Вторая часть, первая тут.
Очевидные плюсы.
Игра предлагает совершенно уникальный опыт, который сложно описать, но я попробую.
Атмосфера - Чернорусь, это про хтонь. Зомби и совок - что может сочетаться лучше? Вот солнышко встает из-за горы. Вот ветер колышет траву. Вот из церкви выбежал с диким воплем зомби-поп. В поддержании атмосферы помогает графон - на приличном железе картинка очаровывает.
В игре нет музыки, только звуки, которые производит сам игрок и мир внутри него. Игра учит прислушиваться: вот в лесу кричит олень, а ведь это мясо, которого хватит на несколько дней. В ночной тиши в соседнем доме кто-то закашлялся. Где-то завелась машина. Мир игры живой и настоящий, и выглядит именно так, как должен выглядеть зомби-апокалипсис в пост-советской стране.
Кстати, ночью в игре темно. По-настоящему темно - не видно ничего вообще. Можно зажечь химсвет или фонарик, но тогда вся округа узнает, где ты находишься.
Лут - лута много, действительно много. Разнообразие гражданской одежды, несколько различных сетов военной формы, форма городских служб. Множество стволов на любой вкус: ружья, автоматы, пистолеты, для части есть обвес, часть можно модифицировать (обрезать ствол и т.д.). Еще больше в игре видов патронов.
А еще есть лекарства, наборы для починки всего, различный ручной инструмент, строительный лут, сумки, рюкзаки, разгрузки - даже наиграв несколько сотен часов можно внезапно найти что-то, что раньше не видел.
Другие игроки. В DayZ человек человеку волк, а еще корм, оружие и теплая одежда. Если ты встретил другого человека - в 9 случаях из 10 кто-то умрет. Но вот тот самый 1 из 10 - это чистый кайф. Посреди сраного нигде встретить мужика, который просто не стал тебя убивать, поделился едой, и взял с собой на рыбалку (в стиле Dayz: найди удочку, крючок тоже найди, найди нож, накопай червей, насади червя) - это удовольствие, которое ни с чем не сравнить. Даже если после всего этого он тебя забил монтировкой и сожрал, потому что отыгрывает одинокого каннибала.
А можно нарваться на группу выживших, которые прикола ради свяжут тебя и возьмут в заложники, чтобы заставить драться на кулаках с таким же бедолагой.
Коммуникация и взаимодействие (очень нервное и осторожное) с другими игроками - это существенная часть игрового процесса, без которой DayZ - не DayZ.
Моды и частные серверы. Игра дает возможность разработки глубоких модификаций, которые могут полностью менять игровой процесс. Кому-то нужны «гелики» и «ламбы», кто-то хочет вертолеты (боже, насколько ванильной игре не хватает вертолетов), кому-то нужны ивенты, а кто-то хочет отыгрывать сталкеров в Зоне.
На каждую хотелку найдется свой сервак. Ваш покорный слуга две недели отыграл на сервере, где запрещено ПвП. В компании нескольких незнакомых сорокалетних мужиков я ездил на охоту, сидел у костра, общался про разное. Для тех, у кого денег больше, чем времени, частные серверы допускают донат - чаще всего можно купить транспорт, или стартовое снаряжение, которое позволяет сэкономить несколько часов на старте каждой новой игровой сессии. Однако, бывают и ванильные частные сервера - они выгодно отличаются от официальных наличием админа в игре, который вручную следит за читерами, и нещадно их банит.
Резюме
DayZ определенно не игра для всех.Геймплей - это 10 часов лутания баз и деревень ради трехсекундной перестрелки, по результатам которой ты снова окажешься с голой жопой на берегу. Почему она хороша? Потому что она такая одна. Не важно, хочешь ли ты в компании друзей строить базы и нагибать всю округу, или одиноко выживать, выходя из леса только за лекарствами - свой кайф ты найдешь. Да, тебе будут мешать баги, будут мешать совершенно тупорылые по своей абсурдности ситуации (попил не то, поблевал и умер), будут мешать другие игроки. Но это не проблемы игры, это ее особенности. И если тебе зайдет - то зайдет на многие годы.