Робер Кампен считается первым мастером ранней нидерландской школы. До сих пор точно неизвестны все произведения Кампена, а те, которые приписываются ему, могут быть написаны его учениками. Неизвестно, где и у кого учился Кампен, с кем рос и как решил стать художником. Робер Кампен был современником Ян ван Эйка и параллельно с ним развивал масляную живопись, увлекался светотенью, переносил религиозный мир в привычные интерьеры и писал необыкновенно реалистичные портреты. Робер Кампен — один из основоположников искусства Северного Возрождения.
Кто такой Робер Кампен
Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен (возможно). Неизвестно, где он рос, учился и что делал до 1405-06 годах, когда появляется в фламандском городе Турне. Там он накупил собственности и получил гражданство. Он вступает в гильдию Святого Луки (объединение художников и скульпторов). Чтобы вступить в гильдию, Кампен женится на даме, которая на семь лет была его старше (Кампену было уже лет 47). Что не сделаешь ради почестей и достойного положения в обществе.
В Турне Кампен выполняет многочисленные государственные и частные заказы, управляет собственной мастерской и обучает новых художников. Его знаменитые ученики — Рогир ван дер Вейден и Жак Даре — были приняты в гильдию Святого Луки после выхода из мастерской, что как бы намекает на их талант и отличное образование.
Робера Кампена несколько раз изгоняли из города на какое-то время — он постоянно нарушал законы. Например, развлекался с какой-то дамой и жил с ней вне брака, за что его хотели на год отправить в ссылку. Тогда его спасла знатная леди, возможно сама Маргарита Бургундская, жена графа Голландии.
Робер Кампен счастливо продолжал работать и жить в Турне до своей смерти в 1444 году.
Почему Кампена называют Мастером из Флемаля
В 1849 году некий торговец тканями (в некоторых источниках пишут, что священник) продал музею Штеделя три религиозные панели (Святая Вероника, Мадонна с младенцем и Святая Троица) Флемальского алтаря (1430-1435), уверяя покупателей, что эти произведения создал Мастер из Флемаля (из Флемальского аббатства). Так возник таинственный Мастер, название прижилось, хотя никакого аббатства не существовало. Потом ученые установили, что был какой-то современник Ян ван Эйка, который написал «алтарь Мероде». Стилистически было похоже на панели из «Флемаля». Художник и масляные краски тоже использовал, и реализм у него появляется, а все-таки на ван Эйка не похоже. Решили, что это тот самый Мастер из Флемаля.
С помощью документов об учебе Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре у Кампена, где работы похожи на «Алтарь Мероде», искусствоведы-ученые в XIX веке выделили большое количество картин, которые похожи по стилистике на работы Мастера Флемаля и Робера Кампена. И только в конце XX века все наконец успокоились и решили, что Мастер и Робер Кампен — один человек.
Почему Кампен важен в истории развития искусства ранней нидерландской живописи (и Северного Возрождения)
Долгое время думали, что Ян ван Эйк (ранненидерландский художник Северного Возрождения) первым начал использовать масляные краски (и создал их) и является родоначальником Северного Возрождения. Но опыты с масляной краской параллельно с ван Эйком проводил и Кампен. Именно Робер Кампен положил начало бюргерскому течению живописи: действие на картинах происходят в домашней и привычной обстановке, несмотря на то, что там изображены религиозные сюжеты. Думаю, такое искусство было понятнее зрителю и как бы приближало его к святому миру.
Кампен приблизил религиозные сюжеты к простой бюргерской жизни, начал отходить от строгих правил изображения евангельский сюжетов. Он включил бытовые предметы в нереальные сюжеты, а его пейзажи из открытых окон можно рассматривать как отдельные произведения — настолько детально они выполнены. Сакральное перестает быть чем-то недостижимым и непонятным — вот, смотрите, как все похоже на то, что вы видите у себя дома. Божественное не отделено от обычного человека. Плюс все чаще изображаются заказчики картин в центре сюжета. Раньше тоже изображали донаторов, но они были где-то далеко от сакральных сюжетов, чтобы все внимание было сосредоточено на святых.
Портреты удивительные — такой реализм в XV веке!
Некоторые работы возможно были выполнены его учениками, так как по правилам ученик не имел права подписывать работы своим именем, пока находился в мастерской. Так что тут вопросы.
Сейчас Робера Кампена редко вспоминают — Ян ван Эйку, Рогиру ван дер Вейдену и прочим повезло больше. Ян ван Эйк, конечно, гений, но рядом с ним творили такие же талантливые художники, только потише. Робер Кампен очень многое привнес в раннюю нидерландскую живопись — практически отказался от религиозной атрибутики (золотой фон, нимбы) начал заменять детали и тщательно их выписывать, работать со светотенью. Одни портреты можно бесконечно рассматривать и удивляться реалистичности. Ученики Кампена стали талантливыми мастерами, которые продолжили традиции Мастера из Флемаля и развивали искусство ранней нидерландской живописи (один из начальных этапов Северного Возрождения).