Найти тему
киНоНостальгия

Делон и Денев: звезды в "Шоке" (Le Choc, 1982).

Ален Делон и Катрин Денев исполняют главные роли в криминальном триллере - какой любитель винтажного французского кино откажется посмотреть подобный фильм?

Вероятно, самая красивая пара (и уж точно одна из самых красивых пар) мирового кино. Не только эталонная внешность (Денев даже послужила одной из моделей для символа Франции Марианны), но и выдающийся актерский талант. Что звездный дуэт предложит в "Шоке" 1982-го года?

-2

Мартен/Кристиан Терье - наемный убийца высокого класса. Одна пуля - и жертва с дыркой в голове не нуждается ни в помощи реанимации, ни в контрольном выстреле. Продемонстрировав профессионализм в очередном деле, герой Делона (играет киллера, конечно, он) возвращается из "командировки" в Париж и встречается с заказчиком.

-3

Заказчик в восторге - Терье в "организации" на высоком счету. Босс с ходу предлагает новый контракт с гонораром в 25 миллионов франков, но Терье отклоняет заманчивое предложение: он решил завязать с убойным бизнесом и провести остаток дней на покое, благо кровавых денег накоплено в изрядном количестве.

-4

"Организацию просто так не бросают," - замечает босс. "А вот я собираюсь," - невозмутимо отвечает Терье. И тут же, не моргнув глазом, всаживает вилку в руку громиле, который попытался забрать конверт с гонораром за сделанную работу. Терье не бросает слов на ветер, сказал - сделал. Однако, кажется, он не часто ходит в кино и, соответственно, не уделяет предупреждению босса должного внимания.

-5

Не удивительно (по крайней мере, для зрителя), что вскоре, вернувшись в свою роскошную квартиру, Терье обнаруживает поджидающего его коллегу по цеху. Тот сообщает, что нанят на замену Терье и первым делом должен устранить ренегата.

-6

Однако визитер, видимо, тоже "не любил синематограф" и не знал железного правила, лаконично сформулированного в гениальном "Хорошем, Плохом, Злом" Серджио Леоне еще в 1966-м: If you wanna shoot - shoot, don't talk ("Хочешь стрелять - стреляй, не болтай!"). Стоило незваному гостю на секунду отвлечься, и Терье не дрогнувшей рукой засаживает в лоб конкурента спрятанный в рукаве нож.

Герой Делона понимает, что организация тоже не шутила, и решает, что разумно на время скрыться - благо давняя подруга (небольшая, но выразительная роль замечательной Стефан Одран) предложила ему выгодную инвестицию в виде... индюшачьей фермы. Почему бы не проинспектировать будущую собственность, тем более расположенную там, "где природа тиха и невинна"?

-7

Я не случайно так подробно остановился на завязке, дав читателям возможность оценить ее "оригинальность". Представляю, как многие развели руками: ну вот, еще один киллер с внешностью кинозвезды решил завязать, еще одна "организация" не хочет отпускать ценного специалиста, который к тому же, по Хичкоку, "человек, который слишком много знал". Сколько подобных фильмов мы пересмотрели - не счесть. Да и сам Делон в "Крупном калибре" еще в 1973-м играл ровно такого же наемного убийцу, решившего уйти на покой.

Скажем прямо, "Шок" - не из тех триллеров, что удивят изобретательной завязкой, увлекательным развитием сюжета, неожиданными поворотами и непредсказуемым финалом. Почти все в этой ленте - не раз виденные клише. Так стоит ли тратить время на просмотр - и если да, то почему?

-8

На мой взгляд, "Шок" - из числа тех фильмов, где важно не "что", а "кто" и "как". Если "что" в этой картине и правда по большей части - набор стереотипных персонажей и ситуаций, то с "как" здесь все более или менее достойно. Это ни разу не шедевр, однако поставлена лента крепко, с неплохой динамикой и рядом удачных сцен. Но главное, конечно, - это "кто", и с этим в "Шоке" все более чем в порядке. По порядку и начнем.

-9

В главной роли Ален Делон - и этим все сказано. Делон - корифей криминального жанра, игравший крутых полицейских, гангстеров, героев-одиночек, грабителей, убийц поневоле и по злому умыслу. Киллер - одна из фирменных ипостасей Делона. Его Джефф Костелло из легендарного "Самурая" Жана-Пьера Мельвиля - возможно, самый знаковый киллер мирового кино.

В "Шоке" герой Делона - воплощение крутизны. Причем крутизны не в плане физической силы или брутальности. Он не классический tough guy, пользуясь дефинициями Голливуда. Крутизна Делона - хладнокровие, ледяное спокойствие, интуиция и ум. Делон - не tough, Делон - cool. Знатоки английского поймут разницу.

-10

Киллера часто изображают инфернальным злодеем. Часто - наоборот- нарочито безликим ординарным человечком, легко теряющимся в толпе. Часто - фигурой сложной, мучимой экзистенциальными противоречиями, когда харизматичный профессионал, избравший экстравагантный способ заработка, начинает задаваться философскими вопросами.

Естественно, Делон играет третий типаж. И делает это, как всегда, убедительно и артистически безукоризненно. Актерская харизма Делона настолько велика, что убийце-профи сопереживаешь, несмотря на его кровавую карьеру. Делон играет так, что ему удается убедить зрителя: его герой - не клинический садист или кровожадный маньяк. Так сложилась жизнь, и теперь он нашел в себе силы попытаться все начать с чистого листа. Понятно, что вопросы морального плана остаются в повестке - но это в целом проблема криминального кино: можно ли вообще, в принципе, сопереживать преступникам и убийцам?

-11

Более чем достойную пару Делону по части "кто" представляет Катрин Денев, актриса из той же высшей лиги европейского кино. Как и Делон, Денев - один из символов Франции, олицетворение идеальной красоты, таких чисто французских качеств, как изысканность, стиль, шарм.

Надо отдать должное авторам "Шока" - они сумели весьма неожиданно представить Денев в нетипичном для нее образе. При самом упоминании ее имени воображение легко рисует роскошную женщину-вамп, femme fatale. Какой же она появляется перед зрителями в "Шоке"?

-12

Что???!!! Катрин Денев, символ французского шика, окружена сотнями горланящих индюшек? Резиновые сапоги, теплые чулки, застиранный белый халат, нелепый воротничок и безразмерная кофта? Лично я такой Денев раньше не видел. Вот уж точно кастинг против стереотипа - эталон красоты в роли хозяйки провинциальной птицефермы. Но большая актриса заставит нас поверить в то, что такие фермерши тоже бывают. Во Франции, по крайней мере.

-13

Но, оказывается, героиня Денев - еще и подкаблучница! Пока Клер (так ее зовут) с утра пораньше хлопочет по хозяйству, ее муж Феликс увлеченно занимается активизмом и, похоже, проводит больше времени с соратниками по очередной борьбе, чем с красавицей-женой, которая безропотно готовит ужин и ждет возвращения домой горе-политика.

-14

В разделе "кто" должен рассыпаться в комплиментах и Филиппу Леотару. Ему, на мой взгляд, удалось феноменально изобразить полного придурка по жизни. У Феликса крупная ферма, хозяйство, которым надо заниматься, большой дом, послушная верная жена. Но Феликсу это все скучно, не интересно - куда больше его волнуют протесты, пикеты, транспаранты и "товарищи по оружию". Леотар великолепно показывает неплохого в целом, но крайне бестолкового человека, который потерял ориентиры и пытается развеять скуку сельской жизни повышенной социальной активностью и попойками с друзьями.

-15

Завязка фильма была стремительным (пусть и довольно шаблонным) потоком событий с убийствами и кровью. С прибытием Делона на ферму "Шок" делает интересный поворот по части "как". Триллер уступает место мелодраме с элементами комедии (забавен стильный киллер среди шумных индеек, комичен непутевый дурачок Феликс).

-16

Можете обвинить меня в спойлерах, однако в этом случае я обвинений не приму - как я уже отмечал, с точки зрения "что" (сюжета и сценария) "Шок" на редкость неоригинален и предсказуем. Это касается и второй - мелодраматической - части фильма.

Итак, в одном достаточно уединенном месте собраны: придурковатый муж, игнорирующий и унижающий жену; скучающая женщина с внешностью Катрин Денев (пусть и одетая в кофты словно из советского сельпо); состоятельный парижский гость в облике Алена Делона. Как вы думаете, чем разрешатся отношения внутри такого треугольника? Думаю, догадается самый наивный и неподготовленный зритель.

-17

Если "что" не предлагает ничего неожиданного, то "кто" и "как" - на высоте. Две легенды французского кино на редкость органичны вместе. На мой взгляд, актерская химия в "Шоке" состоялась на все сто. Два "священных чудовища" не пытаются перетянуть на себя одеяло, в развитие отношений на экране веришь (по крайней мере, говорю о себе).

Денев скупо и лаконично, не переигрывая, показывает, как раскрывается зажатая мужем и нелегким фермерским трудом красивая и далеко не старая женщина. Делон так же деликатно, сдержанно играет мужчину, который после первых наблюдений понимает состояние души Клер и то, какие страсти кроются под напускным спокойствием и неказистыми кофтами. Даже муж-придурок быстро чует искрящие в воздухе электрические разряды.

Происходит то, что было очевидно с момента первого появления Денев. Но тут без претензий - все сыграно и снято крайне симпатично.

-18

После эскапистской романтической части неизбежно вмешательство грубой реальности в лице явившихся из прошлой жизни Терье жаждущих мести убийц. Любовная идиллия вкупе с накапливающимся напряжением внутри треугольника не могут не разрешиться всплеском брутального насилия. Пора возвращаться к триллеру.

-19

Я не буду тратить время на третью - кульминационную - часть фильма. Дело снова не в боязни спойлеров: если это не первый кинопросмотр в вашей жизни, вы легко угадаете плюс-минус все сюжетные ходы. А добавить что-то принципиально новое к своей оценке мне нечего.

Будут убийства, предательство, обманы и ловушки. Исправно будут звучать выстрелы и падать тела. Делон будет хмурить брови, что не предвещает ничего хорошего для врагов. Денев окончательно расстанется с уродливыми кофтами и резиновыми сапогами.

-20

"Шок", повторюсь, сделан мастеровито, хотя шедевром его назвать, мягко говоря, сложно. Возможно, вы удивитесь, что я, не раз подчеркнув, что "как" тут вполне на высоте, не упомянул имени режиссера. Робин Дэвис (встречается и французская транскрипция Робен Дави) снял несколько среднего уровня фильмов и яркого следа в французском кино не оставил. Съемки "Шока" проходили не без проблем, так что значительную его часть как режиссер снимал сам Делон, который лучше сработался с Денев, чем Дэвис. В титрах Делон тем не менее в этом качестве не указан, так что официально за Делоном-постановщиком числятся две ленты - "За шкуру полицейского" и "Неукротимый".

-21

Что в итоге? Скажу, наверное, главное: при просмотре "Шока" я не скучал ни минуты. Звучит простовато, но так и есть. Да, фильм набит штампами от начала до конца. Да, чуть ли не каждый поворот сюжета легко предсказуем. Но, как ни странно, лично я с удовольствием провел 100 минут, которые длится "Шок".

Великие звезды в главных ролях. Отличные актеры второго плана, даже если это пара-тройка эпизодов. Добротная постановка. Хорошая музыка одного из моих любимых композиторов Филиппа Сарда.

Если вы пропустите "Шок", то не будете, извините за глупый каламбур, в шоке. Но если вы любите Делона и/или Денев, я уверен, что любимые звезды в одной связке не обманут ваших ожиданий.

-22

p.s. Ну и как я часто повторяю: если вас в целом интересует французское кино, особенно его великая криминальная традиция, "Шок" достоин вашего времени.

-23