Заметили стук, посторонние звуки или непривычное поведение руля? На горизонте замаячила замена рулевой рейки. А можно ли ее просто починить? Давайте разбираться.
Реечный рулевой механизм получил огромное распространение благодаря высокой эффективности, легкой управляемости и… простому механизму, который позволяет легко и быстро восстановить неисправную деталь. Но в середине нулевых многие автопроизводители стали педалировать тему безопасности и настаивать на полной замене узла. Информации о технологии восстановления деталей стало меньше, оригинальных запасных частей тоже. Однако стандартизация и производство аналогов позволяют и теперь сэкономить на ремонте рулевой рейки. Итак, в каких случаях можно обойтись ремонтом, а что действительно придется менять?
Коррозия вала, рейки и других элементов
От влаги и грязи рулевую рейку должны защищать пыльники и хомуты. Однако они не спасают узел от конденсата, который образуется в результате разности температур и приводит к коррозии металлических деталей. Еще одна причина ржавчины – неправильная установка пыльников во время замены рулевых тяг.
В особо сложных случаях ржавчина поражает зубья рейки. Починить их невозможно, из-за сложного «рельефа» детали и особой закалки металла. А вот остальные части рейки спасти от ржавчины вполне реально. Для этого деталь шлифуют, стачивают и завтуливают.
1. Если ржавчина поверхностная, шлифовка не превышает 0,1 мм. Это позволяет использовать стандартные сальники и втулку. При этом беспокоится про зазоры не приходится: шлифовка совсем неглубокая и зазоры просто не образуются.
2. Если ржавчина более серьезная, можно сточить рейку сильнее, но не больше, чем на 0,5 мм – закалка позволяет. В таком случае остальные запчасти придется подбирать под новый, уменьшенный диаметр рейки: искать сальники и втулки подходящего размера.
3. При более глубокой коррозии рейку протачивают. Но приходится восстанавливать необходимый диаметр с помощью нержавеющей трубы: ее напрессовывают на рейку, а потом зашлифовывают, добиваясь изначального диаметра рейки. Способ для профессионалов.
4. Коррозия рулевого вала «лечится» таким же методом – его протачивают, а затем подбирают новый сальник нужного размера.
Износ центрального зуба вала-рейки
Проблема, которую, не избегает ни один автомобиль. Поскольку машина, как правило, движется прямо, лишь иногда поворачивая и или подруливая, рулевая рейка обычно находится в центральном положении, а значит, воздействие на центральные зубцы длительнее. Именно поэтому центральные зубцы изнашиваются быстрее. После 100 тыс. км этот износ можно увидеть на любой машине.
Некоторые матера предлагают восстановить зубцы, однако сделать это в условиях СТО, воссоздав заводские параметры в размерах и прочности невозможно. В таких случаях целесообразнее заменить рейку на новую.
Износ картера распределителя
У рулевых механизмов с ГУР периодически страдают картеры. Причина – в запирающих кольцах распределителя. Их функция – перекрывать поток масла. Прижимаясь к стенкам картера, они продолжают крутиться и протирают канавки в корпусе распределителя. Давление жидкости становится нестабильным, и руль то движется с трудом, то внезапно ослабевает.
Справедливости ради надо сказать, такие проблемы редко встречаются на европейских или американских авто.
Такой картер обычно заменяют, но специалисты могут спасти и его. Для это корпус растачивают, затем внутрь устанавливают и запрессовывают втулку. Для достижения исходного диаметр втулку тоже растачивают, шлифуют и воссоздают каналы.
Вот подробнейшее видео о том, как делают фрезеровку и гильзовку картера.
Износ сухаря рейки
Поджимной элемент (в народе «сухарь») обеспечивает плотное прилегание зубьев в зубчатой паре и состоит из пружины, поджимной пластины и сухаря, расположенных в корпусе. Это элемент находится в постоянном движении, так как принимает на себя удары во время езды по неровной дороге, и со временем изнашивается. Стенки истончаются, возникает люфт и стук во время поворота руля на месте или при езде по неровной дороге.
От трения изнашиваются и сами поджимные пластины. Из-за этого сухарь хуже прижимает зубцы и управляемость машиной начинает снижаться.
Восстановить пластины можно. Для этого нужно воссоздать антифрикционное покрытие, которым детали покрывают на заводе. Он защитит детали от трения и последующего износ. Но если на пластинах глубокие выработки, этот способ не поможет – придется деталь менять.
Что выгоднее ремонт или замена?
Как видно, избежать замены рулевой рейки и других деталей можно. Но просто и рентабельно это только на самых начальных стадиях проблемы. Так, шлифовку вала рулевой рейки в случае неглубокой коррозии вам могут сделать бесплатно. Обычно ее обнаруживают при обращении с другими проблемами. Заменить тефлоновые уплотнители или опорные втулки тоже намного дешевле, чем покупать всю рейку целиком.
Если коррозия или истирание деталей оставили на детали глубокие следы, ремонт возможен, но сложен. Не всегда можно найти мастеров, обладающих нужным инструментом и достаточным опытом для таких манипуляций. Придется покупать новую рейку, а это может обойтись вам в 20 и более тысяч рублей, в зависимости о типа рейки, фирмы и прочих факторов. Согласитесь, большая брешь в бюджете.
Еще один фактор – время. В эпоху проблем с запчастями, ожидание детали может растянуться на несколько месяцев, особенно если вы обладатель какой-то редкой марки. Ремонт отдельных комплектующих может поставить машину на ход в течении нескольких дней.
Помните, что своевременные осмотр и замена деталей помогут вам избежать лишних затрат. Если вы обнаружили, что повреждения рулевой рейки слишком серьезны и ремонт нецелесообразен, деталь придется менять.
____________________________________________________________________________
За запчастями обращайтесь в «Автотягу». Здесь вам помогут подобрать все необходимые для ремонта детали. Звоните +7 (495) 104-98-10!
Вам также будет интересно:
- Изменения для водителей с 1 января 2023 года
#автотяга #автосоветы #автомобильныехитрости #авторемонт