Найти в Дзене

84.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.12-23.

84.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.12-23. ТЕКСТЫ 12 - 13 арджуна увача парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван пурушам шашватам дивйам ади-девам аджам вибхум ахус твам ришайах сарве деваршир нарадас татха асито девало вйасах свайам чаива бравиши ме арджунах увача - Aрджуна сказал; парам - высшая; брахма - истина; парам - высшая; дхама - обитель; павитрам - чистый; парамам - самый; бхаван - Ты; пурушам - личность; шашватам - вечная; дивйам - божественная; ади-девам - изначальный Господь; аджам - нерожденный; вибхум - величайший; ахух - называют; твам - Тебя; ришайах - мудрецы; сарве - все; дева-риших - мудрец среди полубогов; нарадах - Нарада; татха - также; аситах - Aсита; девалах - Девала; вйасах - Вьяса; свайам - Сам; ча - и; эва - ведь; бравиши - говоришь; ме - мне. 12-13.Арджуна сказал Ты – Высший Брахман, Ты –Высшее Убежище, Ты – Чистейший, Высочайший, Ты – Извечная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Величайший. Так говорят о Тебе все му

84.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.12-23.

ТЕКСТЫ 12 - 13

арджуна увача

парам брахма парам дхама

павитрам парамам бхаван

пурушам шашватам дивйам

ади-девам аджам вибхум

ахус твам ришайах сарве

деваршир нарадас татха

асито девало вйасах

свайам чаива бравиши ме

арджунах увача - Aрджуна сказал; парам - высшая; брахма - истина; парам - высшая; дхама - обитель; павитрам - чистый; парамам - самый; бхаван - Ты; пурушам - личность; шашватам - вечная; дивйам - божественная; ади-девам - изначальный Господь; аджам - нерожденный; вибхум - величайший; ахух - называют; твам - Тебя; ришайах - мудрецы; сарве - все; дева-риших - мудрец среди полубогов; нарадах - Нарада; татха - также; аситах - Aсита; девалах - Девала; вйасах - Вьяса; свайам - Сам; ча - и; эва - ведь; бравиши - говоришь; ме - мне.

12-13.Арджуна сказал

Ты – Высший Брахман, Ты –Высшее Убежище, Ты – Чистейший, Высочайший, Ты – Извечная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Величайший. Так говорят о Тебе все мудрецы, также, мудрец среди полубогов Нарада, также, Асита, Девала и Вйаса. И теперь Ты Сам объявляешь мне об этом.

КОММЕНТАРИЙ.

Надо знать, что диалогом от начала до конца Управляет только Бог. Передавая Арджуне совершенные духовные знания, Бог вовлекает его в разговор, однако, исходя из ступени развития и духовного понимания Арджуны, из непосредственного Плана Бога на развитие диалога и передачи через него человечеству достаточно приемлемым путем совершенных тайных знаний определенного направления, вмещая в него, в диалог, основную суть, которая в дальнейшем должна разъясняться и через комментарии, и другие святые писания, и подтверждаться, также, духовным опытом реально живших религиозных деятелей и мудрецов, как и через авторитет ведических, вымышленных, мифических героев, которые, также, должны были иметь место в связи с уровнем общей ступени развития человечества, склонного постигать азы духовных знаний в подходящей, достаточно приемлемой мистической форме, таким образом, также, укрепляя свою религиозность и так направляясь по пути преданного служения.

Всеми путями, учитывая детскую разумность человека в основном, Бог передает из рук в руки совершенные духовные знания, как авторитетные, изначальные, лучшие, непременно способствующие духовному развитию человека, укреплению его в вере и устремлению к Богу, как к своему Изначальному Творцу, Высшему Началу, Нерожденному, от Которого все исходит, Кто Собой все пронизывает и везде расположен Своим полным целым.

Арджуна, однако, без Воли на то Бога, не сможет и рта открыть, если не настало время, если еще Бог не все Сказал, если его, Арджуны, высказывание не является следствием диалога. Но как это происходит? Следует знать, что процесс слушания Всевышнего удивителен, это сладчайший нектар, о чем бы Бог ни Говорил, это очень сильное духовное потрясение и обновление чувств и мыслительного процесса. Только говорящий с Богом, испивший этот нектар, может хоть как-то попытаться донести до других всю восхитительность и привлекательность, когда Говорит Сам Бог.

Речь Бога тиха, проникновенна, наслаждает изнутри неописуемыми энергиями, чиста, входит прямо в сердце, ум, разум, память, понимание, переливается многими цветами. Ибо, каждое слово есть новые и новые врата духовных познаний, и за каждым Божественным Словом можно увидеть глубочайший смысл. Все проникает в человека и тотчас открывает в нем врата ко всем духовным пониманиям. Даже незначительное слово, но Сказанное Богом, все внутри человека преобразует. Он не может выйти из диалога невежественным, но становится божественно мудрым, и слова такого человека уже наполняются до краев истиной, любовью к Богу и благодарностью, дают несравнимый духовный потенциал на будущее. Внимающий Богу не может и говорить от себя в полной мере, ибо получает то понимание и чувства через Божественные энергии, которые делают его уста и мысли Волей Всевышнего.

Арджуна испил этот нектар и теперь восхваляет Бога с предельным восторгом, с абсолютным знанием, с неизменным желанием служить Богу и донести всем Его Величие. На самом деле, внимание Бога может рождать в человеке только рыдания от Великой Божественной Чистоты и Величия, как и Милосердия. Но Бог контролирует весь процесс неизменно, ибо все должно дойти до человечества строго и беспримесно с чувствами и потрясениями Арджуны. Но их вероятность надо понимать. Также, следует очень хорошо понимать, что объявлять о Своих качествах необходимо, ибо они есть качества Творца и не могут по своей изначальной природе от этих качеств отклониться те, кто создан Творцом из Тела и Духа Творца; иначе, невозможно достичь своей Высшей Причины, невозможно уподобиться Верховному Управляющему, а потому, и служить Ему.

Преданное служение Богу есть великое и непревзойденное сотрудничество с Высшим Создателем, важнее которого нет ни в этом мире, ни в духовном. Строго говоря, это есть суть жизни живых существ, суть их бытия Земного и неземного, это вопрос вечности и забвения; и только в служении Богу можно познать наслаждения, равным которым нет в материальном мире. Поэтому, данный стих есть сильное, потрясающее откровение самому себе и другим относительно Божественных качеств.

На самом деле, качества Владыки миров Неисчерпаемы, Неизмеримы никаким мышлением, но приблизиться к ним необходимо, и на это направлена деятельность Всевышнего, как в материальном, так и на духовном плане. Ибо отсюда ведет путь к личному духовному совершенству, к служению Богу, к вечности и блаженству. И всегда будут те, с кем Бог говорит и Сам Лично из рук в руки передает эти знания, которые, так переданные, считаются самыми достоверными, авторитетными, абсолютными свидетельствами о качествах Бога и других путей, чем здесь, в Бхагавад-Гите провозглашенных, у Бога к Себе нет.

ТЕКСТ 14

сарвам этад ритам манйе

йан мам вадаси кешава

на хи те бхагаван вйактим

видур дева на данавах

сарвам - всю; этат - эту; ритам - истину; манйе - считаю; йат - которую; мам - мне; вадаси - говоришь; кешава - о Кришна; на - не; хи - безусловно; те - Твое; бхагаван - о Личность Бога; вйактим - откровение; видух - знают; девах - полубоги; на - ни; данавах - демоны.

ТЕКСТ 15

свайам эватманатманам

веттха твам пурушоттама

бхута-бхавана бхутеша

дева-дева джагат-пате

свайам - Сам; эва - только; атмана - Собой; атманам - Себя; веттха - знаешь; твам - Ты; пуруша-уттама - о величайший из всех; бхута-бхавана - о источник всего сущего; бхута-иша - о властитель всего; дева-дева - о повелитель полубогов; джагат-пате - о владыка вселенной.

14-15. О, Кешава, я принимаю, как истину, все, о чем Ты Говоришь мне. О, Бхагаван, никогда, несомненно, ни полубоги, ни демоны не смогут в совершенстве постичь это Твое откровение. О, Величайший, несомненно, только Своим умом Ты можешь полностью познать Себя, о, Источник всего, о, Властитель всего, о, Бог богов, о, Владыка вселенной.

КОММЕНТАРИЙ.

Прежде, чем обратиться к Богу с просьбой, прежде, чем дать человеку такую Милость, Бог требует проявление к Себе почтения. В отношении к Всевышнему почтение оказывать можно только строго определенными путями. Прежде всего, человек должен проявить достаточное духовное знание, видение и смирение, но все это должно проявиться в обращении к Богу с восхвалениями Всевышнего, именно с качеств Бога, которые единственно обуславливают жизнь всех живых существ, развитие всего творения, цель и смысл жизни каждого. Человек должен проявить, также, достаточное духовное понимание в Высоте Бога, Его Величии, в Его статусе, как Источника всего. Это – азы о Боге. Они, непременно, должны быть проявлены, в них не должно быть сомнения, это духовное знание должно быть готовым расширять свои границы через преданное служение. Это основа, через которую Бог примет твой вопрос, а с ним и коленопреклонение, а с ним и все, что человек желает посвятить Всевышнему, начиная с посвящения Ему любой своей деятельности, как и ее плодов.

Однако, только перечисление Божественных качеств может быть недостаточно и требует выхода на развернутый монолог-восхваление к Богу, на пояснения своей мысли, не думая, что Бог и так все о Себе и человеке Знает. Обращение к Богу возможно для каждого и во внутренней молитве, и во время изучения Святых Писаний. Но всегда, непременно, следует начинать с радостной, сердечной похвалы Бога, превозношения Его качеств, Его Милости, Его Непостижимости и далее можно переходить к благодарности Богу за все, что Всевышний делает для человека и других людей, свидетельствуя этим пред Богом видение дел Бога везде, Его Личное присутствие, Его неизменное участие и только в конце можно обращаться с просьбой, ненастойчиво, в смирении.

В этом обращении к Богу можно буквально рассказывать Ему, как Творцу, о всех своих чаяньях, надеждах, но никогда с материальными просьбами, включая всякого рода успехи, славу, материальные блага, ибо все это Бог дает и так. Но просьбы духовного порядка всегда слышатся Богом, как и просьбы о наказании себя, наставлении себя, о претерпеваниях, о готовности идти путем аскез и добродетели. Также, следует молиться и просить Бога о других людях, если эти просьбы во благо другим, их здоровью, жизни. Принимать Слова Бога, как истину, есть, также, непременное условие общения с Богом, но это возможно, если человек стоит уже на достаточно высокой ступени своего развития, если у него уже есть опыт общения со Всевышним, если он, также, заслужил это общение и обладает уже подходящими божественным качествами.

Постичь откровение Бога в свое время предстоит каждому и в той мере, в которой даст Сам Бог с учетом, все же, ограниченности в качествах и мыслительной деятельности материальных живых существ. Все идут к Богу через материальный мир: и те, кто сегодня обладает демоническими качествами, и кто обладает мистическими качествами и обитает на райских планетах и, непременно, живые существа, обитающие на планетах среднего уровня типа Земля, и мудрецы всех порядков.

Как бы человек на данный период ни был отмечен и отличен Богом, как бы Бог его к себе ни приблизил, как бы ни казалось человеку, что он получает совершенные духовные знания из Первых Рук, а потому, находится в предпочтительном положении и знания его истинней, следует знать, что у Бога никогда не бывает слуг избранных, особых, любимых, в итоге более о Боге осведомленных, более усердных. Все идут к Богу, все знания по своему проявлению у каждого на данный период относительны по глубине и объему, соответствуют качествам и ступени материального и духовного развития каждого.

Каждый Божественные знания и получает и использует только будучи направляемым Богом, в полной мере, в соответствии со своими особенностями, остановками, преуспеваниями, качествами, кармой, ступенью реализации. Каждому знать о Боге то, что знает любой другой, каждому служить так Богу, как служит любой другой, каждому постигать качества Бога в той степени, в какой постигает любой другой. Только Один Бог Знает ступень божественных знаний в каждом на данный период. Но при всем этом, как бы живое существо ни постигало Бога, как бы ни служило преданно, как бы ни считало, что опережает других, никогда оно не сможет приблизиться к Богу так, чтобы можно было утверждать, констатировать, объявлять, что это живое существо постигло Бога. Однако, и никогда не будет так, что все живые существа, постигая Бога, будут находиться, все как один, на одной ступени, имея равные знания о Всевышнем, равный уровень служения Ему, равную перед Богом Милость, ибо каждый получает строго согласно его ступени духовного и материального развития. Ибо Милость Бога имеет в своей основе Справедливость, охватывающую в своей совокупности не отдельные ступени развития человека, а весь отрезок пути каждого, также, и знания, также, и Милость, также, и гнев Бога.

ТЕКСТ 16

вактум архасй ашешена

дивйа хй атма-вибхутайах

йабхир вибхутибхир локан

имамс твам вйапйа тиштхаси

вактум - рассказать; архаси - заслуживаешь; ашешена - целиком; дивйах - божественные; хи - конечно; атма - Свои; вибхутайах - богатства; йабхих - которыми; вибхутибхих - богатствами; локан - планеты; иман - эти; твам - Ты; вйапйа - пронизывая; тиштхаси - находишься.

16. Ты заслуживаешь того, чтобы описать подробно Божественные, непременно, Свои Личные качества, которыми, пронизывая все эти вселенные, Ты, о, Всепроникающий, остаешься в них.

КОММЕНТАРИЙ.

Таким образом, непременно, по Плану Бога Арджуна провозглашает свою просьбу, предварительно восхвалив Отца, указав на великолепные его качества, этим выразив почтение и преклонение, как и готовность преданно служить, как и готовность внимать и следовать. Обращаясь к Богу с просьбой, следует всегда подбирать слова, черпая великую возвышенность в себе, одухотворяясь этим обращением к Богу, наслаждаясь, непременно, абсолютно зная, что Всевышний слышит тебя, ждет от тебя каждое слово, что у Бога нет понимания «не вовремя», «не до тебя», «низкий уровень», но главное, чтобы обращения были чисты, благонамеренны, скромны, в большом почтении. Действительно, Бог заслуживает, чтобы Его качества стали путеводителем в духовном развитии каждого живого существа, Бог заслуживает всех преклонений, Его, непременно, следует воспевать и устремляться к Нему всем сердцем. Чтобы войти в такое внутреннее состояние, необходимо постигать качества Творца, ибо они великолепны, но без преданного служения Бог никогда не подпустит к Себе, а это означает - не даст насладиться, увидеть воочию Божественные качества, не даст увидеть проявление этих качеств в своей судьбе, а значит, не выйдет на диалог с человеком, не углубит его в Себя, не даст внутреннего мира и духовную в себе благодать.

Однако, Бог обладает качествами бесчисленными, несоизмеримыми с качествами живых существ любого уровня, качества Бога совершенны, чисты, абсолютны и имеют свое проявление как в материальном мире, так и за его пределами, направлены как на развитие и поддержание живых существ, так и работают вне сознания и понимания человека, поддерживая все материальные миры и вселенные, а также, все планеты духовного уровня, работают с проявленным и не проявленным, с теми, кто живет активной жизнью и с теми, кто оставил тела, работая скрупулезно, как над малейшим, так и над величайшим, начиная с глубин атомов и молекул, с глубин планет и океанов, со всех стихий, во всех направлениях, куда не может проникнуть человеческая мысль, понимание, опыт, деятельность, взгляд…

Не счесть качеств Бога, не объять умом, не оценить. Но из всех непостижимых для человека качеств Бога есть те, которыми, пронизывая материальные вселенные, Бог ими остается в этих вселенных. Это означает, что, будучи Единым Целым, Бог везде, в любой точке пространства, пронизывая неизменно все Собой, находится при всех Своих достояниях, при всех Своих качествах, во всем Своем Величии; но в материальном мире, пронизывая его, остается, понятен, может быть осознан, почувствован через качества, направленные на материальное творение, как бы этими качествами присутствуя в каждой точке материального творения полным Своим целым, и через эти качества позволяет быть более-менее понятным и обозримым в свою меру религиозным живым существам.

Вот об этих качествах, которые не исчерпывают Славы и Могущество Бога, и просит рассказать Арджуна, поскольку именно эти качества реально могут быть видны каждому хотя бы на уровне мысленного обозрения. Этот вопрос достаточно правильный, разграничивающий Божественные качества и поднят Богом для того, чтобы материальный человек взял эти откровения за основу, за причину через эти качества медитировать на Бога, как еще одну возможность расширить свой духовный кругозор, устремляющийся видеть Бога везде и во всем. Это, также, те качества, которые невозможно надумать никаким философским умом, невозможно добыть ни из каких других источников, но только теперь взять, непосредственно из Рук Бога; эти качества Бога и не всегда можно мыслью расширить, но только с позволения Бога, что дается не каждому. Эти качества Бога, их проявления, также, не взяты из неизвестных совсем источников, но, также, из ведических сказаний, мифов, исторических хроник и связаны с личностями хорошо известными преданным. Все возвышенное, абсолютно духовное, очищающее, защищающее Бог, так или иначе, но связывает с Собой, со своими качествами, ибо все это и было создано качествами и мыслью Бога для Божественного труда над человеком и направления человека к Богу в итоге.

ТЕКСТ 17

катхам видйам ахам йогимс

твам сада паричинтайан

кешу кешу ча бхавешу

чинтйо 'си бхагаван майа

катхам - как; видйам ахам - я постигну; йогин - о высший мистик; твам - Тебя; сада - всегда; паричинтайан - мысля; кешу - в каких; кешу - в каких; ча - также; бхавешу - в проявлениях; чинтйах аси - есть тот, о ком следует помнить; бхагаван - о Всевышний; майа - мне.

17.Как, всегда высоко думая о Тебе, о, Великий Мистик, я могу знать, в какой форме, а также, в каких качествах из тех, что помнят Тебя, мне помнить Тебя, о, Бхагаван.

КОММЕНТАРИЙ.

Памятование о Личности Бога есть основа преданного служения, развивающего этот внутренний процесс всеми средствами: и через посвящение любой деятельности Богу, и через практику дхйана-йоги, и через изучение Нового Святого Писания, и через контроль ума, чувств и желаний, дабы достичь Божественные качества. Однако, каждый преданный не может умом охватить все качества Бога, ибо, в силу уникальности своего духовного пути, материальной и духовной практики, более склоняется к тем качествам Бога, которые наиболее ему близки, поразили его воображение, соответствуют его преимущественным качествам и его знаниям, опыту, ступени духовного развития. Один преданный поражается качествами мистическими, другой – близкими к человеку и нравственности в человеческом обществе, третьи исходят из качеств, которые проявляет Бог, как Творец, Личность, четвертые привлекаются Чистотой Бога, Любовью Бога, Милосердием, Строгостью, Божественным Савершенством… Несчесть. Однако, Арджуна просит назвать те качества, которые порекомендует Сам Бог.

На самом деле, надо понимать, что Бог Сам желает эти Свои качества сделать достоянием всех, эти качества иметь ввиду в своей духовной практике, как и помнить, как и через них развивать, также, свое мышление, как и сосредотачиваться на этих качествах в процессе медитаций, размышлений, проповедей. Для чего необходимо знать эти качества? Только для того, чтобы расширять свое духовное сознание, чтобы ум именно отсюда исходил, прославляя Бога, преклоняясь пред Богом, служа Богу. Качества Бога, памятование о них в процессе преданного служения есть лучшая дверь к Богу, как и за пределы материального существования.

Однако, вопрос о том, какую форму Бога предпочесть – вопрос не простой, ибо духовных форм Бога не счесть при том, что Она Одна, Непостижимая, есть Высший Дух, но человек склонен отдавать свое предпочтение формам близким к человеческой или к четырех-рукой форме Вишну, которых на самом деле не существует, как и самого Вишну. Все это издержки вед, ориентированные на ум и понимание, как и общую ступень развития древних. Современный преданный должен медитировать в пути преданного служения только на Бога Кришну, как Высший Дух, Форма Которого Непостижима.

Здесь следует пояснить, что не ошибется и тот, кто не пойдет на поводу даже духовно обеспокоенного ума и более будет мыслить о качествах Бога, обращаясь к Богу в себе и также понимая Его вне себя, и во всем материальном творении, не заостряя внимание на форме, не рисуя этот Божественный образ в уме, не ограничивая Его никакой формой и, устремляя взгляд вне себя и за пределы вселенной, неизменно возвращаться к Богу, который в тебе непосредственно, защищает твои интересы, дает тебе мысль, желания, чувства, к Богу, Управляющему миром через Свои многочисленные энергии, к Богу, Который есть Источник всего, Причина всех причин, Изначальная Высшая Истина, Нерожденный, Безгрешный, Совершенный, дающий тебе детей, кров, семью, надежды, цели и планы, ведущий, Наставляющий и направляющий. Так также можно и нужно мыслить.

Однако, на конкретно поставленный Арджуной вопрос Бог отвечает конкретно, ибо, опять же, разные ступени духовного развития ставят перед человеком самые разные духовные вопросы, и Бог на них непременно отвечает, дабы лучше знать много и выбирать подходящие и соответствующие ступени человека духовные знания, нежели мыслить о Боге всегда однозначно, исчерпывая Божественные качества, а потому, не видя во всей полноте Величие Бога и Божественную Славу.

ТЕКСТ 18

вистаренатмано йогам

вибхутим ча джанардана

бхуйах катхайа триптир хи

шринвато насти ме 'мритам

вистарена - подробно; атманах - Свое; йогам - мистическое могущество; вибхутим - богатство; ча - и; джана-ардана - о покоритель атеистов; бхуйах - вновь; катхайа - опиши; триптих - удовлетворение; хи - непременно; шринватах - слушающего; на асти - не существует; ме - мой; амритам - нектар.

18.О, Джанардана, снова опиши подробно Свою мистическую силу, а также, великолепные качества. Я не могу удовлетвориться, слушая этот нектар.

КОММЕНТАРИЙ.

На самом деле, все качества Бога имеют мистическую силу, поскольку необъяснимы, ни одно не возможно постичь и объять умом, ни одно качество не может быть уподоблено человеческому. И, тем не менее, некоторые качества имеют более четко выраженную мистическую направленность, поражают сознание человека, приравнены к определению Божественной силы, могущества, славы. Слушать о качествах Бога – это означает постигать Бога с неожиданной стороны, непривычной, означает привнесение в сознание изумления, поражения невероятностью, неземным величием. Излагая эти качества, Бог сопровождает человека, его внутреннее состояние Божественными энергиями наслаждения, вовлекая его в духовность первозданной чистоты, тем усмиряя сознание и преклоняя пред Богом, как перед непревзойденной Личностью. Слушание о качествах Бога всегда привлекательно, чудотворно, умиротворяет и невозможно оторваться от этого нектара, ибо это есть Божественный Свет столь мощной силы, что влечет к себе живое существо сразу, как только оно осознает, что этот свет есть его источник, ибо единое начало, одна природа имеет силу соединения непреодолимую. Поэтому, воспевая эти качества, Бог дает человечеству еще одну к Себе Святую дверь.

ТЕКСТ 19

шри-бхагаван увача

ханта те катхайишйами

дивйа хй атма-вибхутайах

прадханйатах куру-шрештха

настй анто вистарасйа ме

шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; ханта - о да; те - тебе; катхайишйами - опишу; дивйах - божественные; хи - непременно; атма-вибхутайах - личные достоинства; прадханйатах - самые главные; куру-шрештха - о лучший из Куру; на асти - не существует; антах - предел; вистарасйа - распространения; ме - Моего.

19.Шри-Бхагаван Сказал.

Да, я желаю описать тебе Божественные Мои Личные Качества, которые являются основными. Нет предела развитию их во Мне.

КОММЕНТАРИЙ.

Если преданный изучит на санскрите или на родном языке приведенные в этой главе качества Бога и с пониманием будет воспевать их в любое время, что бы ни делал, куда бы ни шел, и днем и ночью прокручивая в своем сознании эти великолепные стихи или будет наизусть знать сам перевод и мыслить в этом направлении, этими Божественными качествами постоянно, то, несомненно, он достигнет в Боге великое понимание, он, непременно, познает Личность Бога в себе, он войдет в диалог с Богом, и Бог позволит ему в каждое мгновение знать Истинное Мнение изнутри, разовьет в нем духовное мышление и станет Высшим Наставником, где уже никакие духовные учителя не нужны.

Эти качества имеют свойство ни отпускать, ни оставлять наедине с собой и людьми, не дают существенно ошибаться. Эти качества, произнесенные вслух, затмевают собой все, оставляя только великое отрешение и чистоту. Это то, немногое, что Бог может дать с большой пользой для преданного, ибо все качества не объять, не применить для своего духовного становления. Это те качества, которые работают и в материальном мире, доступны, сильны, лучшие для человека и утверждают его в необратимости духовного пути. Но эти качества – лишь толика, часть, едва отражающая все Величие Бога, но в условиях Земного пребывания они достаточны, а что касается качеств других, то они не имеют границ, имеют свойство развиваться и расширяться. Но эти направления и возможности уже человеку не ведомы. Но знать это следует хотя бы потому, что это знание напрямую связано с Могуществом Бога и Его Вечной Славой и Непостижимостью.

ТЕКСТ 20

ахам атма гудакеша

сарва-бхуташайа-стхитах

ахам адиш ча мадхйам ча

бхутанам анта эва ча

ахам - Я; атма - душа; гудакеша - о Aрджуна; сарва-бхута - всех живых существ; ашайа-стхитах - пребывающая в сердце; ахам - Я; адих - начало; ча - также; мадхйам - середина; ча - также; бхутанам - живых существ; антах - конец; эва - безусловно; ча - и.

20. О, Арджуна, Я – Высшая Душа, расположенная в сердце всех живых существ. Я – Начало, Середина и, непременно, Конец всех живых существ.

КОММЕНТАРИЙ.

Некоторые Божественные качества (из приведенных в стихах 20 – 39) комментировать не следует или едва, ибо на то Воля Бога, поскольку они выражены однозначно, и их следует понимать и запоминать именно так, как было Сказано Творцом без излишней отвлекающей от сути трактовки.

В данном стихе следует отметить, что Бог расположен в каждом живом существе, во всем видимом и невидимом, полным Своим целым, т.е. обладающим всеми Своими качествами и достояниями, с Божественной Мыслью, мистическими качествами, как Бог Кришна. Однако, в древние времена такое понимание о Боге живым существом не всегда было благоприятно и для самого верующего, поэтому, Всевышний в разуме человека через Божественное Слово ограничил Себя до Парам Атмы, некоей Высшей души, имеющей преимущественно развивающее значение для творения. На самом деле, Высшей Души, как таковой, не существует. В каждом присутствует только Сам Бог Кришна Своим полным целым, как Высшая Божественная Личность.

Также, чтобы не объяснять долго древним людям времен Арджуны, что Бог во всех живых существах равно пронизывает их тела и присутствует в них во всех точках тела, Бог, также, понимая значимость для человека с материальным мышлением его сердца, как первоочередного источника жизни, объявляет Себя расположенным на лотосе сердца. Однако, на самом деле, у Бога в теле человека, любого живого существа, нет строго определенного отведенного ему места, ибо Бог всем Своим полным целым равно расположен везде, в каждой точке тела, но идет на контакт внутренний с человеком через Свои Божественные энергии преимущественно в области груди и в области затылочной части головы, мозжечка, откуда поставляет каждому понимание, память, речь, реакцию на чувства, сам мыслительный процесс, обзор всех событий, которые происходят в теле и за его пределами, отсюда и Управляет движениями, жизненными энергиями в плане их осознания человеком и подключения человека, самой духовной сущности к совместному, с Богом, проживанию его жизни. Т.е., в этой части головы происходит как бы соединение души с Богом, принятие от Него информации и констатация этой информации через чувства, которыми материальное тело наделено и которые и предназначены вводить человека в курс дела настолько, чтобы он мог адекватно себя проявлять, вступать в материальные игры и отношения, брать на себя роли и через это, развиваясь, по сути, достигать Божественные качества, которые одни и могут увеличивать поверхность, соединяющую живое существо, душу, со Всевышним.

Также, сообщая Арджуне, что Он, Бог, есть Начало, Середина и Конец всех живых существ, Бог, однако, Говорит не все, ибо и это – сокровенные тайные знания, которые живому существу не всегда было знать благоприятно. На самом деле, устремляя мысль человека к тому, что Бог есть Тот, от Кого зависит Рождение, Поддержание и Смерть, Бог тем самым дает лишь ответы материальному человеку на вопросы всех вопросов: случайно ли рождение? Случайна ли жизнь? Случайна ли смерть? Однако, следует мыслить глубже, а потому, и точней. На самом деле, современному человеку с большей пользой для него будет знать, что Бог в Своем Могуществе и близости к человеку идет куда дальше, ибо не оставляет живое существо ни на секунду и в течение жизни и за ее пределами, и в новом рождении и т.д., проживая с каждым его жизнь и жизнь за жизнью, а потому, Бог Знает о каждом абсолютно все, от глаз Бога не возможно укрыться, нет ни одного чувства, которое не известно Богу, ни одного тайного желания или намерения, нет ни одного поступка, скрытого от глаз Владыки, ни одной судьбы, где бы все не было расписано Самим Богом и в строгом соответствии с кармой, т.е. заслугами каждого, нет ни одного страдания, которое не имело бы свои причины, нет ни одного сомнения, которое бы не было вселено Владыкой… Не счесть. Эти знания не очень благоприятны в том плане, что человек хочет видеть себя творцом своей жизни и удач или поражений сам, хочет иметь право на тайны, на мысли скрытые, ибо, иначе, ему невозможно до конца проявить свою суть, поднять наверх свою греховность, он не сможет, не подняв, и обозреть, не сможет заработать и последствия греховной деятельности и через страдания начать путь очищения, а потому, подъема. Однако, неверующие не могут принять эти знания в своей точности, не могут поверить в присутствие в себе Высшего Наблюдателя, ибо Сам Бог, давая теперь эти знания для прогресса духовной мысли одним, в других вносит сомнение или не подпускает к этим знаниям, ведя другими дорогами, поскольку знать Истину не всем благоприятно или не подошло время.

ТЕКСТ 21

адитйанам ахам вишнур

джйотишам равир амшуман

маричир марутам асми

накшатранам ахам шаши

адитйанам - из Aдитьев; ахам - Я; вишнух - Верховный Господь; джйотишам - из светил; равих - солнце; амшу-ман - лучезарное; маричих - Маричи; марутам - Марутов; асми - (Я) есть; накшатранам - из звезд; ахам - Я; шаши - луна.

21.Из Адитьев Я – Вишну, из светил Я – лучезарное солнце, из Марутов Я – Маричи, и из звезд Я – Луна.

КОММЕНТАРИЙ.

Здесь Бог берет за основу то, что может поразить сознание человека масштабами, качествами, значимостью для его духовного и материального понимания, будь то мифические персонажи или реальные материальные объекты. Ибо, так как бы желает, потрясая сознание человека, донести величие Творца до умов слабых, не умеющих мыслить масштабно, не способных видеть Бога далее, чем за пределами очень скромного человеческого опыта или знаний, исходящих из исторических хроник, мифических сказок и мистических героев. Однако, начав понимать так, видеть так, человек получает в себе внутреннее разрешение расширить границы видения Бога и предполагает и желает видеть Отца абсолютно во всем, уже не взирая на значимость, масштабность, но углубляясь и в себя, и в других, и во все живые существа, как и события, как и в любые материальные объекты, как и выходя за пределы одной материальной вселенной и постигая умом величие Творца на духовном плане, и вновь, и снова, видя Его присутствующим во всем, творящим, созидающим, воплощающим Свою Мысль в своем Теле… А потому, строго говоря, точно говоря, все – есть Сам Бог и Жизнь Бога, и Слава Бога, и Могущество Бога. Так мысля, в этом направлении развивая мысль и понимание, человек входит в Бога, устремляется к Богу и, только так развиваясь, достигает и божественные качества, ведущие за пределы материального существования.

Поэтому, все, сказанное Богом, значимо, имеет определенную Божественную цель, решает задачу освобождения живых существ и должно приниматься со смирением, духовной радостью и глубоким почтением к Творцу, ведущему, непременно, к Свету каждого.

ТЕКСТ 22

веданам сама-ведо 'сми

деванам асми васавах

индрийанам манаш часми

бхутанам асми четана

веданам - из Вед; сама-ведах - «Сама-веда»; асми - (Я) есть; деванам - из полубогов; асми - (Я) есть; васавах - царь небес; индрийанам - из чувств; манах - ум; ча - также; асми - (Я) есть; бхутанам - из живых существ; асми - (Я) есть; четана - жизненная сила.

22. Из Вед Я – Сама-веда, из полубогов Я – небесный царь Индра, из чувств Я – ум, во всех живых существах Я – жизненная сила.

КОММЕНТАРИЙ.

Надо знать, что все четыре веды, включая пятую, неавторитетны в современном материальном мире. Эти в свое время святые писания, как и религиозные направления, учитывали разный уровень развития людей, как и их духовные ступени, понимания и качества на период времен Арджуны. Поэтому, веды, разделенные на четыре с учетом определенного религиозного требования, также учитывали эти ступени, будучи практически предназначенными для духовного уровня, давая строго те знания, формы поклонения, аскезы, принципы, которые могли быть полезными каждому на его ступени, ибо не вступали в противоречие с качествами человека соответствующего уровня духовной ступени. Однако, из всех вед в древние времена Собою Бог называл Сама-Веду, этим подчеркивая ее уровень, истинность, точность в ней Божественных Указаний, ведущих к пути преданного служения не окольными путями, но достаточно осознанными в отличие от других вед и их уровня изложения. Из всего созданного Богом, Бог называет Собой то, что рекомендует, как почитаемое, обладающее более совершенными качествами в глазах и материального человека, что наиболее полезно для духовного пути. В современном материальном мире Бог Собою называет НОВЫЕ СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ, данные людям в начале третьего тысячелетия.

Объявление Себя небесным царем Индрой имело свою необходимость на тот период, поскольку в обществе было в порядке вещей поклоняться полубогам, ответственным за те или иные стихии, им в основном посвящались жертвоприношения, возносились молитвы, их почитали, благодарили, обожествляли, приписывая им могущество, достаточную Власть и вездесущность. Данным стихом Бог не отменяет власть и поклонение богам, однако, из всех выбирает самого могущественного в умах верующих полубога Индру, отвечающего за Дождь, а потому, пользующегося среди верующих незыблемым авторитетом, и объявляет его – Собой, дабы было видно, Кто на самом деле стоит за этой властью, Кто ниспосылает или удерживает дожди на самом деле, чтобы начать поворачивать людей к Истинной причине всех причин, к Тому, от Кого действительно все исходит, Кто всем Управляет, от Кого все зависит. Это необходимо и для того, чтобы молитвы и просьбы начинали менять свое направление уже для тех, чьи качества подходят, кому Бог позволяет обращать лицо к Себе, тем поднимая на более высокую ступень религии. Также, отсюда должно однозначно следовать, ибо любое откровение призвано расширять и духовное понимание, что, если Бог есть сам Индра, то и другие полубоги тем более не могут обладать никакой властью, а также, предки, духи, стихии… Все это божественный вымысел, который был необходим древним на их ступени материального и духовного развития.

То, что Бог объявляет Себя в человеке, в любом другом живом существе, как Ум – есть величайшее откровение; по сути, Бог однозначно и всем Говорит о том, что ни демоны, ни полубоги, ни умершие в человеке управляют его мыслительным процессом, не могут ниспосылать сны, не заведуют памятью, но только Бог. И где Бог – ум, там Он и разум, там Он и мышление, там Он и диалог с человеком. Это высочайшее откровение дает многие врата мыслящему и духовно грамотному человеку.

Только через ум человек может быть направляем, только через ум он может осознавать свое положение, только через ум возможно иметь цель, только через ум можно достоверно точно знать, что говорит тебе Бог, какими средствами пытается убедить и в чем усомнить, почему дает ошибки и почему требует преодолений, как и приобретения опыта и качеств.

Глядя на любого задумавшегося человека, вошедшего в себя, преданный точно знает, что он на своем уровне теперь общается с Богом, и никто другой, но Бог изнутри дает ему советы, сомнения, наставления, поддерживает, понуждает искать ответ или идти по пути несовершенных качеств, давая ошибаться, выполнять греховную деятельность с тем, чтобы показать человеку его заблуждения и через страдания Указать истинный путь.

Также, очень важно откровение Бога, которое заключается в том, что во всех живых существах Он – жизненная сила. Это не просто понять. Но можно ли себе представить, что человек черпает все свои силы только в результате приема пищи? Многие так и думают. На самом деле, это великое заблуждение. Энергия этой пищи очень незначительна, чтобы проявлять себя столь многосторонне, как это происходит с живым существом. Физический труд человека, его психические нагрузки не соизмеримы ни с энергией воздуха, которым человек дышит, ни с энергией воды, ни с энергией пищи. Их толика весьма незначительна и направлена лишь на обновление организма в основном, как материал, из которого строится и поддерживается преимущественно само тело человека. Но и здесь без Бога, без его скрупулезного труда в каждом не обойтись. На самом деле, великая внутренняя энергия, тонус жизни, сами силы, их распределение, умственная деятельность, психическая, состояния человека, меняющиеся постоянно… Здесь невозможно отдать дань материи. Все жизненные силы идут только от Бога, также, зарабатываются кармически и четко распределяются и соответствуют Плану Бога на человека, тому, в какое тело на данный период воплощена душа, в зависимости и от того, как склонен человек распоряжаться своими силами, во благо кого или чего и что хочет из своего тела и его возможностей извлечь. Если надо, Бог дает слабые энергии, не позволяющие вести активный образ жизни, не позволяющие быть занятым на физически тяжелых работах, но более способствующие труду умственному или не очень подвижному. Энергия тела определяет и характер человека, может способствовать его агрессивности или развитию смирения и гибкости, что, таким образом, и решает многие задачи, поставленные Богом на ту или иную личность, сдерживая или устремляя ее в своем развитии в нужном направлении.

Только Бог может Своей Волей поднять упавшего, дав ему внутренние силы, поднять больного, или лишить человека силы на время, понизив в нем тонус, сбавив эмоциональность, ослабив внутренние переживания. Жизненные энергии, идущие всегда от Бога, также проявляются в чувстве гнева, радости, в печали, агрессивности. Однако, эти энергии даются строго с учетом личности человека и его качеств, как и в соответствии с его, опять же, кармой.

Таким образом, все состояния в жизни, все, что испытывает человек на уровне тела и чувств, на уровне эмоций, психических состояний и состояний ума, все нервные состояния, все в этом отношении болезни, которые как бы отклоняют от нормальной жизнедеятельности, все это следует однозначно отнести к тому, что Бог в человеке есть жизненная сила. Что это дает? Прежде всего, открывает глаза на Того, Кто есть Причина всех причин; человек начинает понимать, откуда в нем его состояние, как и в любом другом, знает, по каким вопросам можно обращаться к Богу с молитвой, ибо Бог здесь Указал четко, от Кого в человеке все. Ибо жизненная энергия – это и есть все, сама жизнь и когда она уходит, душа вынуждена покидать тело, ибо не справляется с ним, не владеет им, не может заставить в нем функционировать никакие органы, мышцы, кровообращение, мысль. Все остановится, если Бог не подаст силы через Свои Божественные энергии, и никакая еда, усилия, лекарства, спорт, особый образ жизни не помогут. Это надо знать.

ТЕКСТ 23

рудранам шанкараш часми

виттешо йакша-ракшасам

васунам павакаш часми

мерух шикхаринам ахам

рудранам - из Рудр; шанкарах - Господь Шива; ча - также; асми - (Я) есть; витта-ишах - казначей полубогов; йакша-ракшасам - среди якшей и ракшасов; васунам - из Васу; паваках - огонь; ча - также; асми - (Я) есть; мерух - Меру; шикхаринам - из всех гор; ахам - Я.

23.Также, из всех Рудр Я – Господь Шива, из Якш и Ракш Я – Хранитель сокровищ Кувера, из Васу Я – огонь, и из гор Я – Меру.

КОММЕНТАРИЙ.

Несомненно, Господь Шива не существует, это лишь мистическое существо, созданное мыслью Бога в мифических повествованиях, наделенное могуществом и благосклонное к тем, кто еще на слабой религиозной ступени, для тех, кто еще имеет материальные привязанности, устремлен к счастью и поклоняется такой форме Бога, имея понимание, согласно ведическим сказкам, что это живое существо реально существует, есть личность, обладает властью, могуществом и может выполнять желания тех, кто ему поклоняется предписанным образом. Но тот, кто, воистину, знает, согласно данному стиху, Кто за всем стоит, не захочет ли он это понимание о могуществе Шивы игнорировать и напрямую обратиться к Богу Кришне, но начиная при этом корректировать свои интересы и материальные потребности, ибо, как Господь Шива, Бог готов его выслушать и даже помочь, но, вот, как Верховный Владыка, пренебрежет, ибо знающий Бога, знает, что Он и так дает все. Но обращение Лично к Богу – дороже, ибо это уже выход на непосредственный диалог с Богом, а значит, и на серьезное сотрудничество.

Объявление Себя Куверой, хранителем сокровищ, есть лишь утверждение Бога в одном из Его извечных достояний. Здесь несложно расширить свое понимание относительно всех материальных богатств, сокровищ, всех благ, которыми обладает материальный мир, признав все Божественным достоянием, которым и распоряжается только Сам Бог. Поэтому, переходя на материальные богатства государств, на богатства сообществ, наций, любых человеческих объединений, на семейные бюджеты или говоря об имуществе любого человека, следует знать, что всем и только по Своему Божественному усмотрению распоряжается Сам Бог; Сам Бог, Управляя людьми, их речью, мыслительным процессом, чувствами, пониманием, делит, передает в наследство, Сам отбирает, Сам использует, Сам решает все вопросы, связанные с любым богатством, сбережениями, кладами… Отсюда, как бы человек ни желал, ни мыслил, ни старался, но судьба его имущества и прочего не предсказуема и достается тем, кого Бог наметил, кто к этому имеет кармическое отношение.

Провозглашение Себя огнем, теплом, дождем… - все это жизненно важные вещи для человека, дающие ему возможность жить, развиваться, а потому, их Бог называет Собой, дабы человек и это знание использовал для того, чтобы памятовать о Боге, благодарить Бога, просить у Бога. Это, также, есть путь к Богу, к утверждению сознания в Боге, к укреплению религии, к вызову в человеке благодарности к Богу, а потому, должно, также, устремлять к Верховному Отцу, все дающему, хранящему, обеспечивающему, слышащему, внимающему, к Тому, Кто всегда рядом через такие Свои проявления.

Также, из всех гор Бог выбирает высочайшую, ибо она как бы в человеческом сознании демонстрирует Величие Бога, поражая сознание своей недосягаемостью, своей красотой, величественностью, рождая убежденность и в силе и Могуществе Бога, как и давая многим поклоняться Самому Богу в такой форме; и Бог такое поклонение принимает, также, и через такое поклонение, также, укрепляет веру человека, стоящего на своей ступени.