Найти тему
Психолог Андрей Сокол

Сталкинг. Преследование бывшего

«Он пишет мне с разных аккаунтов, обычно я их блокирую. Но иногда отвечаю. Что-то вроде «отстань от меня». Бывает он исчезает на долгое время. Месяцев шесть-восемь. А потом вновь появляется. Это было увлечение молодости, но потом мы расстались. Уже 10 лет я замужем двое детей 8 и 4 года».

Друзья, сталкинг или по русски преследование, кто сталкивался с подобным, помнит на сколько это не приятно. Редко это бывает опасно, но бывает. Поэтому нужно относиться к подобному очень внимательно.

Мы не будем углубляться и рассматривать , преследование важных персон, актеров и спортсменов, скрытую слежку за знаменитостями. Рассмотрим только слежку (сталкинг) после отношений.

К сталкингу приводит травма разрыва отношений. По сути, это не конструктивное проживание стресса расставания. Дело в том, что начинаясь, казалось бы, с невинного мониторинга, может перерасти в серьезную проблему, с которой уже могут работать только доктора. Но если на мониторинг часть психологов смотрят благосклонно, рассматривая его как элемент некоего прощания, то преследование ( сталкинг) считают формой эмоционального насилия.

Легкая форма сталкинга ( преследования) - эпизодические сообщения бывшему партнеру в соц сетях, ( сленговое название - пинги, проверка целостности связи на компьютерном сленге, либо «свист» в переводе с английского.). Прикрываясь любовью, брошенный пишет разные сообщения, от регулярного «доброго утра» и до угроз в адрес партнера. Нужно сказать, что на этом этапе уже нет никакой любви. Есть сильная эмоциональная зависимость. Брошенного не интересует бросивший партнер сам по себе. Ему нужна яркая эмоция, пусть даже негативная. Может также выражаться в тайных подарках, а так же денежных переводах. Два последних элемента с течением времени могут быть не совсем неприятны. Напишите в комментариях ваше мнение если получаете такие подарки.

Тяжелая форма, звонки, и физическая слежка, стояние под окнами. Попытки поговорить. В отдельных случаях это может переходить все грани. Становится страшно выходить из подъезда или поздно вечером возвращаться домой.

Обе формы могут иметь отчетливую ролевую структуру треугольника Карпмана , преследователь-спасатель-жертва. Настроение подарков меняется на настроение с претензиями, потом на извинения. Вновь предложения помощи и подарки. И так по кругу. Можно назвать это спиралью роста стресса или попросту ловушкой сознания. Когда «все делается от плохого к худшему» (Закон Мерфи).

Друзья, если у вас появилась радостная идея мониторить в соцсетях бывшего партнера, остановитесь, «пока не началось». Если вы уже вовлечены в спираль слежки, постарайтесь осознать, что это вид эмоциональной зависимости и обратитесь за помощью.

Если Вас преследуют. Здесь все гораздо сложней. Но поймите простую вещь. Если вы отвечаете на сообщения человека, как это сделала автор письма, это не преследование. Человек охотится не за вами, он охотится за своими специфическими эмоциями. И вы время от времени ему их даете, как-бы подкармливая.

Поэтому направление выхода простое. Закрыть от посторонних свои соц сети, а лучше свести к минимуму активность в них. Если работа не позволяет закрыть соц сети, то просто не отвечайте при появлении запроса. Нужно ли блокировать мессенджеры? Если вас это успокоит, блокируйте. Но самое главное это не отвечать и тем более не давать надежду. Так же важно проинструктировать всех близких кто общался с бывшим, что не надо с ним за вашей спиной обсуждать вас. Два простых тезиса.

Если это семья с детьми и бывший муж выходит за рамки адекватности, и кроме встреч с детьми, есть угрозы в ваш адрес и давление. Такие вещи лучше решать в правовом поле. Не ждите и не сидите с этим.

Если сталкинг не осложнен употреблением веществ или алкоголя, как правило прямая линия поведения с отсутствием любых эмоций в сторону преследующего выводит преследование на нет. Не получая эмоций, человек останавливается. Искренне желаю, чтобы такие люди не попадались на вашем пути.

Добра Вам!

Нужна консультация психолога?

Мои контакты: WhatsApp / Viber / Telegram: +7-991-789-33-24