Когда говорят о буллинге, или травле, часто в фокусе внимания находятся отношения между детьми в школе. При этом, тема травли среди коллег (об этом будут отдельные посты) затрагивается в меньшей степени, а ситуация, когда жертвой буллинга является учитель, как правило, вообще остается без внимания. О ситуациях же насилия по отношению к учителям становится известно только из новостей.
Формы буллинга и его распростанненость по отношению к учителям в российских школах изучали исследователи из ВШЭ (Черненко, Ю. А., Сапрыкина, Д. И. (2018). Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 3(2), 136-150.)
В качестве определения буллинга авторы исследования используют определение норвежского психолога Д. Ольвеуса,:
буллинг - «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.»
Сбор основных данных проходил посредством онлайн опроса. Генеральную совокупность составили учителя общеобразовательных организаций. Соотношение учителей по полу – 92% женщин и 8 % мужчин. База данных составила 2800 анкет из 75 регионов РФ. «Молодые учителя, работающие в школе не более 5 лет, составили 13% опрошенных, от 6 до 15 лет – 20%, от 16 до 30 – 47%, и со стажем работы более 30 лет – 20%. Таким образом, мы охватили как молодых учителей, которые только пришли преподавать, так и профессионалов с большим опытом работы в данной сфере.»
Самые распространённые формы буллинга:
«ученики дразнят учителя, придумывают клички и прозвища, игнорируют учителя, обсуждают его личную жизнь, демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов, специально нарушают дисциплину на систематической основе, отказываются выполнять требования преподавателей. Каждую из перечисленных форм поведения отметили минимум 70% учителей.» «С угрозами от учеников, сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель. При этом 5,8% отмечают, что это происходило на регулярной основе. Треть опрошенных респондентов имела дело с комментариями интимного характера.» С кибербуллингом, проявляющимся через оскорбительные письма или посты в социальных медиа, сталкивались 42% респондентов.
Из всех социально-демографических характеристик на частоту проявлений буллинга наибольшее влияние оказывает материальное положение семьи учителя.
«Так, у педагога с низким уровнем материального достатка вероятность стать жертвой буллинга в два раза выше, чем у его более обеспеченных коллег.»
Обращаются ли учителя, столкнувшиеся с буллингом за поддержкой к другим людям?
Никому не рассказывают о случаях буллинга 23% опрошенных учителей. Делиться с коллегами предпочитают около 35% учителей, а с членами семьи – 31,3%. С психологом же проблему обсуждали 13% педагогов, «однако неизвестно, с какой целью они обращаются к психологу – обсудить свое состояние или обратить внимание школьного психолога на поведение учеников, которые агрессивно настроены.»