Найти в Дзене

Ригпа, Дзогчен, освобождение

Был вопрос по статье Дзогчен

,,Ригпа это уже окончательное освобождение?

В ригпа не возникают никакие феномены? Но есть же восприятие… что тогда воспринимается?

Получается дзогчен это только для тех кто устал от всего ничего не хочет даже восприятия феноменов?"

Ответ

Окончательное освобождение это когда всё становится Дхармакайей.

Ригпа это просто путь, путь плода.

Ты реализуешь свободное состояние ума, ригпа, и потихоньку начинаешь его взращивать.

Когда возникает ригпа, то все феномены возникают так же, как они возникали до этого. Но к твоему восприятию как бы прибавляется измерение ригпа. Если раньше ты воспринимал только феномены и воспринимал их как самосуществующие и отдельные, то когда появляется ригпа и постепенно становится более или менее зрелой, ты воспринимаешь феномены на экране ригпа и из самой ригпа. То есть мир постепенно теряет свою твердую реальность и становится проявлением изначального состояния, проявлением Дхармакайи. При этом мир никуда не исчезает. Наоборот, он становится даже ярче.

Под растворением феноменов в Дхармакайе имеется ввиду то, что все феномены возникают в поле Дхармакайи и как проявления Дхармакайи.Это не значит, что при этом ничего не видно. Ты продолжаешь воспринимать всё, что воспринимает обычный человек, но воспринимаешь всё, как изначальную чистоту, как её проявления.

Есть кадак ( тиб.) - изначальная чистота, которая есть ригпа, и есть лхондруп ( тиб.) - спонтанное проявление этой ригпа. Всё возникает, как спонтанное проявление энергии ригпа, как ригпейцал ( тиб.).

Речь не идёт о том, что всё прекращается. Речь идёт о том, что всё превращается в ригпа.

То же самое - Махамудра.

Махамудра - это Великое движение, Великая мудра, которая превращает ординарное восприятие в неординарное.

Есть внешняя Махамудра, когда какому-то божеству подносят цветы, благовония и делают определенную мудру. При этом подношения превращаются из ординарных в неординарные, священные.

А знание изначального состояния, Махамудры, превращает ординарное состояние сознания в неординарное.

Смысл в трансформации восприятия, а не в том, что всё исчезает.

,,Устал от конкретного" - это о тех, ,, кто устал от бытия в конкретном сансарическом существовании".

В существовании, в котором нет пустоты. В мире реально существующих вещей, реально существующих людей, реально существующих ,,я", столов, стульев, деревьев.

Так же, как во время сна. Во сне ты живёшь в мире реально существующих объектов, которые ты видишь. Потом ты узнаешь, что это сон и видишь, что это просто проявления твоего сна, твоего спящего сознания.

Так же и при реализации изначального состояния. Ты пробуждаешься и видишь, что все возникающее - это проявления твоего сознания, сознания, которое не имеет ни рождения, ни смерти.

А до тех пор ты воспринимаешь себя, как маленький кусочек мяса, который двигается на сочленениях, зачем-то переживает всякие события, ходит в театр, делает карьеру, а потом всё равно помрёт.

На первых порах, когда ты практикуешь ригпа, то ты узнаешь саму природу ума, но ты не узнаешь всё, как её проявления. На очень высоком уровне, это третья стадия, ты узнаешь всё, как проявления Дхармакайи. Это стадия называется один вкус, где ты уже можешь ходить сквозь стены и летать по воздуху.

Путь Дзогчен это не то, что ты взял, распознал ригпа и всё . Что тут же растворились феномены и т.д.

Это путь , путь плода, который ты взращиваешь. Просто объектом медитации является плод.

На пути причины твоим объектом медитации является устранение препятствий к плоду. В Тхераваде ты пресекаешь действие санскар, чтобы в конце концов плод появился.

Там, кстати, даже слова такого - плод - нет.

На пути плода ты в начале оказываешься в состоянии плода и постепенно взращиваешь плод внутри всего остального вИдения.

Главное - ты должен всё время знать разницу между ригпа (недвойственным сознанием) и сэм (двойственным сознанием).

Все эти слова казались бы фантастикой, если бы не было реальных мастеров, которые умеют растворять грубые элементы в Дхармакайю. В Таши-Джонге жил тогден Аджам, которого мы прекрасно знали. После смерти он растворил своё тело до размеров маленькой куклы.

Картина мира с точки зрения Дзогчен напоминает картину мира с точки зрения ядерной физики. Правда, ядерная физика никак не может признать тот факт, что всё возникает не из какой-то частицы, а возникает, вообще, из пустоты. И современная ядерная физика не может повернуть этот процесс вы вспять. Она не может вернуть всё из грубого кристализованного уровня на уровень изначальной чистоты. И она не отождествляет Дхармакайю с сознанием. Она думает, что сознание это одно, а материя это другое.

С точки зрения Буддийского учения, с точки зрения Дзогчен и Махамудры, сознание и материя имеют один и тот же источник, это одно и то же. Поэтому когда ты узнаешь природу сознания, то ты в конце концов узнаешь природу всей материи. Это собственно то, чем должна заниматься религия. Потому что ре-лигия это ,,воссоединение обратно", воссоединение с источником. В практике тогел самая финальная стадия называется ,,вершина существования" - дальше уже нельзя. На этой стадии всё становится самим источником. Всё проявление.

Когда Кришна показал Арджуне свою вселенскую форму, он показал, что всё, что существует в сансаре - все эти войны, смерти, рождения - это просто его игра, его проявления.

Тогден Аджам, растворивший тело до размеров маленькой куклы.
Тогден Аджам, растворивший тело до размеров маленькой куклы.