Найти тему
Русская Семёрка

Ка-56: зачем в СССР создали «карманный» вертолет

Одним из новшеств в сфере авиации после Второй мировой войны стали одноместные компактные вертолеты. Небольшие аппараты предполагалось использовать в разведывательных целях. В условиях холодной войны советские авиаконструкторы активно развивали подобные идеи. Часть из них успешно использовали на протяжении нескольких десятилетий, а другие остались только в проектах. Одним из нереализованных замыслов стал вертолет Ка-56, получивший название «Оса».

Предыдущие разработки

Первые разработки сверхлегких вертолетов начались сразу после окончания Второй мировой войны. В 1947 году авиаконструктор Николай Камов разработал одноместный вертолет Ка-8, который собирались использовать войска связи и разведка. Летательный аппарат представлял собой конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах с открытым креслом летчика. Для вращения двух соосных винтов использовался двигатель мощностью 27 л.с.

Этот проект получил свое развитие в создании вертолетов Ка-10 и Ка-15. Особо стоит рассказать про Ка-15, получивший название «Курица несушка». Если первоначально геликоптер мог разогнаться до 80 км в час, то его новый аналог достигал 155 километров в час. В СССР произвели 354 единицы данного вертолета. Их применяли с 50-х по 70-е годы как в военных, так и в гражданских целях.

Однако при использовании «Курицы несушки» нередко происходили инциденты, которые заканчивались гибелью пилотов. Специалисты признавали, что сам летательный аппарат недостаточно надежен. Поэтому возникла необходимость разработать новую машину, которая отвечала бы нуждам различных сфер, но при этом была бы более совершенной в плане безопасности.

Характеристика Ка-56

В 1971 году Советское правительство поручило ОКБ «Камов» разработать сверхлегкий одноместный вертолет. В отличие от своих предшественников, он должен был быть не только небольшим по размеру, но также и сборно-разборным. В сложенном состоянии он должен был помещаться в цилиндрический контейнер диаметром до 50 сантиметров. Процедура сборки должна была занимать не более  за 15 минут.

Предполагалось, что эти вертолеты будут базироваться на надводных и подводных судах ВМФ. Как отметил авиаконструктор и доктор технических наук Геннадий Панатов в книге «Морская авиация на службе России», для транспортировки вертолет укладывался в герметичный контейнер, размеры которого позволяли осуществлять выгрузку Ка-56 «Оса» через торпедный аппарат подводной лодки.

Взлетная масса вертолета должны была составлять 220 кг, при этом техника могла поднять 110 кг груза. По замыслу его создателей, Ка-56 должен был преодолевать расстояние до 150 километров со скоростью 110 километров в час.

Почему Ка-56 так и не был запущен?

Для использования «Осы» был необходим роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, работающий на автомобильном топливе. Но в СССР на тот момент не было подходящих двигателей такого рода, что отмечал сам Николай Камов Поэтому вначале работу над Ка-56 приостановили, а потом, ввиду того, что перед конструкторским бюро появились другие задачи, проект был окончательно закрыт.