Цены: взлет и … нормализация
В 2022 году многие сферы продаж пережили ажиотаж и скачки цен, всплески интереса клиентов. С началом марта 2022 года российский рынок запчастей сначала вырос на 61%* (март 2022) по сравнению с предыдущим годом. Но клиенты быстро поняли, что закупиться впрок сложно, да и предусмотреть всё невозможно, и вернулись к привычному режиму покупок и обслуживания на СТО. В итоге рост продаж в 2022 году составил 13%. Похожая динамика и на СТО. Максимальный рост спроса на услуги в марте (45%) к концу года вышел на средний показатель в 18%.
“Весной были панические настроения. Многие пытались купить запчасти и обслужить машины впрок. А уже к осени мы вернулись к примерным показателям прошлых лет с небольшим ростом. Люди поняли, что такой острой нехватки деталей не будет. И сейчас у автовладельцев поведение примерно то же, что и год назад”, — рассказал Михаил Петров, директор по развитию федеральной франчайзинговой сети ЕвроАвто.
Изменилось не только поведение автовладельцев, но и ассортимент, и цены на детали. Многие считали, что в условиях дефицита и роста цен люди станут больше использовать б/у. Но по итогам 2022 года рост продаж новых деталей (14%) превысил увеличение продаж б/у (11%) .
Что клиенты стали чаще покупать в 2022-м? В первую очередь, детали для мототехники, технические жидкости и двигатели, элементы тормозной системы и подвески. Это говорит о большем внимании к основным системам автомобиля. А вот, к примеру, системе кондиционирования, пневматической системе и оптике — меньше.
“В условиях нехватки запчастей значительно изменилось отношение автовладельцев к покупке аналогов. Пришло понимание, что аналог не хуже оригинала. Это такие же фабричные запчасти с завода с современным оборудованием, поэтому качество не уступает разрекламированным брендам. Многие выпускаются на тех же предприятиях, где производят оригинальную продукцию. Что произошло в этом году? Людям пришлось воспользоваться аналогом однажды, и многие стали приезжать за этим брендом снова. Как итог, клиенты в целом стали лучше разбираться в производителях и находить таким образом возможность экономить”, — комментирует Михаил Петров. Есть спрос — есть и предложение.
Так в 2022 году ассортимент ЕвроАвто пополнился новыми товарными позициями Metaco и новыми брендами: например, шины от Duraturn и аккумуляторы Crom.
Давайте проверим другой популярный прогноз начала 2022 года: азиаты захватят российский рынок запчастей. Что ж, если и захватят, то медленно и методично! Сейчас лишь 9 из топ-30 производителей запчастей имеют азиатское происхождение, а их доля продаж составляет 39%. Это немало, но все же запчасти из Европы и США пока лидируют: их доля составила 48%. И, несмотря на уход многих компаний, 18 из 30 ведущих брендов — из Европы и США, а такие бренды, как Wolf Lubricants, BMW и Renault даже улучшили свои позиции.
ЕвроАвто становится больше
К концу 2022 года сеть ЕвроАвто — это 55 магазинов и 46 СТО. За год новые предприятия открылись в д. Антелево на въезде в Коммунар, Сосновом Бору, в Гатчине, Сестрорецке, в Санкт-Петербурге — на Придорожной аллее и Школьной улице.
Так оценивает результат нескольких месяцев работы управляющий предприятием ЕвроАвто на ул. Школьной Алексей Волков:
“Самым крупным событием прошлого года для себя считаю участие в открытии СТО полного цикла с малярно-кузовным цехом на Школьной, 89. Качество нашей работы уже оценили клиенты: в Яндекс картах рейтинг нового предприятия 4,9. В целом старт был неплохим, будем стараться наращивать обороты в разных направлениях, завоевывать доверие розничных и оптовых покупателей, налаживать работу со страховыми компаниями и увеличивать количество постоянных клиентов нашей станции и магазина автозапчастей”.
ЕвроАвто совершенствует процессы и системы, чтобы быть ближе к клиентам. Оформить и оплатить работы онлайн? Легко. Записаться онлайн в автосервис? Конечно. Приложение ЕвроАвто теперь есть и в Huawei AppGallery, а заказы сети можно получить в пунктах выдачи Яндекс.Маркет.
2022-й был полон сюрпризов. В конце года западные партнеры прекратили поддержку оборудования Bosch и диагностики Mercedes. Автовладельцы волнуются, а автосервисы перестраивают работу. Специалисты отмечают: рынок быстро адаптируется.
Сотрудники сети ЕвроАвто как всегда на связи по телефону, в мессенджерах и соцсетях, честно высказывают мнение о происходящем в блоге и делятся опытом на YouTube. 2023-й год уже стартовал двумя открытиями: в Санкт-Петербурге на пр. Маршака и в Кронштадте. В планах — экспансия в Москву и МО и ещё более 20 городов СЗФО и ЦФО РФ. Новые проекты, совершенствование существующих. Дорогу осилит идущий!
*Данные здесь и далее в статье по итогам продаж федеральной франчайзинговой сети ЕвроАвто