Предшествующая заметка: Путешествие кудрявого мальчика. Пантеон и площади Рима
Третий день мы решили целиком отдать одной единственной достопримечательности Рима.
Ватикан
Ватикан — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Официальное итальянское название Ватикана (англ. Stato della Città del Vaticano) означает «Государство Ватикан». Хотя Святой Престол (который не идентичен Ватикану) и католическая церковь используют в официальных документах церковную латынь, Ватикан официально использует итальянский язык. Латинское название государства лат. Status Civitatis Vaticanæ используется в официальных документах, не только Святым Престолом, но и в большинстве официальных церковных и папских документов.
Забавно, но в процентном соотношении Ватикан является самым милитаризованным государством в мире. По данным 2005 года из 557 граждан 101 являются военными на действительной военной службе, что составляет 18 % населения, а это более чем в три раза перекрывает показатели второй по милитаризации страны мира — Северной Кореи.
Сердцем Ватикана является Собор Святого Петра.
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)
Базилика Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек + 400 тыс. человек на площади.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.
Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Хоть мы и пришли довольно рано, но мы все равно оказались перед необходимостью отстоять довольно длинную очередь для того, чтобы попасть на территорию Собора Святого Петра. Вход в сам Собор бесплатный, однако все остальные укромные уголки (об этом позднее) потребует определенных финансовых вливаний.
Путь к нефам собора лежит по довольно длинным коридорам на протяжении которых стоят саркофаги с усопшими папами.
После низких коридоров мы вывалились в невероятно огромное пространство Собора. Все что мы видели до этого и что казалось нам гротескно величественным — померкло на фоне того, что мы увидели здесь.
Центральный (папский) алтарь, находящийся непосредственно над могилой апостола, украшен балдахином (киворием) из бронзы, поддерживаемым 4-мя витыми бронзовыми колоннами, такими же, что были в храме Соломона. Эта скульптурная композиция работы Бернини высотой в 4 этажа потребовала огромных объемов металла, для чего папа Урбан VIII приказал разобрать крышу античного Пантеона. Хотя и сам алтарь был изготовлен полувеком ранее из куска мрамора с форума Нервы.
Бернини работал над интерьером собора в течение всей своей жизни – более 50 лет, и является автором и кафедры Святого Петра, и лоджий, и статуй, и большего числа надгробий кардиналов и пап, удостоенных чести быть похороненными в этом Храме.
Самое известное надгробие в храме – это «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело, находящееся в правом нефе. После того как в начале 70-х гг. прошлого века на эту скульптурную композицию было совершено два покушения, ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.
За 5 евро можно подняться на купол Собора (8 евро — частично на лифте). Так как у нас оставалось не так много времени до захода в музеи Ватикана мне пришлось поторопиться — взлетел на купол по лестнице как орел, распихивая локтями нерасторопных зевак. Вид с купола — да, на все деньги!
Полный размер
Видите за решеткой человеков — это самая высокая обзорная точка до которой можно добраться и с которой сделаны предыдущие снимки.
В следующей части будут музеи Ватикана.
Оставайтесь на линии.
Слава роботам.