Одно из самых знаменитых произведений американской классики «Моби Дик, или белый кит», при жизни его автора было практически полностью оставлено без внимания. Лишь спустя 25 лет после смерти Германа Мелвилла, его роман получил широкое признание публики, и теперь великий труд, окончившего свою жизнь в безвестности, писателя успешно обогащает издательства всего мира вот уже более ста лет.
Роман этот довольно трудный, однако если привыкнуть к невероятно сложным и длинным предложениям, которые написаны так, будто автор, ловко «оседлав» свою глубокую мысль, в какой-то момент времени вдруг перестал ею управлять, и неожиданно оказалось так, что это уже не он думает и излагает мысль, а она сама, словно живая, рвётся из писателя наружу, и через его, держащие вечное перо, пальцы изливается бурным потоком на бумагу и никак не может остановиться, дабы хотя бы поставить точку, а не точку с запятой; если привыкнуть вот к такой манере, говорю я, то читать становится гораздо проще и тогда вам возможно будет по-настоящему интересно.
«Моби Дик» содержит сразу несколько повествовательных направлений.
Первое - это художественная история про морские приключения китобойного судна. Молодой матрос по имени Измаил, который ведёт хронику от первого лица, рассказывает читателю о преимуществах жизни в море. Не находя себе места на суше и до последней степени отчаявшись от безысходности, он всегда прибегает к любимому методу решения всех проблем - нанимается матросом на корабль и уходит в долгое плавание.
И после небольшого (страниц на тридцать) вступления, Измаил заканчивает унылые сухопутные будни, прибывает в порт и благополучно устраивается в команду промыслового судна «Пекод».
Далее следует морское путешествие, главной целью которого является погоня за таинственным белым китом - существом неизвестного происхождения, которое хоть и повторяет внешние признаки обыкновенного кита, но тем не менее, является гораздо более крупным и вдобавок наделено уникальным, белым цветом. Среди китобоев эта чудо-рыба получила имя Моби Дик. Мореходы сложили о нём целые легенды, а одноногий капитан «Пекода» Ахав обьявил Моби Дику личную вендетту и отныне готов пожертвовать кораблём, всей командой и даже отдать свою собственную жизнь, если то будет необходимо для свершения мести.
Собственно, это всё, что можно коротко сказать о приключенческой составляющей романа. В процентном соотношении, её здесь не более трети, а львиная доля книги представляет собой нечто иное: что-то вроде смеси философских рассуждений и энциклопедических данных о науке под названием цетология (раздел биологии про китообразных).
По части научных изысканий, Мелвилл подробно перечисляет все, имевшиеся в девятнадцатом веке, знания человечества о крупнейших океанических рыбах. Здесь он приводит классификацию их разновидностей, внешнее и внутреннее строение организма, а также все, представляющие ценность для общества того времени вещества, которые добывали китобои из туши убитого животного. В первую очередь это конечно жир (спермацет) для изготовления свечей, затем китовый ус, мясо (его употребляли в пищу сами моряки) и другие субстанции, вплоть до кожи.
Кроме того, автор подробно пишет обо всём процессе непосредственно охоты, разделки и добычи из убитого гиганта всех перечисленных ингредиентов.
Стоит отметить, что в этом нелёгком деле далеко не все моряки оставались в живых и, нападая на левиафана, сидя в небольших лодках (вельботах), охотники могли быть запросто уничтожены рассвирепевшим китом - для этого хватало всего лишь одного точного удара его исполинского хвоста.
Однако на счастье китобоев, эти животные не обладали стратегическим мышлением и поэтому были не способны «принимать бой», атакуя осознанно и прицельно (как по сюжету это делал вымышленный Моби Дик). В противном случае, «производственных травм» с летальным исходом среди гарпунщиков стало бы гораздо больше, а опасность китобойного промысла была бы тогда сравнима разве что с настоящей войной.
Таким образом, вышеизложенной информации, вкупе с цетологией посвящено, по меньшей мере 50 % книги, и за вычетом 30 % сказки про белого кита, остаётся ещё процентов двадцать философии в лучших традициях золотой классики. Здесь, в этом отношении, через призму описываемой сферы деятельности, автор предлагает читателям задуматься над вечными вопросами человеческой жестокости, корыстолюбия и жадности, а также позволяет себе умеренные выпады на лицемерие и произвол власть имущих.
Итого, мы имеем около шестисот страниц убористого текста мелким шрифтом и, безусловно, уникальное литературное творение, прочитать которое стоит хотя бы единожды каждому, уважающему себя, книголюбу.