Найти тему
Юлия Варенцова

Какие портреты современников спрятаны на картине Ге?

Оглавление

Н. Ге. Тайная вечеря, 1863
Н. Ге. Тайная вечеря, 1863

Талантливый юноша из Воронежа, потомок французского дворянина, бежавшего от революции, Николай Ге с отличием оканчивает петербургскую Академию Художеств. Как первого среди лучших выпускников его отправляют "на стажировку" в Европу, на шесть лет. Поселившись во Флоренции, целых пять из них художник потратит на творческий поиск. И только вчитавшись в Евангелие, найдет свою тему.

Его первой резонансной картиной становится «Тайная вечеря». Вопреки сложившейся традиции, Ге отказывается от помпезного пышного интерьера и максимально пытается приблизить ситуацию к исторической реальности, к первоисточнику. Маленький домик в Иерусалиме, где собрались люди, которых преследуют власти, у них на столе самая простая еда и посуда. Для того чтобы изобразить этот "последний ужин" максимально достоверно, Ге вначале лепит всю композицию из воска глины и экспериментирует с освещением: маленькие фигурки своих будущих персонажей он расставляет на своеобразной крошечной сцене и подсвечивает их, чтобы увидеть, как отбрасываются тени. И уже по этим застывшим сценам своего кукольного мини-театра он делает композиционные зарисовки.

Эту картину Ге пишет под влиянием общего тренда европейской литературы и искусства того времени - поисков исторического Христа.

В Европе публикуются работы культурологов и историков, где евангельские сюжеты разбираются с точки зрения исторической науки. Такие исследования потом станут мейнстримом, к ним добавятся научные изыскания в археологии. Но на тот момент, во второй половине 19 века, эти мысли - новаторские и смелые, для многих даже слишком. Консервативное российское общество воспринимает их скорее как кощунство.

Петербургская публика поражена и тем, как современно выглядит сюжет религиозной картины, и узнаваемыми портретами на ней. Образу Христа художник придал черты диссидента и политэмигранта Александра Герцена, а в образе апостола Петра запечатлел самого себя. Причём, Николай Ге тогда еще молод, а изображая Петра, он как будто прозревает свои собственные черты в старости. Глядя на апостола, можно подумать, что это поздний автопортрет художника. Сопоставляя библейских персонажей с конкретными историческими лицами, Ге как будто опирается на реальность, отчего евангельские герои перестают быть умозрительными.

Появление «Тайной вечери» на выставке в Петербурге производит фурор. За эту картину Николая Ге из учеников Академии Художеств переводят сразу в профессора.

Его "Тайная вечеря" становится гвоздем сезона в столице, расходится по всей стране в снимках, ее превозносят и проклинают. Критики пишут, что это не Христос и его ученики, а пирушка самых обыкновенных людей. Но главное: смелая новинка привлекает зрителей и будоражит общественное мнение.

Вдохновленный успехом, Ге в своей флорентийской мастерской пишет еще два библейских сюжета – "Вестники воскресения" и "Христос в Гефсиманском саду". Но эти его картины уже не встретят такого восторженного отклика и резонанса. Критики разнесут их в пух и прах.В Академии Художеств "Вестников воскресения" выставлять запрещают, на частной выставке публика ее осмеивает, называя грубо намалеванным эскизом. Особенно достается фигуре Марии Магдалины - кто-то называет её ласточкой, кто-то - вороной. Черная полоса неудач удручает художника и вскоре, после 13 лет жизни в Италии, он возвращается на родину, чтобы сменить тему.

Из книги "Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века":

https://www.labirint.ru/books/740206

Продолжение следует)

Если было интересно, подписывайтесь на мой канал!)