Вчера приснился мне духовный сон, чему я очень рад, ибо сны такие вижу редко, но хочу видеть чаще, понимая, что это зависит от моей «духовной температуры».
Во сне я оказался в каком-то советском партийном учреждении, управляемым гордым духом коммунизма. Тем кто постарше, дух этот знаком. Его текст примерно такой: мы – единственно правильные и справедливые, капиталистические страны катятся в бездну и там сплошная несправедливость – жирные капиталисты на завтрак поедают тощих пролетариев. А у нас все живут как пролетарии, но зато мы правильные, гордые и справедливые…
В этом учреждении каким-то чудесным образом работала и группа христиан. Они жили как будто в совершенно другом мире, как в коконе. Внутри у них были Мир, Кротость и Любовь. И эта неземная атмосфера с одной стороны хранила их от влияний извне, а с другой стороны, была очень привлекательной для некоторых внешних людей. Они, конечно, боялись, но подсознательно понимали, что в их «коммунистическом раю» даже близко нет такого духовного богатства, как у этой группы верующих.
Сон закончился призывом: стяжай дух мирный!
Что это значит?
Призыв этот принадлежит Серафиму Саровскому, который был из купеческого сословия, поэтому использовал для объяснения духовной реальности термины купеческие.
В своей знаменитой беседе с Мотовиловым он говорит об этом прямо:
«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради, добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. <…> Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.
Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.
Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. <…> Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого…
Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи»,
Преподобный Серафим, несмотря на внешнюю простоту, был очень хорошо образованным и начитанным человеком. К словам он относился бережно, осмысленно, соблюдая правильное их употребление.
Если он в одном случае говорит «Дух Святой», а в другом — «дух мирен», разумно предположить, что речь в этих двух случаях шла не об одном и том же. И тогда появляется другой вариант объяснения этих слов — речь идет о человеческом духе, из которого истекает мир, наполняющий душу.
Итак, «стяжать дух мирен» — значит уподобляться Богу в мире, любви и кротости.
Прежде всего, научиться обретать этот мир внутри своей собственной души. Не воевать с собой, не допускать военные действия в своем сердце, учиться мирно решать свои внутренние конфликты. Тогда они не будут выплескиваться наружу через различные проявления плоти.
Конечно, внутренний мир обязательно будет проявляться и во внешней жизни и ученики Христа, как было и в моем сне, узнаются по присущему им особому состоянию мира и любви внутри них и между ними: