Найти тему
Дважды аутизм

Чтение и Аутизм

У Тима аутизм. С этим связанны множественные трудности, которые он испытывает в нашем социуме. Но и сильные стороны у него тоже есть. Одна из его особенностей - способность читать. 

Впервые он прочел в 3,5 года на английском языке: 

“A dog is big”, 

“A cat is soft”,

 “A pig is dirty”. 

Это первые предложения, которые он произнес вслух. Еще раньше, лет с двух, он мог подолгу сидеть перед раскрытой книгой. Что он там высматривал - остается загадкой. Может искал знакомые буквы, может слова… А может просто рассматривал причудливые узоры алфавита. Но очевидно, что  книги ему очень нравились. 

Удивляло то, что Тим читал, но при этом не говорил с нами. Мы часто шутили, что будем общаться с ним письменно. 

Вторая вещь, поразившая нас - это то, что Тим начал читать на английском. 

Да, мы живем в Канаде. И Тим с рождения мог слышать английскую речь. Но в садик он не ходил, как впрочем и ни в какие другие скопления англоязычной публики. И мы ожидали услышать русскую речь. Но Тим предпочел английский язык. Сейчас ему 6,5 лет. По-русски он так и не заговорил. 

Умение читать значительно упростило его обучение. Он читал все, всегда и везде. Мы в огромном количестве подсовывали ему книги и социальные истории. Благодаря чтению у него была связь с этим миром. 

Несмотря на такую неординарную способность, тяги к письму совершенно не было. Как, впрочем, и умение держать карандаш. Мы думали, что эту науку он не осилит никогда. 

Успокаивали себя тем, что в конце концов, сможет печатать. А нет, значит в школе за него будет писать тьютор, что тоже возможно в канадской системе образования. 

С таким настроем мы отправили Тима в подготовительный класс. 

Об этом я написала здесь. 

Сейчас Тим учится в первом классе англоязычной канадской школы. А дома мы занимаемся русским языком. Несмотря на то, что Тим так и не начал говорить по-русски, он научился читать на этом языке. 

У Тима феноменальная память. И это его вторая особенность. Чтобы запомнить, ему достаточно один раз увидеть. И я решила использовать эту способность. Мы начали заниматься с ним глобальным чтением. 

Это чтение - когда ребенок не заучивает название букв наизусть, и не складывает слово из слогов, а сразу начинает с чтения целых слов. 

Вначале я использовала карточки с картинками, внизу которых было написано слово. Это облегчало ему задачу, но не на 100%. Ведь Тим не говорит по-русски. Поэтому картинка не сильно служила ему подсказкой. 

Тим повторял за мной слова до тех пор, пока не смог прочитывать их сам. Затем я убрала картинки, оставив только слова. 

Сейчас Тим читает небольшие предложения из простых, в 2-3 слога слов: « Это шапка. На, Аня, шапку. Надень.» 

Появится ли у него интерес читать русские книги, не знаю. И стремление мое ни к этому. 

Обучение чтению развивает способность размышлять и анализировать. Что в случае с аутизмом немаловажно. 

Тим не говорит по-русски. Но хорошо понимает обращенную к нему речь. Чтение пополняет его словарный запас.  

Так что лишним этот навык не будет.