Опубликован выпуск №6-2022. Темами выпуска стали «Цифровизация детства: Развитие, обучение, социализация», тематические редакторы Сорокова М.Г. и Рубцова О.В., «Благополучие детства», тематический редактор Семья Г.В.
Цифровая трансформация образования – это мощный международный тренд и одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг. включает реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В 2022 г. в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ запущена реализация проекта «Цифровые кафедры» для университетов – участников программы «Приоритет 2030» с целью актуализации ОПОП и РПД в плане включения в них цифровой составляющей для обучения специалистов всех сфер производства, экономики, образования и подготовки специалистов ИТ-профиля для этих отраслей. Современному поколению студентов и школьников предстоит научиться эффективно действовать и профессионально работать в условиях цифровой экономики и цифрового государства.Высшие учебные заведения все чаще обращаются к новым цифровым способам улучшения качества образования, повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс и управления ресурсами знаний. В оценке эффективности обучения представляется важным преодоление дихотомии выбора онлайн-образования и традиционно-очного образования и придание особого значения смешанному обучению, которое, по выражению ректора МГППУ А.А. Марголиса, во многом становится фактором, «объединяющим прошлое и будущее в образовании».
В докладе на II-й Всероссийской конференции с международным участием «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021)» отмечается, что, по данным ежегодного мониторинга экономики образования за 2020–2021 гг., реализуемого НИУ ВШЭ, образовательный процесс в российских вузах в 2020–2021 гг. претерпел серьезную трансформацию: опережающими темпами развернулись процессы цифровизации, начали осваиваться новые модели учебных курсов (смешанное обучение, обучение с использованием МООК), в университетах были внедрены различные виды новых технологий. Ускоренная цифровизация образовательного процесса рассматривается как растущее окно возможностей. Вместе с тем, процессы цифровой трансформации в общем образовании протекают, как представляется, достаточно драматично, выявляя ряд проблем, требующих инновационных подходов к их решению. Так, например, в реализации смешанных и дистанционных форматов обучения ключевыми вызовами для обучающихся являются проблемы саморегуляции и использования новых технологий обучения. Со стороны образовательных учреждений основной проблемой выступает обеспечение поддержки преподавателей в процессе обучения.
Тематика отношения обучающихся и педагогов высшего и общего образования к разным форматам обучения в настоящее время очень популярна в психолого-педагогических исследованиях. На наш взгляд, основная проблема российских работ, построенных на опросах школьников и учителей об опыте обучения во время пандемии - это, если можно так выразиться, их «негативно-безнадежная составляющая», создающая общее впечатление недостаточной эффективности обучения в смешанном и онлайн-форматах. При этом исследователи часто ставят знак равенства между понятиями «онлайн-обучение» и «цифровая образовательная среда» (ЦОС), что абсолютно не верно. ЦОС – это совокупность многих компонентов, цифровых ресурсов, сервисов и программного обеспечения для реализации процесса обучения и организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Ресурсы ЦОС могут быть эффективно использованы в любом формате обучения – очном, смешанном или онлайн.На самом деле, особенно если проанализировать зарубежные исследования, с начала 2010-х гг. во всем мире систематически проводятся эмпирические исследования самых разных аспектов цифровых форматов обучения, как в высшем, так и в общем образовании, причем оценка их эффективности осуществляется по самым разным моделям, для широкого спектра дисциплин и пр. Результаты этих исследований весьма разные, но многие из них свидетельствуют о позитивном опыте смешанного и онлайн-форматов и содержат конструктивные предложения по их организации. В целом можно говорить о том, что в настоящее время и во всем мире, и в России применяется широкое многообразие цифровых инструментов и программного обеспечения для сферы образования – как высшего, так и общего. Эти инструменты позволяют обеспечить в онлайн-среде не только интенсивное взаимодействие педагогов и обучающихся, включая совместную работу над интересными проектами, но и организацию самостоятельной работы школьников и студентов с привлечением цифровых ресурсов и сервисов, а также мониторинг и оценку образовательных результатов и многое другое. Таких инструментов – великое множество, без всякого преувеличения, и только формат вступительной статьи не позволяет нам их перечислить.Таким образом, на первый план выходит систематическая и интенсивная работа по овладению уже известным инструментарием, по разработке новых педагогических подходов на основе цифровых технологий, геймифицированных цифровых психодиагностических инструментов, а также повышение квалификации учителей и профессорско-преподавательского состава путем развития их цифровых компетенций и навыков, организация такой работы совместно с руководством образовательных учреждений и органами управления образованием. Пока педагоги школ и вузов будут слабо владеть цифровыми технологиями и одновременно объявлять их причиной низких образовательных результатов и других педагогических неудач, любое обучение кроме традиционно-очного будет мало эффективным, а, следовательно, школьники, студенты и родители будут им недовольны. Вот почему особую важность приобретают конструктивная позиция и конкретные предложения по развитию и применению цифровых технологий в образовании.В настоящем выпуске представлены несколько интересных современных исследований, отражающих очерченный круг проблем в их различных аспектах, а также предлагающих варианты их конструктивного решения. Особенно важно, что авторы видят перспективы создания и продвижения новых технологий, цифровых инструментов и сервисов в образовании, а также сами принимают активное участие в их разработке и реализации.Перед Вами специальное тематическое приложение журнала «Благополучие детства», выход которого связан с презентацией научных исследований, выполненных в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета.Тематика работ определяется содержанием мероприятий, реализуемых в рамках Десятилетия детства, и утверждаемых Правительством Российской Федерации. Поэтому актуальность полученных результатов не вызывает сомнения, а главное – они сразу пойдут в практику.
Все статьи выпуска читайте в открытом доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.