"Мой ребёнок дошкольник, что вы порекомендуете почитать, чтобы правильно с ним взаимодействовать?"
Такой вопрос задала мне одна из мамочек. Я всегда поддерживала идею родительского просвещения, часто выступала на собраниях, участвовала в проведении семинаров и тренингов. Несколько лет наша команда реализовывала программу "Передвижная родительская школа" на территории Приморского края (за счёт средств Фонда Президентских грантов). До сих пор с радостью откликаюсь на предложения выступить перед родителями.
Когда родители читают книги, статьи, участвуют в семинарах, то их отношения с детьми улучшаются. В настоящее время на темы развития и воспитания детей написано много, поэтому каждый родитель может выбрать понравившегося автора. В наш век глобализации и интеграции ярых приверженников какой-либо воспитательной системы мало, в основном, родители с помощью интуиции, методом проб и ошибок, определяют, какие методы воспитания подходят им и ребёнку. Среди моих клиентов много тех, кто зачитывается книгами Ш. А. Амонашвили и М. Монтессори, кому-то нравится следовать советам Ю.Б. Гиппенрейтер или Л. Петрановской, и это радует. Значит, родители допускают меньше ошибок в воспитании.
"Дошкольники" - отдельная тема, уж очень много происходит в этом возрасте: несколько кризисов, появление различных новообразований, закладываются основы личности и характера, недаром психологи делят его на несколько периодов и подробно прописывают, что и когда в психике ребёнка должно сформироваться. А родителям важно найти ответы на свои вопросы и получить практические рекомендации. Поэтому, я рекомендую им различных авторов. Сегодня коснусь книг Д.В. Винникотта.
Дональд Вудс Винникотт- английский психоаналитик и детский психиатр, автор книг: "Разговор с родителями", "Семья и развитие личности. Мать и дитя" и др. Какие темы и родительские вопросы в развитии и воспитании дошкольников они "закрывают"?
"Разговор с родителями" - книга составлена из текстов радиопередач, к которых участвовал автор
- внутренние конфликты у мамы младенца (возникновение и развитие любви к ребёнку);
- понимание поведения младенцев;
- слово "нет" в воспитании детей дошкольников;
- стадии передачи запрета ребёнку и обучение его понимаю того, что можно, а что нельзя/опасно;
- детская ревность, как часть здоровой семейной жизни;
- что раздражает мам младенцев и как с этим справиться?
- безопасность детей;
- материнское чувство вины и проч.
"Семья и развитие личности. Мать и дитя" - книга, содержащая в себе две, одна из которых посвящена взаимоотношениям мамы и ребёнка, а вторая - развитию семьи, как системы.
- различные психологические явления в развитии ребёнка-младенца;
- идентификация младенца с матерью;
- типы матерей, в зависимости от ухода за детьми;
- функции матери: "холдинг", "обращение", "представление объектов";
- безопасность детей;
- ребёнок в пять лет: особенности;
-позитивные "тенденции" в родителях и деструктивные факторы, находящиеся в родителях;
- позитивные "тенденции" в детях и деструктивные факторы, находящиеся в детях;
- психическое развитие подростка;
- здоровая подростковость и болезни;
- роль отца в семье и воспитании детей;
- что значит "нормальный ребёнок"?
- детская лживость и воровство;
- о приёмных детях.
Как я рекомендую читать эти книги? Способ зависит от потребности родителя. Если он хочет получить ответ на свой вопрос, то тогда он может читать выборочно, например, отдельную главу или пункт. Если же ему интересна система взглядов на развитие и воспитание ребёнка, тогда он может читать последовательно, делая для себя "пометки".
Кстати, эти книги есть на сайте www.koob.ru пройти по ссылке Книги Д.В. Винникотта
Буда рада вашим откликам и обсуждению тем, посвящённых детской психологии.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: WhatsApp +7 924 429 61 86
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru