85.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.24-32.
ТЕКСТ 24
пуродхасам ча мукхйам мам
виддхи партха брихаспатим
сенанинам ахам скандах
сарасам асми сагарах
пуродхасам - из жрецов; ча - также; мукхйам - главного; мам - Меня; виддхи - знай; партха - о сын Притхи; брихаспатим - Брихаспати; сенанинам - среди военачальников; ахам - Я; скандах - Карттикея; сарасам - из водоемов; асми - (Я) есть; сагарах - океан.
24. Знай, о, Партха, из всех священнослужителей Я – главный, Брихаспати, из полководцев Я – Картикея и из водоемов Я – океан.
ТЕКСТ 25
махаршинам бхригур ахам
гирам асмй экам акшарам
йаджнанам джапа-йаджно 'сми
стхаваранам хималайах
маха-ришинам - среди великих мудрецов; бхригух - Бхригу; ахам - Я; гирам - из звуков; асми - (Я) есть; экам акшарам - пранава; йаджнанам - из жертвоприношений; джапа-йаджнах - повторение святых имен; асми - (Я) есть; стхаваранам - из неподвижных; хималайах - Гималаи.
25. Из великих мудрецов Я – Бхригу, из звуков Я – трансцендентный слог ОМ, из жертвоприношений Я – повторение Святых Имен, и из неподвижного Я – Гималаи.
ТЕКСТ 26
ашваттхах сарва-врикшанам
деваршинам ча нарадах
гандхарванам читраратхах
сиддханам капило муних
ашваттхах - дерево баньян; сарва-врикшанам - из всех деревьев; дева-ришинам - из мудрецов среди полубогов; ча - и; нарадах - Нарада; гандхарванам - из жителей планеты гандхарвов; читраратхах - Читраратха; сиддханам - из совершенных живых существ; капилах муних - Капила Муни.
26. Из всех деревьев Я – дерево баньян, также из всех мудрецов среди полубогов Я – мудрец Нарада, из жителей планеты гандхарвов Я – Читраратха и из всех совершенных существ Я – Капила Муни.
ТЕКСТ 27
уччаихшравасам ашванам
виддхи мам амритодбхавам
аираватам гаджендранам
наранам ча нарадхипам
уччаихшравасам - Уччайхшраву; ашванам - из скакунов; виддхи - знай; мам - Меня; амрита-удбхавам - появившегося на свет во время пахтанья океана; аираватам - Aйравату; гаджа-индранам - из могучих слонов; наранам - из людей; ча - и; нара-адхипам - царя.
27. Знай, что из всех коней Я – Уччайхшрава, произошедший из нектара бессмертия, из благородных слонов Я – Айравата и среди людей Я – царь.
ТЕКСТ 28
айудханам ахам ваджрам
дхенунам асми камадхук
праджанаш часми кандарпах
сарпанам асми васуких
айудханам - из оружия; ахам - Я; ваджрам - молния; дхенунам - среди коров; асми - (Я) есть; кама-дхук - корова сурабхи; праджанах - причина появления потомства; ча - и; асми - (Я) есть; кандарпах - бог любви; сарпанам - среди змеев; асми - (Я) есть; васуких - Васуки.
28. Из оружия Я – молния, из коров Я – сурабхи, из причин зачатия детей Я – Кандарпа, бог Любви и из змеев Я –Васуки.
ТЕКСТ 29
ананташ часми наганам
варуно йадасам ахам
питЌнам арйама часми
йамах самйаматам ахам
анантах - Aнанта; ча - также; асми - (Я) есть; наганам - из многоглавых змеев; варунах - полубог, повелевающий водной стихией; йадасам - из обитателей вод; ахам - Я; питЌнам - из предков; арйама - Aрьяма; ча - также; асми - (Я) есть; йамах - повелитель смерти; самйаматам - из вершащих правосудие; ахам - Я.
29. Также из многоглавых змеев Я – Ананта, из всех обитателей вод Я – полубог Варуна, из предков Я – Арьяма и из всех регулирующих Я – бог Смерти – Яма.
ТЕКСТ 30
прахладаш часми даитйанам
калах калайатам ахам
мриганам ча мригендро 'хам
ваинатейаш ча пакшинам
прахладах - Прахлада; ча - также; асми - (Я) есть; даитйанам - из демонов; калах - время; калайатам - из разрушителей; ахам - Я; мриганам - среди зверей; ча - и; мрига-индрах - лев; ахам - Я; ваинатейах - Гаруда; ча - также; пакшинам - из птиц.
30. Из всех демонов Дайтьев Я – преданный Прахлада, из всех покорителей Я – Время, из всех зверей Я – лев и из всех птиц Я – Гаруда.
ТЕКСТ 31
паванах паватам асми
рамах шастра-бхритам ахам
джхашанам макараш часми
сротасам асми джахнави
паванах - ветер; паватам - из очистительных сил; асми - (Я) есть; рамах - Рама; шастра-бхритам - из носящих оружие; ахам - Я; джхашанам - среди рыб; макарах - акула; ча - также; асми - (Я) есть; сротасам - из текущих рек; асми - (Я) есть; джахнави - река Ганга.
31. Из всего, что очищает, Я – ветер, из носящих оружие Я – Рама, из рыб Я – акула и из текущих рек Я – Ганг.
ТЕКСТ 32
сарганам адир анташ ча
мадхйам чаивахам арджуна
адхйатма-видйа видйанам
вадах правадатам ахам
сарганам - творений; адих - начало; антах - конец; ча - и; мадхйам - середина; ча - также; эва - безусловно; ахам - Я; арджуна - о Aрджуна; адхйатма-видйа - духовное знание; видйанам - из всех видов знания; вадах - естественное заключение; правадатам - среди логиков; ахам - Я.
32. Также, о, Арджуна, Я, непременно, начало, конец и середина всего творения, из всего знания Я – духовные знания, и из всех аргументов Я – логическое заключение.
КОММЕНТАРИЙ.
24-32.Следует сказать, что все пути материального мира прямо и косвенно ведут к Богу. Однако, никому не удается в итоге достичь Всевышнего без осознанного преданного служения, куда входят многие составляющие, начиная с исполнения религиозных принципов, изучения Святых Писаний, аскетизма, добродетели, контроля чувств, желаний, беспокойного ума, посвящения Всевышнему любой своей деятельности, развития Божественных качеств, медитации, памятования, очищения своего существования…
Преданное служение невозможно без изучения Святых Писаний, что есть Изначально Направляющее Слово Бога, Высший путеводитель, который помогает не уклониться, а также дает многие ориентиры с учетом ступени развития человека на каждый данный момент, пополняет его личный духовный и материальный багаж, дает возможность духовного выбора, духовных предпочтений и акцентов, давая направляющее желание изнутри, как и сами обстоятельства и возможности применительно не только к конкретной судьбе человека, но и к его окружению, к его материальному бытию, как и к тому уровню развития общества, на котором оно находится в каждый данный период.
В радиус зрения преданного, желающего достичь результат, попадают многие обязанности, которые, однако, не просто соблюдать в достаточно сложном материальном мире, требующем многие силы и на исполнение долга перед людьми материальными, перед государством, нацией, детьми, как и для поддержания своего собственного тела, ибо далеко не каждому истинному преданному удается полностью посвятить себя поклонению Всевышнему, отдавая преданному служению в полной мере все свое время. Поэтому, в современном мире Бог не требует изучения многих святых писаний, имеющих отношение к древним ведам, куда также входит некогда жемчужина ведических знаний – Шримад-Бхагаватам, несущая в себе энергию преданного служения и укрепления веры через ведические повествования и персонажи, через мудрость духовных и почитаемых учителей древности, как и через события мифические, не имеющие реальное место в прошлом.
Тем более, что она, Шримад-Бхагаватам, изобилует ошибками и непосредственно в текстах и в комментариях, до некоторого времени допустимыми, но имеющими свойство не только искажать многие принципиальные духовные истины, но и вносить то духовное понимание, которое будет тормозить духовное сознание современного преданного или начинающего неофита, ибо за основу мышления могут быть взяты высказывания и мнения далеко не абсолютные, которые невозможно приложить к современной действительности, которые искоренять придется только возвращением в мир материальный через круговорот сансары к той допустимой точке мышления, откуда необходимо будет вновь начать развитие духовного сознания до уровня, видящего ошибки и все, что препятствует постижению истины, как и следующему подсказкам Бога изнутри более решительно. И только на основе Новых Святых Писаний. Здесь речь идет о том, также, что основной, настольной, абсолютной по авторитету должна считаться Бхагавад-Гита, данная Личностью Бога, исчерпывающая требования Бога к людям на данный современный период, все поясняющая в достаточно развернутом виде, со всеми Божественными рекомендациями, Указаниями и требованиями.
ЭтоСвятое Писание – основа основ преданного служения. Его следует изучать, по нему жить, через него расширять сознание, но, непременно, выходя на уровень самого преданного служения, которое в современный период должно полностью основываться на посвящении Богу любой своей деятельности, что рекомендовано Богом, как карма-йога. Это – высшая йога Кали-йуги, самая доступная, незаменимая, абсолютная и ведущая к успеху. Но Шримад-Бхагаватам может быть использована к духовному чтению, как неавторитетное писание, и только для тех, кого Бог называет в современном мире преданными староверами, которые должны знать, также, что веды утратили свой авторитет, ибо были предназначены для древних, людей с низким интеллектом и уровнем мышления и понимания, непригодны для преданных в современном мире и не могут гарантировать выход на духовный план, но только Новые Святые Писания, данные Богом людям начала третьего тысячелетия, как и рекомендуемые ими духовные практики. Но тот, кто едва его, Новое Святое Писание, читает, кто не имеет возможности его изучать – не теряет ни в чем, ибо, значит, на данный период его так Ведет Бог. Это человек должен очень хорошо знать. Всему у Бога свое время, и каждому Бог дает свои возможности.
В этом тысячелетии и более того к Богу открывает дверь только данная Им Бхагавад-Гита, вся совокупность Новых Святых Писаний и само преданное служение. Чтобы выйти за пределы круговорота рождений и смертей, совсем не обязательно знать, кто (или что) такие Брихаспати, Кортикея, Бхригу, Мудрец Нарада, Капила Муни, Уччайхшрава, Айравата, сурабхи, Васуки, Варуна, Арйама, Дайти, Прахлада… Эти ведические и мифические персонажи можно знать со слов других, можно прочитать о них, чтобы знать, о ком идет речь и кого и почему Бог назвал Собой, какие их качества удовлетворяют Личность Бога. Но можно и не знать. В этом нет позора, в этом нет стыда, в этом нет духовного невежества. Ибо и в духовных знаниях Бог каждому отводит свои границы, вполне достаточные, чтобы достичь Всевышнего. Ибо, невозможно в пример современному человеку приводить жизнь, деяния и качества древних героев, мифических и нет, ибо к каждому у Бога своя мера, свое требование и свои даются возможности и границы постижения духовных знаний, для каждого есть основное и второстепенное, есть разные ступени понимания, есть разные обстоятельства, разные уровни и направления мышления, все с учетом духовного багажа, опыта и качеств каждого человека, о чем Знает только Бог. Если Бог изнутри даст человеку желание читать и постигать эти ведические знания, то он, непременно, пройдет этот путь гйана-йоги, и через это понимание и извлечет намеченное Богом. Однако, в данных стихах следует понять и другое. Бог называет Собой все то, что восхваляется, что велико и необозримо, посредством чего можно приблизить к пониманию о Высоте Бога и Его Качеств, что обладает высочайшими духовными качествами, все те реальные и вымышленные образы, которые могут потрясти, привлечь, заставить преклониться, через что можно, также, памятовать о Боге, проследить Божественные качества, те качества, к которым можно устремиться. Многие из этих образов более пяти тысяч лет назад поражали сознание, были легендарными героями, возвышенными личностями, высочайшими духовными учителями и религиозными деятелями, великими правителями и совершенными мудрецами. Эти качества, многие из них, остались, как мера, но привноситься, упоминаться в современном мире могут и должны иначе, поскольку эти образы не являются родными современнику, но достаточно удалены от его сознания, и Бог это учитывает.
В этой связи, не очень много приобретет тот, кому будет разрешено Богом изучение Шримад-Бхагаватам, но и не сравнимо будет успешен тот, кто пойдет по пути только изучения и следования Бхагавад-Гите в совокупности с Новыми Святыми Писаниями, в остальном не претендуя, но полагаясь на Бога в себе и, непременно, служащего Богу преданно, изо дня в день, не теряя драгоценное время ни на что и памятуя о Боге, не исходя из древних мифических сказаний и историй, а исходя из современной жизни, ее условий и требований, как и возможностей, и посвящая Богу плоды любой своей деятельности, видя Бога в каждом, в любом мгновении, в каждой судьбе, мысля с Богом, меряя с Богом, именно предаваясь Богу, не отклоняясь с пути преданного служения, посвящая Богу всю свою жизнь, контролируя все свои чувства, проходя через величайшие аскезы, не думая, кто такой Нарада или Бхригу… Ибо эти образы мифических и реально живших героев в древности уже не могут ничем потрясти, кроме своей примитивности и нереальности.
Но следует вновь и вновь повторить, что, если человек изучит наизусть эти стихи, представляющие именно качества Бога, будет помнить о Боге через эти качества, восхвалять Бога за эти качества или проповедовать о них, он, непременно, будет подниматься вверх по пути духовного совершенства, непременно, также, удовлетворит чувства Бога, но должен будет понимать, что этот путь, эти желания ему дал Сам Бог, а значит, это его личный путь, таков уникальный труд Бога над ним, и здесь ему есть, что извлечь и что взять за основу и через что постичь Личность Бога.
Бог не отменяет все другие ведические святые писания, ибо есть еще те невысокие ступени людей, которые ими еще могут привлечься, но Указывает на Новые Святые Писания, что есть основное, преимущественное, определяющее направление совершенных духовных знаний, открывающее врата за пределы материального мира при условии преданного служения. Однако, работая с каждым, над каждым, скрупулезно, Бог будет каждого от рождения к рождению подводить то к одним, то к другим религиозным знаниям, постепенно шаг за шагом в каждом подготавливая своим путем тот духовный и материальный фундамент, на котором и может стоять и удержаться беспримесное, непрерывное, разумное, аскетическое преданное служение, без которого – никуда и в незыблемой основе которого будет, непременно, ведущее и направляющее Слово Бога в НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ.
Из всех священнослужителей Бог – главный, Брихаспати. Эта личность действительно имела место в древние времена и проявила качества по тем временам высочайшие, достойные того, чтобы этот образ Бог назвал Собой, как то, что по качествам приемлемо, отвечает требованиям Высшей Личности, удовлетворяет чувства Бога. Но надо, также, знать, что, чтобы была такая историческая личность, которую бы Бог в святых писаниях мог назвать Собой, она, прежде всего, должна была быть создана вначале в уме Бога. Далее, живое существо, душа, должна была Волею и Планом Бога пройти ту цепочку рождений и так, чтобы эти качества развились и проявили себя должным образом, сделав эту личность по качествам признанной, примером. Ибо через примеры, которые Бог творит Сам согласно Воле и Плану Бога, Бог учит и ведет других людей, подчеркивая качества желаемые, лучшие, Богом востребованные. Далее, назвав такую личность Собой, Бог, по сути, дает ей авторитет и этим авторитетом обозримый период поднимает сознание тех, на кого такие Божественные средства, как наставления, распространяются.
Современный человек никак не среагирует на какие бы то ни было качества столь отдаленной личности по времени, ибо и качества, и их проявления, и запрос в них претерпели изрядные перемены, не смотря на оставшуюся суть. Это в равной степени относится и к высказыванию Бога, что из всех полководцев Он – Картикея. Здесь лучше всего извлечь и другое. Все лучшие качества священнослужителей, все лучшие качества полководцев – от Бога, взращены Богом, есть проявление Воли Бога в человеке, есть труд Бога, есть то, что Бог превозносит, ибо называет Собой. Это качества людей, которые своей жизнью и деятельностью отдают себя другим всецело, являются путеводителем, примером. Именно такого рода деятельность требует качества высоко нравственные, требуют аскетичность, разумность, твердость, милосердие…
Расширяя сознание, начиная мыслить более строго, человек может увидеть очень четко присутствие Бога через качества в любом религиозном деятеле, увидит Бога в его мышлении и деяниях, в его словах, проповедях, во многих качествах. Также, можно увидеть присутствие Бога в речи и поступках, в твердости и разуме всех военных людей, вплоть до рядового. Однако, достаточно реализованный духовный человек видит присутствие и проявление Бога и божественных качеств в свою меру в каждом. Кем бы и чем бы ни назвал себя Бог – это есть Милость Бога, это есть указатель Бога, через что или через кого можно сосредоточиться на Верховной Божественной Личности.
Сознание человека должно начинать в себя вмещать Величие и Непостижимость Творца. Человека потрясают размеры моря. А океана? А вселенной? А всех вселенных вместе взятых? Именно через такое сравнение и принятие человек хоть как-то начинает мыслить более глубоко, охватывая мыслью величайшие пространства и устремляясь пониманием вне обозримых материальных связей и отношений. Если человек, стоя на берегу океана, поклонится ему, то это не будет уровень низкого религиозного сознания, не будет религиозное невежество, проявляющееся через поклонение стихиям или природе, но будет непосредственным обращением к Богу, и так будет принято Богом, ибо Бог объявил Себя Океаном, объявил Свое присутствие тотчас, как только человек окажется рядом с океаном; Бог разрешает через величие материальной природы увидеть Себя, соизмерить с Собой, с этой стороны начинать мыслить и приближаться к Богу, в таком виде поклониться Себе, ибо, по большому счету, воистину, для Бога по существу, нет материи или духа порознь; Он везде равно присутствует Своим полным целым, все - Его тело, все - Он, все неисчерпаемо, все одухотворено через Божественное присутствие.
Глубоко зная это и понимая, человек расширит свои возможности поклонения и памятования Бога, как Творца, как Создателя, как Личности, как Бога Кришну непосредственно. На самом деле, человек будет всегда находиться в состоянии встречи с Богом, присутствия Бога, Божественной Мысли. Также, то, что из всех великих мудрецов Бог называет Себя Бхригу, следует понимать правильно. К категории людей разумных, мудрых, постигших, просветленных, достаточно духовно реализованных следует относиться особенно, поскольку это та область, где человек проявляет себя через ум в основном. Но ум в каждом есть Сам Бог. Мышление человека, его мудрость, проявление понимания есть результат контакта с Богом в себе. Если качества человека, как и его убеждения, как и опыт, как и уровень нравственности и мышления на данный период развития общества совпадают с Мнением Бога в человеке, то можно говорить о том, что своим поведением, своими качествами человек выражает Волю и Мнение Самого Бога, также, можно сказать, что на этом отрезке и в этом направлении произошло соединение, слияние с Богом, как если бы Бог заговорил в человеке Сам.
Если человек достиг такой реализации вследствие предыдущих рождений и в результате направленной работы над собой Бога, то такого человека Бог может назвать Собой, этим желая Сказать о единстве Мнения Божественного с человеком по ряду его мнений, качеств и поступков, что, однако, не следует понимать абсолютно, ибо душа в своем развитии пойдет дальше, ибо, непременно, есть те направления мышления, где Мнения Бога и человека никак не совпадают, ибо человек никогда полностью не сливается с Богом.
В повседневной жизни есть у каждого человека те минуты, когда он однозначно и достаточно точно выражает Мнение Бога, сливается с Богом, и у каждого есть то, что Бог назвал бы Собой. Когда личность специально подготовлена Богом для той или иной материальной игры, то она может иметь такое слияние со Всевышним на достаточно внушительном отрезке времени, порою длиной в целую жизнь. Поэтому, люди, зная такое высказывание Бога, будут относиться к данной мудрой, достойной, реализованной личности с почтением, видя в ней проявление Бога, желая подобные качества себе и идя по пути, который своей жизнью такая личность Волею Бога должна была указать своим современникам и немного далее, по Плану Бога.
Вибрирующие трансцендентный слог ОМ, опираясь на данное приведенное выше утверждение, высказывание Бога, получают абсолютное обещание Бога в присутствии Его, Лично, непосредственно, как только этот слог ОМ будет произноситься. Это великое знание, цены которому нет. Ум реализованного человека, его духовная сущность постоянно устремлена к подтверждению присутствия Бога, к Самому Богу, к Его проявлению, к ощущению его Личного присутствия, ибо здесь есть высочайшее насаждение, как и неисчерпаемый источник веры и духовного удовлетворения, как и развития.
Только через произнесение этого слога Бог дает мистическое чувство, чувство святости, чувство, однозначное, утверждающее в вере, рождающее высокую духовность, устремление к Богу. Человек уже не может выходить из этого состояния, готов входить в него вновь и вновь, погружаться в Бога в себе, проникать в Бога, слушать Его и слышать, начинать внутренний диалог с Ним. Это высказывание Бога бесценно для многих йогов и выполняет функцию одухотворяющую, выводящую за пределы материального мира.
Для преданного все эти стихи – высочайшая радость, высочайшее обещание и несравнимое утешение в материальном мире. Бог поясняет здесь те Свои Личные качества, которые можно использовать в преданном служении, на которые можно опереться, как на обещание, которыми можно наслаждаться, которые позволяют приблизиться к Личности Бога непосредственно или через материальные объекты или через звук, создаваемый лично.
Гималаи - величайшие горы, поражающие сознание человека. Назвав их Собой, Бог их ни только одухотворил, но сделал святой обителью Бога, местом поклонения, веры, духовной реализации, устремлением к совершенству. Изучая эти стихи, не следует утрировать, надо понимать Слова Бога правильно, религиозно точно, понимая, что хочет донести Бог о Себе в первую очередь. Через дерево баньян, через совершенных существ, через молнию, через мистических персонажей и благородных животных, через понимание власти и царей, через мистических змеев, через полубогов, через демонов, через царя зверей, через все, что так или иначе поражает сознание материального человека, Бог, как бы, спустившись к пониманию человека, оперируя вещами для него значимыми, желает показать Свою Высоту, прежде всего, Свое Могущество. Но, лишь, неразумный отождествит полностью Божественную Личность с отдельными живыми существами или материальными объектами. Следует понимать, что, как только человек думает об этом, находится рядом, вспоминает, мыслит в этом направлении, беря за основу только Святые Писания и непосредственное Слово Бога, он может быть абсолютно уверен, что в этот момент в данном объекте, здесь упомянутом Богом, внимает ему Сам Бог, Который существует там не больше, не меньше, чем в любой другой точке пространства, но для верующего как бы в очень большой степени, подтверждая это присутствие через Божественные энергии благости, тем укрепляя веру, а также и мистически давая подтверждения.
Этими стихами Бог, также, отвечает на многие вопросы человеческой жизни, возникающие в любые времена. Правители, цари, президенты, все, вершащие судьбы государств и каждого человека, - все от Бога, все выполняют Волю Бога. Ни одна история не вершится по желанию отдельного человека. Назвав себя царем, Бог тем самым Указал на Свою абсолютную причастность ко всем правителям всех времен, всех уровней, Указал на то, что именно Он, Бог, Управляет миром через ум, мысль, качества, память, желания правителя. Каждому историческому отрезку необходимы свои развивающие и направляющие события, которые могут Планироваться и исполняться Богом через людей, обладающих определенными качествами. И положительными, и отрицательными качествами Бог творит истории людей, Бог правит народами и развивает государства, делая это чрез качества людей, желания, ситуации, обстоятельства, всевозможные материальные средства… Праведного правителя Бог называет Собой в плане его добродетельных качеств, ибо это человеку понятно, или… называет царя Собою в плане Управления царством, тем беря на Себя ответственность за все события, тем Указывая, что все происходит только по Воле Бога.
Также, называя Себя мистическим персонажем, богом Смерти, Бог этим поясняет, Кто правит рождением и смертью, От Кого изначально все исходит, дабы человек не считал себя зависимым от людей невежественных, полубогов, демонов, не склонялся в страхе за свою жизнь и близких перед ними, не видел их вершителями своей судьбы, но понимал, что все исходит только от Бога, жизнь и смерть.
Бог – время. Как это понять? Очень сложно приблизить или отдалить или спланировать точно время событий. Человек постоянно находится в состоянии ожидания, в состоянии терпения, в состоянии, где могут иметь место и стремительные события, порою очень круто поворачивающие судьбу. Управлять временем, как бы это ни казалось возможным, в материальном мире не удается, как и не возможно его предсказать, как не возможно в него уложиться. На самом деле, этим процессом Управляет только Бог, только Он состыковывает события, дает встречи, готовит заранее, что-то отдаляет, что-то приближает, меняет ситуации, меняет временные отрезки. Это также необходимо понимать, через это объяснять опоздания, встречи, непредвиденные задержки, невероятные совпадения. Также, только Бог дает чувство времени, томительность, терпение, чувство меры, чувство бессмысленного или напротив, результативно потраченного времени. Все чувства даются Богом. Как и дается чувство прошлого, настоящего, будущего, отдаление, приближение, понимание о давно минувших событиях. Все это организует состояние существования, жизни, опыта, взаимосвязи, исторического опыта и истории. Чувство времени есть, также, действие иллюзорной энергии Бога, которая неотъемлема от бытия и самой жизни. Чувство времени Бог дает всем живым существам, через время рассеивает страдания, боли, болезни… или дает новые надежды, этим обеспечивая отдых и переходы на новые этапы развития. Время и то, что ослабляет, умаляет значимость, отдаляет, заставляет переосмысливать, идти на новые решения и планы, время смиряет, мирит, отводит сроки. Его значение для человека неизмеримо. Оно покоряет тем, что, фактически, преобразовывает мир, души, выводит на новый уровень, отводит одно и дает другое, определяет в этом мире каждому свое временное место и связывает судьбу каждого временными отрезками с судьбами других по Плану Бога на человека. Этот невидимый, но существующий параметр есть Божественное средство развития живых существ, которым никто, кроме Бога, управлять не может. Именно через него покоряются и невежество, и агрессивность, и войны, и планы, и надежды и сопротивления и дается всему развитие и направление…
Также, ветер в сознании человека – это неуправляемая стихия, способная сметать все на своем пути, может превращаться в ураган, сносящий крыши и вырывающий деревья с корнями. Ветер невозможно сдержать. В порывах своих он способен уносить все, буквально расчищая места, преобразуя, давая человеку новое поле деятельности. И такое очищение материального мира средствами материальными имеет место, есть результат кармических реакций целых государств и народов, как и в жизни любого отдельного человека. Сила ветра поражает сознание, последствия – заставляют все начинать сначала. Поэтому, желая показать Свою Силу и Могущество в пути очищения материального мира Бог называет очищающее свойство ветра Собой, тем приближая к Себе, показывая через такой пример и силу Божественного очищения материального мира, как и Божественную Волю и неуклонность в этом направлении для всех и для каждого, призывая, также, видеть не пустую неразумную стихию в любых очищающих природных процессах, но Волю и План Бога. Также, очищающими средствами можно назвать ливни, ураганы, землетрясения, извержения вулканов, пожары… Сложно неразумному понять, в чем смысл, по сути, этих уничтожений жизней и деяний рук человеческих, как и природы. Но у Бога есть основание, есть необходимость в обновлении, есть причины и для наказаний в великих масштабах.
Истинный преданный, видя во всем Волю и План Бога, видя Величие и Решимость Бога, перенесет эти деяния Высшего Творца на все мгновения своей жизни, прояснит ум этим великим откровением, впитает в себя Бога, войдет в Бога, поймет свою незначимость и абсолютную зависимость и тем перейдет на ступень высочайшую, что есть необратимое, сладостное, умиротворяющее преданное служение, вносящее в человека после всех его земных скитаний великий мир и упование только на Бога. Начиная мыслить в унисон с Богом, начиная постепенно сливаться с Высшим Владыкой, человек не сможет никак нарабатывать последствия своей греховной деятельности, ибо не сможет противоречить Богу в себе, будет тотчас улавливать в себе Мнение Бога и бесстрашно ему следовать, наслаждаясь этим, потеряв многие материальные качества, такие, как привязанность, зависть, гнев, устремление к наслаждению материальными объектами… Поэтому, знать Бога во всех предлагаемых здесь ипостасях крайне необходимо, ибо это делает духовную мысль смелей, точнее, абсолютной.
Бог неоднократно повторяет, что Он есть начало, середина и конец всему. Это азы, которые следует знать любому преданному, ибо они содержат в себе многие ответы на человеческие вопросы. В данном случае Бог ставит вопрос глобально, говоря не об отдельных явлениях (глава 9, стих 18), применительно к жизни каждого отдельного живого существа, а о творении в целом, как таковом. Однако, и отсюда, от общего к частному, можно спуститься и к событиям в личной жизни человека, хорошо понимая, что, что бы и где бы и с кем бы ни происходило, если есть начало, то, непременно, есть середина события и, непременно, есть конец. Однако, следует знать и то, что в Боге нет ничему абсолютного конца, того, что не влекло бы за собой последствия. Все существует строго на своем месте, в свое время, с определенной целью и продолжением в своем направлении и виде, что человеку в своей судьбе часто не может быть обозримо; и все разрывы, все расставания, все непонятные события видятся бессмысленными, мешающими, никак не влияющими на планы человека, оторванными друг от друга или не имеющими вразумительного начала или конца, как и следствия. Но только опытный йог хорошо понимает, что Высшая Божественная Справедливость в виде логичности и последовательности имеет место всегда. За одним непременно следует другое, одно смягчает другое, дает ему основание быть, подготавливает слабую психику человека, обставляет его событиями внешне не взаимосвязанными, но имеющими подспудное влияние на развитие как отдельных людей, так и всего общества в целом. Каждое звено в любом движении может быть одновременно началом одного, серединой другого и продолжением третьего. Труд Бога Непостижим, Его невозможно приостановить, невозможно замысел Божественный и отклонить. Это в равной степени относится и к всему творению в целом со всеми своими внутренними связями и внутренними процессами. Так что, разделение всего творения на начало, середину и конец, на самом деле, условно, необходимо для слабого человеческого ума, чтобы внести в него порядок, строгость следования, и, на самом деле, такого разделения в Боге не существует. Все есть Бог, все есть непрерывная деятельность Бога, все имеет причины, все есть следствия. Зная это доподлинно, выводя свое понимание за пределы только своей судьбы, человек окажется в понимании своего абсолютного места в Божественном Уме, Теле, в Божественном Намерении, требующем, однако, от человека союза, сотрудничества, предания себя Богу во всем, увидит все процессы в материальном мире непрерывными, взаимно обусловленными, дающими друг другу возможность быть. А жизнь, как отдельного человека, так и всего общества, всех живых существ, всего материального мира увидится, как один непрекращающийся процесс развития, как Божественное дыхание. Но без совершенных духовных знаний, опробованных на личной жизни и без Слова Бога, дающего мощное направление мысли и твердость, как и убежденность, невозможно выйти за пределы материального мира, невозможно увериться в Величии Бога и предаться, и служить Ему, черпая в том высочайший нектар.
В материальном мире все знания делятся на духовные и материальные. Духовные знания – есть знания религиозные, идущие непосредственно от Бога или представителей Бога, как Воля Бога, Божественные откровения, Божественные Наставления и Указания. Духовные знания направлены на исполнение Законов Бога, на путь духовного совершенства человека, поясняют путь преданного служения и направляют его. Духовные знания в той или иной мере, но, непременно, имеют отношение к Богу. Также, к духовным знаниям относится духовный опыт, достигнутый в результате духовной практики.
Что касается материальных знаний, то они достигаются только через материальный опыт, материальное мышление человека, материальную деятельность и направлены на удовлетворение материальных чувств человека, на науки, искусство, работу, разные виды творчества, материальное развитие, спорт, не обязывают человека к религиозной деятельности, но в свою меру объясняют все стороны человеческой жизни, материального мира через материальные науки. На самом деле, и материальные знания, как и, несомненно, духовные, имеют в себе один источник – Самого Бога. Независимо от того, на какой ступени своего материального и духовного развития стоит живое существо, оно постоянно, ведомое Богом от жизни к жизни, пополняет по Плану Бога на каждого свои знания за счет материальной практики, самой жизни, за счет материального опыта, материальных игр и отношений, которые есть основа знаний, основа развития каждого, начиная от малейших и заканчивая человеком и человеческим образом жизни и мышления.
Только Бог накапливает в багажнике каждого те знания (материальные) и опыт, которые, развиваясь и углубляясь, в дальнейшем будут той платформой, на которой будут основываться знания духовные. Только Бог через мысль дает человеку направление постижения знаний, идеи, догадки, передавая Своим Божественным незримым путем Божественные Знания, которые материальный человек принимает за свои, как результат собственных усилий, как результат усилий и опыта других, не зная, Кто на самом деле за всем стоит, Кто дает понимание ученому, философу, литератору. Все открытия в материальном мире, гипотезы, смелые предположения, на которых основан человеческий прогресс и пр., есть результат внутренней подсказки Бога человеку через процесс мышления, понимания, памяти, заимствования, творчества, через процесс обучения, через процесс внутреннего углубления, через процесс труда, но каждый раз в строгом соответствии со ступенью развития человека и общества в целом.
Бог частицы Своего Великолепия раздает всем живым существам, буквально за руку подводя к ним подготовленные в этом мире человеческие умы, через многие врата дополняя и подсказывая, как и развивая и делая достоянием всего человечества. Всегда следует доподлинно знать, что все, что ни есть на Земле, не может возникнуть само по себе или в результате усилий только самого человека. Все от Бога, извечно. Все знания имеют свойство не только развивать ум, не только направлены на развитие материального существования, на удовлетворение чувств, но и способствуют по замыслу Бога развивать все общество в целом, проявлять в нем каждую личность в полной мере, вовлекать ее в более сложные земные игры, вручая более сложные роли, связанные напрямую с прогрессом общества и его возможностями. В таких играх человек и развивает те качества, благодаря Божественным средствам, которые в итоге и ведут к Богу, которые позволяют перевести человека на более высокую ступень самосознания, откуда уже возможна духовная практика, как и появляется почва и качества, которые позволяют принять знания духовные.
Именно из материального мира, материального опыта и материальных знаний в процессе круговорота рождений и смертей, в процессе пожинания плодов кармической деятельности человек с помощью Бога достигает такие знания и такие качества, которые далее в духовной практике являются основополагающими. К ним относится аскетизм, добродетель, милосердие, смирение, терпение, трудолюбие… Эти качества, достигнутые материальным путем и через материальную нравственность, есть ростки духовности, почва для духовных знаний, дальнейшего пути духовного совершенства.
Разумный, поэтому, никогда не ставит резкую грань между материальными и духовными знаниями, между материальным и духовным опытом, материальными и духовным пониманием. Ибо здесь присутствует незримая, но прочная связь, ибо все развивается изначально Рукою Бога, Того, Кто изначально есть Высший Дух, Кто изначально совершенен; и по большому счету на Земле, везде все одухотворено, все духовно, ибо все пронизано Богом и творится по Воле Бога. Другое дело, что живые существа до определенного момента своего развития идут духовным путем как бы с закрытыми глазами и, решая Волею Бога материальные проблемы, косвенно участвуют в материальном и духовном развитии себя и своих качеств, тем подготавливаясь неосознанно к пути и знаниям явно духовным, или они становятся явными в тот момент, когда человек становится религиозным и напрямую и активно устремляется к Слову Бога и через практику преданного служения следует Ему однозначно.
Все сказанное следует понимать так, что все знания, абсолютно все, духовные, абсолютно все – от Бога, абсолютно все в сути совершенны, ибо решают только Божественную задачу на человека. Но человек – создание ограниченное, далеко не каждый может принять такое понимание. В сознании человека должен существовать некий порядок и разграничение между материей и духом, что позволяет четче видеть и избирать свой путь. Поэтому, Бог и разграничивает в сознании материальных людей, для преимущественного большинства, материальные и духовные знания, духовные называя Собой, как очевидное и понятное.
Но мыслить более широко намного полезнее. Ибо, так мыслящий человек никогда научные достижения материалистов не назовет бессмысленными, никакие труды человека не назовет кваканьем лягушки, этим не только проявит почтение к творению Бога и его, человека, ступени, но и почерпнет для себя знания уникальные и среди материальных, видя воочию, что через них хочет сказать Бог каждому на его ступени. Через призму такого видения реализованный человек обогатится Волею Бога и мыслью и пониманием, будет мыслить более глубоко, точно, совершенно, как и объяснять, как и проповедовать.
Однако, следует знать, что очень высокая духовная реализация может помочь человеку практически увидеть и применить присутствие Бога в любых знаниях и любого порядка, на любые знания смотреть, как на непосредственное присутствие и проявление Бога, всегда, непрерывно, не делая различия. Таких людей единицы. Но об это следует хотя бы знать, ибо в таком случае значительно удлиняется радиус медитации на Бога, все мысли такого человека тотчас одухотворяются, все знания становятся совершенными в полном объеме, и духовная реализация начинает идти темпами непредсказуемо быстрыми и успешными.
Для других Слово Бога о том, что из всех знаний Он – духовные знания, помогает предпочесть знания духовные в Плане постижения Воли Бога непосредственно через Святые Писания, помогает осознанному пути, пути, где делаются акценты на Божественных путеводителях, вполне конкретных, которые не выделены четко, не указаны в знаниях материальных для материальных людей, имеющих целью развитие мыслительного процесса, вхождение в материальные игры и в итоге развитие духовных качеств, которые станут дверью к знаниям и качествам духовным, завершающим материальный путь и открывающим двери в мир духовный.
Также, Бог называет Себя из всех аргументов логическим заключением. Следует знать, что в материальном мире достаточно большое значение для развития человеческого общества и для отдельной личности Бог придает речи, человеческим диалогам, общению. Также, надо знать, что любое общение, любое мышление, любое деяние в Боге изначально имеет цель, есть необходимое звено, соединяющее людей, имеющее в себе разумное зерно, свою причину и свое следствие. В материальном мире слов и деяний все имеет от Бога взаимосвязь, ничто не хаотично, ничто не беспричинно, ничто не уходит в забвение. Являясь началом, серединой и концом всего творения, Бог является этим абсолютно, обуславливая все эти три этапа единой целью, гармонией, логической последовательностью и, непременно, логическим завершением.
Любое логическое обозримое завершение создано для человека и не всегда соответствует завершению Божественному. Человек – существо разумное, развивающееся и необходимо должно действовать в рамках условностей материального мира, где более-менее четко проглядывается последовательность и логичность вещей, что создает понимание окончания одного и начала другого. Логическое завершение увенчивает и оправдывает само начало, его цель, подводит итог, дает четкий и видимый человеком с его ступени вывод. Это относится к диалогу, к монологу, к деятельности, к поворотам судеб, к встречам и расставаниям, к событиям, к науке, искусству, знакомствам… Любое событие, намеченное Богом, имеет от Бога начало, середину и конец. Тяготея к совершенству изначально, живое существо устремлено в себе к итогам всего, что его окружает, стремясь извлекать свой опыт, и невольно тем укладывая его в свой багажник.
Однако, каждый со своей ступени видит свой итог, свое логическое завершение, свою извлекает истину, которая, однако, может быть и относительной, но по его ступени, и никак на данный период не соответствовать Мнению Бога. Также, то, что видится человеку концом, в Божественном уме есть еще только развитие начала, его обозримый этап; и последствия, как и извлечения, могут состояться или в конце жизни человека, или в следующей жизни, что, опять же, может быть мнимое логическое завершение, ибо является началом нового события и все вместе укладываются в еще более сложную последовательность событий и их заключений, видимых только Богом.
Тем не менее, не умеющему мыслить очень большими масштабами, человеку достаточно знать хотя бы то, что в диалоге его кульминационный момент, его вероятный исход, его результат, его смысл на своем уровне каждому обеспечивает только Бог, подавая изнутри говорящим свои видимые понимания, свои извлечения и свои окончательные здесь высказывания.
Точно также, композитор, сочиняя произведение, нуждается в определенном окончании, как бы подводящем итог своими средствами всему, что было сказано на языке музыки. Эти концовки каждому даются только Богом изнутри. Для того, кто внутренне религиозен, добродетелен, аскетичен, кто, также, достаточно трудолюбив, кто работает, не покладая рук, для людей, не думая о себе и богатстве, как и славе, тем людям Бог дает великолепные произведения, буквально диктуя их изнутри и днем и ночью и обеспечивает достаточно талантливое, всеобъемлющее завершение, делающее произведение цельным, осмысленным, несущим всю полноту информации, иногда очень духовным, потрясающим. Это в той же степени относится к трудам ученых, писателей, поэтов, к вольным беседам. Главное в любом деле – чистота помыслов, торжество нравственности, аскетизм, миролюбие, не привязанность… Обладая такими качествами, человек получает от Бога все составляющие любого события, делающие его ценностью, всеобщим достоянием, основой новой мысли и новых устремлений, дают человеку понимание о торжестве истины, ее значении, ее поучительной основе, ее необходимости в человеческом обществе.
Однако, Бог, также обуславливает логическое завершение и вещам греховным, ставя зачастую точку достаточно непредвиденным Божественным способом разгулу гнева, излишним празднествам и застольям, самомнениям, вредным привычкам, корысти, осуждению, как и логически завершает греховные предприятия, направленные против личности, против Законов Бога, также, давая начало им, середину и конец, как Божественное наказание, которое, опять же, видится окончательным концом для данного человека или группы людей, или для наций, или для народов или для государств.
Но порою видимая логически все завершающая Божественная точка не является для Бога убедительной, не может увенчивать события, но есть лишь начало нового пути, ведущего к страданиям, как последствиям, и также логическим завершениям ранее исполненных греховных деяний, в то время, как человек не может все охватить своим земным взглядом, соединить в одно целое и понять, как долго отаукиваются многие вещи в его судьбе от рождения к рождению; и все это есть ни что иное, как логическое завершение, ибо без него, без этого завершающего момента для живого существа будут надолго закрыты другие двери, ведущие к подъему, а там снова свои материальные игры, свои логические завершения.
Бог, также и непременно, является логическим завершением и в духовном плане, ибо, также, ведет к себе преданного этапами, и каждый этап есть ступень духовного развития, где человек вовлекается в те игры, которые имеют начало, середину и конец, причем, конец такой, что живое существо, вышедшее на уровень общения с Богом в себе, видит, непременно, свой подъем на новую ступень, поскольку получает изнутри Божественные откровения, логически завершающие один уровень понимания и открывающие дверь к другим.
Речь преданных, диалоги, духовный быт, проповеди, поклонения, распространение духовной литературы, сам аскетизм, общение с духовными лидерами… Все это имеет свое начало, имеет свое развитие, называемое серединой и имеет свое завершение, которое для каждого свое. Одни преданные поднимаются на новую ступень преданного служения, другие меняют направление выбранной йоги или переносят в ней свои акценты, третьи уходят жить в храм, четвертые из храма идут в материальный мир и занимаются карма-йогой. Все логические и обусловленные Богом завершения не случайны, имеют свое обоснование, не выглядят в человеке, как чуждые, крайне неожиданные, ибо каждый, все же, получает по своим качествам, своей ступени, своим духовным желаниям и твердости. Поэтому, какой бы деятельностью человек ни занимался, какую бы практику ни исполнял, он должен быть уверен, что Бог уже обеспечил ему его логический исход, который никогда не является концом, но началом к следующему этапу пути в общей цепи развития каждого. Как и следует помнить, что ни всегда видимый результат логического завершения воистину есть истина, ибо каждый понимает его в свою меру. И ни всегда плохое завершение сулит плохое, и ни всегда хорошее завершение есть торжество правоты. Но духовный человек, преданный, достаточно хорошо реализованный человек, предавшись Богу, никогда не будет обеспокоен никакими результатами, не будет печься о том, чтобы в том или ином завершении события выглядеть достойно в глазах других, но примет все, как Волю на себя Бога и потому никогда не ошибется в осмыслении завершения любого события, но найдет, что из этого извлечь, приближаясь своим мнением к Мнению Бога, Который все делает во благо каждому, как и никогда не будет опускать из виду, что материальный мир не создан для вечных наслаждений, но есть средство воспитания каждого, и все здесь следует принимать достойно, со смирением, ибо Бог всеми путями, но наполняет так нетленными богатствами багаж каждого, без чего невозможно выйти на диалог с Богом и выйти за пределы материального мира.
Также, Бог называет Себя Богом Любви, причиной зачатия. Это для человеческого понимания очень важный вопрос, на который человечество ищет ответ испокон веков. Следует знать, что никто, но только Один Бог дает человеку чувство любви, в большинстве своем беспричинное с точки зрения самого человека. Потому, только Бог соединят, только Бог уготавливает встречи, иногда ведя пары к друг другу путями сложными, непредвиденными, путями с человеческой точки зрения неожиданными. Но все эти пути совершенны, уготованы каждому до его рождения. Все состояния влюбленности, симпатий, любви, страсти, вожделения и связанные с ними переживания, бессонные ночи, встречи и расставания, борьба, поражения, все это происходит только по Воле Бога, учитывающего кармические последствия каждого.
В образах любимых или претендентов на эту роль Бог приводит души из прошлых жизней, приводит тех, с кем не сложилось, кто рано ушел и остался в душе человека его болью, приводит тех, кто были родными людьми, и чувства к ним из прошлого, из багажника человека оживают, духовная сущность любимых людей узнается в других телах, и духовное устремление вновь повторяется, но настолько, насколько это возможно, ибо далеко не все могут состояться, как пары, ибо невозможно соединять в семью тех, чья карма не позволяет. Поэтому, давая вновь встречи, Бог сводит и разводит, озадачивая людей своей или чужой непостоянностью, ибо мало кто знает, что ничего от самого человека не зависит, и каждый должен идти по своей судьбе и по своим встречам не отклоняясь.
Только Бог дает само чувство любви, само вожделение, саму страсть. Однако, эти чувства считаются глубоко материальными, они есть основа материального мира и материальных отношений, причина также и развития живых существ, как и их воспроизводства. Отношения полов – от Бога, развитие отношений – от Бога, длительность отношений и последствия – от Бога, дети, пол детей, конкретность детей – от Бога. Все страдания, все разочарования, все измены – суть качеств человека, показатель их ступени развития, и все, непременно, судьбой пожинают последствия свой деятельности в предыдущих рождениях. Изменявший познает боль измены, ревнующий познает ревнивого супруга и все, что из этого следует, унижающий в семье будет унижен, бьющий будет бит, любящий бескорыстно познает великую любовь к себе. Всеми чувствами Управляет Бог абсолютно, дает в любви и гнев, и мелкие испытания, и значительные перемены.
Однако, когда человек становится на путь религиозный, когда уже разговор идет о преданном служении Самому Богу, то надо понимать, что чувства человека, уже устремляющегося за пределы сансары, должны быть направлены преимущественно на Бога; все остальное начинает входить в разряд преданного служения, все посвящается Богу. В этом плане чувства любви материальной начинают ослабевать, теряется чувство привязанности, активности, но все исполняется, как долг перед Богом за своего супруга, за детей, все чувства становятся подчиненными только преданному служению. Это надо понимать.
Однако, устранение от отношений полов не происходит путем насильственным, ибо никогда не следует забывать, что преданными становятся те, кто прошли значительный материальный путь и в этом плане достаточно пресытились, достаточно отработали это чувство и потребности, как и отработали привязанности к другим мирским наслаждениям, к мясу, к материальному общению. Тяготение к Богу становится единственно привлекающим, приносящим удовлетворение и смысл жизни.
Если же преданный, все же, тяготеет к материальным сексуальным отношениям, то происходит как бы касание его с преданным служением по первому кругу, происходит его начальное ознакомление с тем путем, который уготовал ему Бог. Далее, может быть снова возврат в мир материальный и его отношения, но человек уже вступил на полосу, где время от времени будет происходить этот колебательный процесс от преданных к материальным отношениям и обратно, пока человек окончательно Богом не утвердится в устойчивом не безвозвратном преданном служении с полным контролем чувств, достаточно безболезненным, заработанным, где все принципы религии будут уже соблюдаться, как закон. Таким образом, в плане чувств своих и других следует быть грамотным, четко знать, Кто Управляет в любом человеке его чувствами, как и знать, что они для каждого временны, что их развивает Бог и что многие чувства по Плану Бога отрабатывают себя навсегда, ибо материальные чувства есть удел только материального мира и материальных отношений, вовлекающих в материальные игры, которые имеют развивающее значение в плане достижения Божественных качеств, обуславливающих в свое время путь преданного служения, как и выход за пределы материальной вселенной.