Найти в Дзене

Робер Кампен — загадочный Мастер из Флемаля

Оглавление

Робер Кампен считается первым мастером ранней нидерландской школы. До сих пор точно неизвестны все произведения Кампена, а те, которые приписываются ему, могут быть написаны его учениками. Неизвестно, где и у кого учился Кампен, с кем рос и как решил стать художником. Робер Кампен был современником Ян ван Эйка и параллельно с ним развивал масляную живопись, увлекался светотенью, переносил религиозный мир в привычные интерьеры и писал необыкновенно реалистичные портреты. Робер Кампен — один из основоположников искусства Северного Возрождения.

Кто такой Робер Кампен

Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен (возможно). Неизвестно, где он рос, учился и что делал до 1405-06 годах, когда появляется в фламандском городе Турне. Там он накупил собственности и получил гражданство. Он вступает в гильдию Святого Луки (объединение художников и скульпторов). Чтобы вступить в гильдию, Кампен женится на даме, которая на семь лет была его старше (Кампену было уже лет 47). Что не сделаешь ради почестей и достойного положения в обществе.

В Турне Кампен выполняет многочисленные государственные и частные заказы, управляет собственной мастерской и обучает новых художников. Его знаменитые ученики — Рогир ван дер Вейден и Жак Даре — были приняты в гильдию Святого Луки после выхода из мастерской, что как бы намекает на их талант и отличное образование.

Робера Кампена несколько раз изгоняли из города на какое-то время — он постоянно нарушал законы. Например, развлекался с какой-то дамой и жил с ней вне брака, за что его хотели на год отправить в ссылку. Тогда его спасла знатная леди, возможно сама Маргарита Бургундская, жена графа Голландии.

Робер Кампен счастливо продолжал работать и жить в Турне до своей смерти в 1444 году.

Почему Кампена называют Мастером из Флемаля

В 1849 году некий торговец тканями (в некоторых источниках пишут, что священник) продал музею Штеделя три религиозные панели (Святая Вероника, Мадонна с младенцем и Святая Троица) Флемальского алтаря (1430-1435), уверяя покупателей, что эти произведения создал Мастер из Флемаля (из Флемальского аббатства). Так возник таинственный Мастер, название прижилось, хотя никакого аббатства не существовало. Потом ученые установили, что был какой-то современник Ян ван Эйка, который написал «алтарь Мероде». Стилистически было похоже на панели из «Флемаля». Художник и масляные краски тоже использовал, и реализм у него появляется, а все-таки на ван Эйка не похоже. Решили, что это тот самый Мастер из Флемаля.

Флемальский алтарь. Святая Вероника. Интересно, что святую Веронику обычно изображали молодой девушкой. Смотрим на ткань со складками — как точно прописано! И на богатое украшение одежды внизу — вот они, детали.
Флемальский алтарь. Святая Вероника. Интересно, что святую Веронику обычно изображали молодой девушкой. Смотрим на ткань со складками — как точно прописано! И на богатое украшение одежды внизу — вот они, детали.
Флемальский алтарь. Мадонна с младенцем
Флемальский алтарь. Мадонна с младенцем
Флемальский алтарь. Святая троица. Обычно такие гризайльные скульптуры помещали на створки — когда алтарь закрывали, их можно было увидеть. От Кампена гризайль в живописи начал использовать Ян ван Эйк.
Флемальский алтарь. Святая троица. Обычно такие гризайльные скульптуры помещали на створки — когда алтарь закрывали, их можно было увидеть. От Кампена гризайль в живописи начал использовать Ян ван Эйк.

С помощью документов об учебе Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре у Кампена, где работы похожи на «Алтарь Мероде», искусствоведы-ученые в XIX веке выделили большое количество картин, которые похожи по стилистике на работы Мастера Флемаля и Робера Кампена. И только в конце XX века все наконец успокоились и решили, что Мастер и Робер Кампен — один человек.

Почему Кампен важен в истории развития искусства ранней нидерландской живописи (и Северного Возрождения)

Долгое время думали, что Ян ван Эйк (ранненидерландский художник Северного Возрождения) первым начал использовать масляные краски (и создал их) и является родоначальником Северного Возрождения. Но опыты с масляной краской параллельно с ван Эйком проводил и Кампен. Именно Робер Кампен положил начало бюргерскому течению живописи: действие на картинах происходят в домашней и привычной обстановке, несмотря на то, что там изображены религиозные сюжеты. Думаю, такое искусство было понятнее зрителю и как бы приближало его к святому миру.

Триптих Положение во гроб, ок. 1410-1415 (1420-1425). Самый ранний из датированных триптихов Кампена. Тут еще есть золотой фон, отсутствуют детали и привычный интерьер, герои изображены в статичных позах — сохранены традиции готики, но при этом можно увидеть складки одежды, заказчика ближе к святым, объемность фигур.
Триптих Положение во гроб, ок. 1410-1415 (1420-1425). Самый ранний из датированных триптихов Кампена. Тут еще есть золотой фон, отсутствуют детали и привычный интерьер, герои изображены в статичных позах — сохранены традиции готики, но при этом можно увидеть складки одежды, заказчика ближе к святым, объемность фигур.
Обручение Марии, 1420-1425
Обручение Марии, 1420-1425
Рождество Христово, 1420
Рождество Христово, 1420

Благовещение, 1420-1425
Благовещение, 1420-1425
Триптих Мероде. Не подписан и не датирован (ок. 1427-1432) сейчас приписывают Роберу Кампену и его ученикам. Переходный период от средневековой традиции до ранней нидерландской живописи и Северного Возрождения.
Триптих Мероде. Не подписан и не датирован (ок. 1427-1432) сейчас приписывают Роберу Кампену и его ученикам. Переходный период от средневековой традиции до ранней нидерландской живописи и Северного Возрождения.
Центральная часть
Центральная часть
Левая панель
Левая панель
Правая панель
Правая панель

Кампен приблизил религиозные сюжеты к простой бюргерской жизни, начал отходить от строгих правил изображения евангельский сюжетов. Он включил бытовые предметы в нереальные сюжеты, а его пейзажи из открытых окон можно рассматривать как отдельные произведения — настолько детально они выполнены. Сакральное перестает быть чем-то недостижимым и непонятным — вот, смотрите, как все похоже на то, что вы видите у себя дома. Божественное не отделено от обычного человека. Плюс все чаще изображаются заказчики картин в центре сюжета. Раньше тоже изображали донаторов, но они были где-то далеко от сакральных сюжетов, чтобы все внимание было сосредоточено на святых.

Детали триптиха Мероде
Детали триптиха Мероде
Детали триптиха Мероде
Детали триптиха Мероде
Верльский алтарь, 1438. Остались только створки, центральная часть утеряна. Правая створка, где сидит святая Варвара, очень похожа по композиции на створку триптиха Мероде. Если их сравнить, можно увидеть, как здесь появляется перспектива помещения, пространство становится реальнее и детальнее — прослеживаем, как Кампен постепенно отходит от готических традиций.
Верльский алтарь, 1438. Остались только створки, центральная часть утеряна. Правая створка, где сидит святая Варвара, очень похожа по композиции на створку триптиха Мероде. Если их сравнить, можно увидеть, как здесь появляется перспектива помещения, пространство становится реальнее и детальнее — прослеживаем, как Кампен постепенно отходит от готических традиций.
Мадонна с младенцем перед каминным экраном, 1440. Нимбы Кампен писать перестал, но символически оставил — каминный экран очень его напоминает.
Мадонна с младенцем перед каминным экраном, 1440. Нимбы Кампен писать перестал, но символически оставил — каминный экран очень его напоминает.
Портрет мужчины, 1435
Портрет мужчины, 1435
Портрет женщины, 1435
Портрет женщины, 1435
Портрет мужчины
Портрет мужчины

Портреты удивительные — такой реализм в XV веке!

Некоторые работы возможно были выполнены его учениками, так как по правилам ученик не имел права подписывать работы своим именем, пока находился в мастерской. Так что тут вопросы.

Снятие с креста, 1448-1465. Это копия утраченного триптиха Кампена
Снятие с креста, 1448-1465. Это копия утраченного триптиха Кампена
Распятый вор. Это работа Кампена — единственное, что осталось от триптиха
Распятый вор. Это работа Кампена — единственное, что осталось от триптиха

Сейчас Робера Кампена редко вспоминают — Ян ван Эйку, Рогиру ван дер Вейдену и прочим повезло больше. Ян ван Эйк, конечно, гений, но рядом с ним творили такие же талантливые художники, только потише. Робер Кампен очень многое привнес в раннюю нидерландскую живопись — практически отказался от религиозной атрибутики (золотой фон, нимбы) начал заменять детали и тщательно их выписывать, работать со светотенью. Одни портреты можно бесконечно рассматривать и удивляться реалистичности. Ученики Кампена стали талантливыми мастерами, которые продолжили традиции Мастера из Флемаля и развивали искусство ранней нидерландской живописи (один из начальных этапов Северного Возрождения).