В 4,5 года Тим начал ходить в дошкольную группу детского сада два раза в неделю на 2,5 часа. Там дети играют, делают поделки, поют песенки и танцуют, им читают книги, они ходят в спортзал кататься на велосипедах, самокатах и плазмакарс. У них есть небольшой перекус, немного учебного времени и затем прощание с группой и уход домой.
Такого рода развлечение ребенку и социализация, чтобы первый год школы не был большим стрессом для него.
Через год, в 5 лет, Тим пошел в школу в подготовительный класс. Занятия проходят через день, 2-3 раза в неделю. Дети учатся писать и считать. Но бОльшая часть времени, по-прежнему уделяется игре.
И только в первом классе ребенок попадает в школу на полный день, с 9.00 до 15.30, с понедельника по пятницу. Здесь уже больше уделяется внимания учебе, но дети все еще продолжают играть. Мальчишки собирают Лего. И Тим в этом с охотой участвует.
Мы живем на ферме. И за детьми приезжает школьный автобус, который собирает в округе всех фермерских детей и отвозит с утра в школу. А вечером тот же автобус привозит их домой.
Тим - ребенок с особенностями. И подход к нему особенный. Ему выделили автобус, который с утра забирает моих детей последними. А вечером отвозит домой первыми. Таким образом, Тим находится в поездке 5 минут, минуя заезды за другими школьниками. За что мы очень благодарны нашему местному министерству образования.
В Канаде полная инклюзия. Дети с любым диагнозом посещают обычную общеобразовательную школу.
Каждый особый ребенок имеет тьютора. Или двух, в зависимости от сложности.
В школу ребенок идёт по возрасту. Каждому особому ребенку составляется индивидуальный план обучения на год. На второй год ребенок не остается. Осенью он переходит в следующий класс с новым планом обучения.
Так было и у нас. Тим пошёл в первый класс в 6 лет. И это его второй год в школе.
Кроме обычных занятий, Тим каждый день посещает сенсорную комнату с качелями, матами, мягкими блоками и батутом. В школе есть эрготерапевт и логопед.
Логопед проводит занятия с ребенком, если в этом есть необходимость.
Эрготерапевт решает поведенческие и сенсорные проблемы. Пишет социальные истории по мере надобности. И обучает персонал работать с каждым конкретным ребенком.
Занятия в школе проходят довольно свободно. Дети не сидят весь урок за партой. Они могут ходить по классу, разговаривать, заниматься не за столом, а на полу, что-то обсуждать с учителем или одноклассниками.
У каждого ребенка в классе есть свой IPad. В определенное время их выдают детям и они играют в развивающие игры. Чаще всего - это математика. IPad остается ждать ребенка в школе. (Мои старшие дети старшеклассники. Им школа выдала лэптопы. Старшеклассники могут уносить их домой)
Когда ребенок закончил всю свою работу, он может читать книги или рисовать - на полу, за партой, в кресле… Такая свобода передвижения :)
К Тиму отношение очень лояльное. Он может походить по тихому коридору во время урока или пойти в сенсорную комнату. Может просидеть в библиотеке полдня с книгами, если устал или нет желания учиться.
На музыку Тим не ходит. Громко. Наушники не спасают ситуацию. Но учитель и не настаивает. За этот учебный год, Тим зашёл в класс музыки два раза. Первый раз это был урок с его классом. Тим пробыл там 15 минут и вышел. После этого мы получили хвалебное письмо от учительницы, с описанием восторга, что Тим смог это сделать!
Второй раз случился, когда Тим проходил по коридору мимо класса музыки. Хор старшеклассников пел песни. Тим с любопытством приоткрыл дверь и заглянул во внутрь. Увидав Тима, учительница музыки остановила пение и стала приглашать его войти. Так Тим побывал на уроке музыки дважды.
С первого по шестой класс, дети гуляют на улице три раза в день. Во время перемены дети не остаются внутри. Это входит в правила школы. На улице с ними находится дежурный учитель.
Тим очень чувствительный и он тяжело реагирует на холод. Зимой он не выходит на улицу. И в этом школа пошла нам на встречу. Тим остается в здании во время переменки. Он может читать, рисовать, лепить… Школа выделяет Тиму большое количество бумаги, карандашей, пластилина, кинетического песка. Покупает различные конструкторы… Все это Тим очень любит и с охотой занимается.
Что касается академических навыков, за них я не переживаю совсем. Тим может учится. Но важность не в этом. Доброжелательная среда и его эмоциональное состояние гораздо важнее. Чем добрее он будет ощущать этот мир, тем больше захочет открываться ему.
Тим может пропустить школу, если он хочет остаться дома. Может уйти домой раньше, если вдруг сильно загрустил или у него случился мелтдаун, с которым учителя не могут справиться. Учебный материал мы делаем с ним дома по вечерам.
Мы выработали тактику занятий. И у нас это работает.
В предыдущих постах я рассказывала, как мы занимаемся математикой.
В следующих постах я опишу, как мы учим язык, читаем и пишем.