеме: подходящая задача, подходящий сотрудник, достаточное время, разумный контроль и общее видение результатов выполнение. Эту систему необходимо выстраивать сразу. Это вопрос выживания, особенно когда в коллективе 1000 человек и огромная ответственность.

4. Перестать скромничать.

В случае Оксаны, как запросы, так и подача, говорили о том, что она обесценивает свой опыт и блестящее образование.

Она находилась в традиционной ловушке "скромности и хорошести" - соглашаться на меньшее в надежде показать такие прекрасные результаты, чтобы тебя заметили. Такой обратный торг - когда Вы просите гораздо меньше, чем заслуживаете, и готовы еще снижаться.

Отталкивайтесь от базовых запросов и прибавляйте к ним свои сильные стороны. У Оксаны английский на хорошем уровне, дополнительное образование  и релевантный опыт. Это должно поднимать зарплатную планку, а не снижать ее.

Несмотря на опыт в 15 лет и прекрасные результаты, Оксана считала, что еще не заслуживает лучших условий. Она готова брать дополнительную нагрузку, брать функции подчиненных на себя. Это все влияние "ловушки скромности".

С этим удалось бороться.

5. Начинать хвалить и мотивировать сотрудников.

Если место не нравится, то негативная проекция переносится и на подчиненных. Они в первую очередь страдают от выгорания руководителя.

Этого не должно быть.

Вы планируете покинуть компанию, а людям здесь еще paботать. Вы же не заберете с собой коллектив? Поэтому заражать всех своим растерянным состоянием нельзя.

Руководитель мотивирует подчиненных для достижения целей организации, его настрой формирует настрой сотрудников. Когда вы хвалите подчиненных, их позитивное состояние хорошо скажется и на Вашей внутренней мотивации.

Условия могут быть разными, поиск нового места мечты затянуться, а изменения не начнутся по щелчку пальцев.

Так бывает.

Все дело в том, как Вы сможете с собой договориться и настроиться! Превратите минусы в плюсы, и режим ожидания пойдет на пользу, а выгорание отступит.