Найти в Дзене

81.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.17-23.

81.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.17-23. ТЕКСТ 17 питахам асйа джагато мата дхата питамахах ведйам павитрам омкара рик сама йаджур эва ча пита - отец; ахам - Я; асйа - этой; джагатах - вселенной; мата - мать; дхата - хранитель; питамахах - дед; ведйам - то, что следует постичь; павитрам - то, что очищает; ом-кара - слог ом; рик - «Риг-веда»; сама - «Сама-веда»; йаджух - «Яджур-веда»; эва - безусловно; ча - и. 17. Я – Отец этой вселенной, Мать, Я – Тот, Кто поддерживает, Я – Прославленный дед, Я –То, Что познают и Я – То, Что очищает. Я – Трансцендентный слог ОМ, Я – также, непременно, Риг-Веда, Сама-Веда и Яджур-Веда. КОММЕНТАРИЙ. Этот и приведенные ниже стихи (18-19) рекомендуется осмысливать также самостоятельно, поскольку диапазон их толкований чрезвычайно широк, не требует особых знаний, и каждому Бог, непременно, в результате религиозной медитации и в соответствии с духовной ступенью изнутри даст свои уникальные пояснения. Однако, некоторые направлени

81.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 9. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ. СТИХ.17-23.

ТЕКСТ 17

питахам асйа джагато

мата дхата питамахах

ведйам павитрам омкара

рик сама йаджур эва ча

пита - отец; ахам - Я; асйа - этой; джагатах - вселенной; мата - мать; дхата - хранитель; питамахах - дед; ведйам - то, что следует постичь; павитрам - то, что очищает; ом-кара - слог ом; рик - «Риг-веда»; сама - «Сама-веда»; йаджух - «Яджур-веда»; эва - безусловно; ча - и.

17. Я – Отец этой вселенной, Мать, Я – Тот, Кто поддерживает, Я – Прославленный дед, Я –То, Что познают и Я – То, Что очищает. Я – Трансцендентный слог ОМ, Я – также, непременно, Риг-Веда, Сама-Веда и Яджур-Веда.

КОММЕНТАРИЙ.

Этот и приведенные ниже стихи (18-19) рекомендуется осмысливать также самостоятельно, поскольку диапазон их толкований чрезвычайно широк, не требует особых знаний, и каждому Бог, непременно, в результате религиозной медитации и в соответствии с духовной ступенью изнутри даст свои уникальные пояснения. Однако, некоторые направления мышления здесь необходимо привести.

Поскольку данное Писание предназначено для подготовленного уровнем мыслительного процесса и качествами человека, то Бог оперирует к пониманию человека относительно качеств тех людей, которые в материальном мире играют роль матери и отца, имея ввиду, прежде всего, качества нравственные, однозначно и в основном необходимо проявляемые и затребованные в материальном мире в этой роли (по отношению к своим детям), с тем, чтобы далее перенести их в разумной форме на качества Бога. Какими качествами в среднем обладает, обязан обладать Волею Бога отец в семье? Прежде всего, это ответственность, строгость, справедливость, принуждение, долг, воспитание, развитие, требовательность. По сути, эти качества отца в семье, согласно стиху, в своей мере можно приложить к Богу, как Отцу живых существ, как к Создателю всех вселенных, как к Высшему Правителю материальных и духовных миров. Он – Отец всему, ибо все исходит из Него, из Его Тела, и ко всему требуются Его Отцовские качества, как именно Высшего Отца и в этой связи, как Высшего Друга и Доброжелателя, Управляющего Своим творением в процессе его развития.

Также, Отец, непременно, должен иметь цель, связанную со своим ребенком, должен устремляться обеспечить ребенку путь, передать или развить в нем подходящие качества и опыт, дать ему строгие указания и ориентиры, способствовать в этом пути и своими качествами быть неизменным примером. Только глубоко религиозный человек, имея долгую религиозную практику, научившийся неизменно видеть присутствие Бога и Его Деяния везде, сможет понять истинность данного Утверждения Бога, примет его не иначе, как Высшего Отца, минуя соблазнительные роли супруга, друга, любимого, родственника и прочих отношений, описанных в Ведах для неофитов, но взяв на себя по отношению к Богу смиренную роль слуги, воистину, служа преданно Тому, Кто изначально, будучи Высшим Отцом, всем служит и все поддерживает, как и развивает, как и ведет к Себе.

Также, называя Себя Матерью вселенных, Бог желает, чтобы человек понимал Бога в своем бытии не абстрактно, но знал, какие еще качества в противовес отцовским, непременно, исходят из Него, однако, не упрощая Бога до них, но в свою меру к Ним приближался пониманием. В этой связи, человек, расширяя и углубляя свое сознание, вместе со знаниями о Боге, как Высшем Творце и Отце всего существующего, должен допустить, в итоге дорасти до твердого знания, что милосердие, тепло, уют, добродетель, все, что облегчает существование, подставляет руки, несет милость, смягчает удары и страдания, все это, также, от Бога, как от Матери, каждому, Который, т.о., одной рукой твердо ведет и учит, а другой помогает преодолевать, поддерживает, заботится, по сути, утирает слезы и никогда не оставляет. Человек должен твердо знать, что ни люди, ни случайные события, ни обстоятельства беспричинные учат и наставляют, но Бог. Именно Бог дает понимание другим, именно Бог расслабляет жесткость в сердцах и дает дорогу, именно Бог через других несет поддержку, советы, наставляет, удерживает, шлет помощь, понимание, материальные блага...

Однако, все эти (условные, применимые для понимания человека) материнские и отцовские качества Бога проявляют себя для человека, для любого живого существа не от случая к случаю, но постоянно, самыми разными путями и имеют, строго говоря, одно название – БОЖЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. Это могут быть и энергии Бога внутри человека, вводящие в состояние страдания, поиска, мышления, переживаний, выбора, совести, предчувствия, или в виде неожиданного внутреннего совета, озарения, беспричинной радости, расслабления, чувства милосердия, заботы, любви. Также, как Отец и Мать, Бог работает с живым существом через обстоятельства, которые понуждают, требуют, наставляют, через других людей поддерживают, дают надежду, чувство солидарности… Все разными путями, так или иначе, выражает Волю Бога над человеком, мягкую и жесткую, милостивую и требовательную, дающие многие врата и выбор или путь узкий и неминуемый, так постепенно шаг за шагом поднимая живое существо по ступеням материального и духовного развития.

Следует, также, понимать, что эти родительские (условно) качества, как бы разграниченные между собой, выполняют одну функцию – материальное и духовное развитие живого существа и подъема его на уровень божественного осознания. Также, они имеют отношение к живым существам всех ступеней развития, независимо от форм тела и сред обитания, независимо от того, к планетам какого уровня они относятся, и охватывает собой не только материальные вселенные, но и выходит далеко за их пределы на духовный план, ибо родительские (условно) качества есть сами Божественные качества, Суть Бога, которая в миниатюре и передается и в семьи живых существ, и эта методика Бога есть, является основной в развитии человека, начиная с его рождения в каждой конкретной жизни, а также, в более глобальном плане, охватывающем все рождения каждого живого существа.

Однако, качества Бога, как качества Матери и Отца относительно материального творения, следует на уровне мыслительного процесса расширить за пределы только живых существ одной планеты, но и распространить на другие планетарные системы всех уровней, на другие вселенные, на всю материальную природу, проявленную и не проявленную. Здесь сложно слабому пониманию человека объять умом качества Бога, как Отца и Матери, но медитирующий в этом плане на Бога легко может получить изнутри Божественные разъяснения, включая, также, и духовный план. Суть остается та же – Строгость и Милосердие в каждом случае имеют свое направление проявления Божественной Незыблемой Воли.

Следует, также, понимать Бога, как Мать и Отца в отношении человека и любого другого живого существа абсолютно буквально, в переносе на каждую конкретную семью, но эти знания уже сокровенные и могут быть приняты теми, кто достаточно разумен и уже готов мыслить, оперируя совершенными духовными знаниями. Следует знать, что только Бог дает живому существу мать и отца, не случайных живых существ, но абсолютно конкретных, запланированных Богом, исходя из их ступени развития, т.е. качеств, исходя из обоюдного долга живых существ друг перед другом из прошлых рождений и в связи с кармическими заслугами самого живого существа.

Если живому существу следует во всей полноте познать строгость отца, немилосердие к себе и матери, если оно должно претерпевать или быть изгнанным из семьи, если оно должно не быть полностью обеспеченным и пользоваться своими льготами ребенка, то так и будет сделано Богом, ибо в прошлых своих рождениях это живое существо, будучи матерью или отцом, пренебрегало своим родительским долгом, шло на поводу своего неразумия и слабых качеств. Поэтому, каждым решением каждого родителя, каждой его лаской, каждым поступком Бог Управляет Сам неизменно, каждому через родителей воздавая за его качества и поступки в прошлом и рождая кармические реакции для тех, кто сегодня в теле родителя проявляет свои качества несовершенные, служа орудием наказания для Бога.

Иногда, даже давая и неплохих и старающихся родителей, Бог, однако, дает непреодолимые препятствия и обстоятельства, которые, все же, погружают ребенка ни в ту среду или не обеспечивают ему должного воспитания или ухода. И строгость матери, и строгость отца, и их любовь к ребенку, и защита ребенка, и решение его проблем, и опекание ребенка, и его формы и пути развития в семье, и круг друзей, и блага – все и все и много раз все только от Бога. И даже родители, очень любя ребенка, не смогут подставить руки, если это живое существо, играющее роль ребенка, не заслужило этого и должно пройти свои страдания с тем, чтобы извлечь свой опыт и понять изнутри боль от невыполненного долга в отношении себя, дабы в свое время запретить себе такие качества.

Так что, Бог есть и Мать и Отец абсолютно во всех пониманиях. Как Того, Кто поддерживает, следует видеть Бога не только в период сотворения материального мира или период реальной Земной жизни конкретного живого существа. Бог поддерживает Свое творение всегда, на любом этапе развития, в любой форме существования, когда оно проявлено и не проявлено, ведет подвижный или неподвижный образ жизни.

Что значит поддерживать? Значит, давать все необходимое для жизнедеятельности или в состоянии забвения, ибо это есть результат присутствия Самого Бога везде и активности Его постоянно творящих энергий. Без извечной поддержки Бога все, непременно, уходит в не проявленное состояние слабой активности, хотя и в этом случае поддержка непременно существует, ибо обуславливает Жизнь Бога и всего, что в Жизнь Бога, как Его неотъемлемые Тела, входит.

Без поддержки Бога каждая планета, планетные системы, системы всех уровней не смогут участвовать в космическом движении, но распадутся до того простейшего состояния, где такое движение, или сама поддержка имеет место вплоть до молекул или атомов и меньше. На уровне человека и человеческого понимания поддержка Бога есть обеспечение живому существу крова, пищи, защиты, наслаждений, отдыха, воспроизводства; это есть, также, мыслительный процесс, память, ум, разум, чувства, через ситуации Бог поддерживает, через людей и стихии дает обстоятельства, через законы упорядочивает. Все, так или иначе, но направлено на сохранение жизни преимущественно, но неотъемлемо от кармы и качеств каждого.

Поэтому, не верящие в Бога должны задаться вопросом, кто дал им еду, работу, благосклонности, направленный мыслительный процесс, догадки, обстоятельства, обусловил встречу, дал предчувствие, кто дал одежду, детей, кто отвел от беды или предупредил. Через всех других, через внутренние процессы, но дает, поддерживает, спасает, охраняет, дает нужную мысль, чувства, понимание, память, реакцию, речь, желания, встречу, работу, возможности… только Сам Бог; и верующий эту поддержку Бога, Его неизменное участие в своей жизни видит воочию, отдавая Ему должное, ничего не приписывая себе и другим материальным людям, зная абсолютно, от Кого все исходит и Кто есть истинный Отец и Мать всем живым существам.

Также, Бог – прославленный Дед. Как это понимать? На самом деле, Бог – старейшее живое существо. Поэтому, относительно человечества и всего творения Он может (условно) выступать не только, как Отец и Мать, но и как почитаемая, древнейшая Личность, также, как Тот (для сравнения), кого свято чтут в семьях как прославленных предков, доблестных, мудрых, наставляющих высших учителей, передающих опыт, знание, мастерство, традиции, качества. Исходя из уровня понимания человека своей собственной семьи и почитаемых здесь личностей, Бог как бы этим стихом через это понимание приближает к Своему статусу, позволяя на Свою значимость посмотреть и через эту роль, дабы более объяснить Себя человеку, охватывая все его понимания и через них приближая Себя, Свою роль и Свои Божественные качества.

Также, конкретизируя, надо знать, что реальные качества, проявляемые старыми людьми, направление их деятельности и мудрости есть не только естественное проявление себя живых существ, достигших престарелый и почтенный возраст в глазах молодых, но есть, опять же, проявление Бога в них, развившего их, эти качества, Волею Бога в том или ином направлении, ведущем по пути осознанной помощи другим, дающим необходимое понимание. Ибо на самом деле Бог в любом может поддерживать не только положительные качества, но и отрицательные преимущественно, может проявить, а может и не проявить в человеке возрастную мудрость, может и на старости дать меркантильность ума и беспокойность, как и привязанность. Поэтому, даже в самом простом случае проявления себя старого человека есть проявление Бога в нем, но по Плану Бога и чаще всего так, чтобы, все же, послужить собой примером и наставлением молодым, дабы старость была уважаема, ибо через такое ее проявление может следовать к ней уважение и почтение, как и милосердие к ней со стороны тех, кто более силен, устремлен и может материально обеспечивать. Сам Бог, таким образом, делает стариков символом нравственности, справедливости и долга, символом религиозным однозначно... Хотя порою старые люди проявляют отнюдь не лучшие качества.

Очень важно, что Бог не делает оговорок, говоря о Себе, что Он То, Что познают. Все, что, действительно, познает человек в материальном и духовном мирах и через свой опыт и через науки, – все есть прямое и косвенное постижение только Бога; все в Теле Бога, а потому, нет ничего из понимания и знаний, что было бы вне Божественной Мысли, Божественного Опыта, Божественных Знаний. Понимая так, никто не будет пренебрегать и материальными знаниями, и материальным опытом, как и духовными знаниями и практикой. Отсюда и уважение к другим, к любому познанию, науке, опыту, отсюда приближение к Истине, отсюда и приближение к Богу, как и Слияние с Ним. Отсюда и личное развитие личности, отсюда глубина мысли и высочайшие откровения, а также, непременная связь с Богом в себе.

Также, согласно стиху, Бог то, что очищает. Развитие любого живого существа есть подъем вверх по ступеням духовного совершенства. По сути, этот подъем есть претворение Божественной методики в материальном мире, включая средства материального мира, направленной извечно на очищение живого существа от материальной грязи, что практически есть достижение Божественных качеств. Именно на это, по сути, направлены все религиозные конфессии, практики йог, само преданное служение. Все средства: аскетизм, добродетель, посвящение Богу своей деятельности, отречение от плодов деятельности, изучение Святых Писаний и др. – все есть, по сути, сами очищающие средства, как и контроль ума, чувств, желаний.

Согласно данному стиху, все эти средства и в совокупности, и в любом сочетании, и отдельно взятые Бог провозглашает Собой. Это значит, что для любого путь в этом очищающем направлении строго соответствует Воле и Плану Бога, есть Его благословение, Его непосредственное участие. Именно Бог изнутри дает человеку желание и извне возможности. И этим называет Себя этими очищающими деяниями. Однако, следует знать, что деятельность в любой религиозной конфессии носит очищающий характер, а также, материальное искусство, литература, благотворительность… Также, такая простая вещь, как моющие, чистящие средства, стирающие порошки, мыло, зубная паста… - все есть проявление Бога, есть Средства, данные Богом в материальный мир с тем, чтобы поддерживать в нем визуально чистоту, а потому, порядок, строгость, нравственность… и такие средства, также, однозначно, ввиду их предназначения Бог называет Собой, как и саму чистоту, как духовную, так и материальную, ибо материальная чистота есть основа материальной нравственности и отсюда произрастает чистота и духовная. Это надо понимать, это следует помнить. Только в этом случае очищающее средство позволяет помнить о Боге, медитировать с этой стороны на Бога и так, непременно, влияет на процесс развития человека и поднимает его на более высокую материальную и духовную ступень.

То, что Бог есть трансцендентный слог ОМ, – есть Высшая Истина, которую очень благоприятно знать во время медитации, как и есть высочайшее откровение, как и дверь к Богу тем, кто готов идти этим путем. Процесс вибрирования трансцендентного слога ОМ однозначно и моментально выводит любого на уровень связи с Богом, означает немедленное и реальное присутствие Бога со всеми Его достояниями во время практики йоги и есть Сам ключ, который Бог дает йогам к Себе, причем, ключ реальный, действенный, непременно поднимающий своим путем по ступеням духовной реализации, что на тот период (во времена Арджуны) было и удобно, и действенно и не оскорбительно для Бога.

То, что Бог есть непосредственно Сам Риг-Веда, Сама-Веда и Яджур-Веда давало во времена Арджуны великий авторитет этим Святым Писаниям, давало возможность без сомнений следовать им, как Слову Бога. Именно поэтому каждый, читающий Святое Писание, тотчас мог входить в диалог в себе с Богом, заручаться Его поддержкой, получать разъяснения от Бога изнутри, черпать в этом силу, направление, уверенность, как и поддерживаться Богом, в результате чего получал те высшие Наставления, которые одни и могли поднять, исходя из этого откровения, по ступеням духовного самосознания. Однако, в современном мире эти писания (Риг-Веда, Сама-Веда и Яджур-Веда) уже потеряли свое значение, ибо были предназначены уровню развития современников Арджуны. Современный преданный должен изучать только и единственно Слово Бога в Новом Святом Писании, данном людям в начале третьего тысячелетия.

В следующем стихе Бог продолжает описание Своего Могущества и связи с человеком, давая ему более глубокие и точные понимания о Себе, Указывая на те двери, которые реальны, открываются Самим Богом и безупречны, ибо, также, есть творение Бога, ведущее за пределы материального мира.

18. Я – цель, опора, господин (мужчина, хозяин, владелец), свидетель, обитель, прибежище и самый близкий друг. Я – творение и уничтожение, и Я – промежуточное существование, Я – место успокоения и Я – нетленное семя.

ТЕКСТ 18

гатир бхарта прабхух сакши

нивасах шаранам сухрит

прабхавах пралайах стханам

нидханам биджам авйайам

гатих - цель; бхарта - хранитель; прабхух - повелитель; сакши - свидетель; нивасах - обитель; шаранам - прибежище; су-хрит - самый близкий друг; прабхавах - созидание; пралайах - разрушение; стханам - основа; нидханам - место успокоения; биджам - семя; авйайам - вечное.

КОММЕНТАРИЙ.

Эти стихи следует знать наизусть. Каждый, кто, имея цель, тотчас помнит, что она дана Богом, уже находится на высокой ступени самосознания. Видя цель в любом человеке, преданный понимает, от Кого цель исходит, и, таким образом, находится, опять же, в состоянии памятования о Боге, понимая, откуда в человеке его направление движения, идея, смысл. Также, понимая Бога, как Опору, человек может посмотреть по-новому на все свои поддержки, опоры, на свою помощь другим и увидеть, что за всем стоит только Бог и Воля Бога, Как и Милость и Справедливость Бога. Опора, это идеи, это помощь других, это мудрый совет, это надежда, это внутреннее состояние, это еда, кров, любовь... На самом деле, нет ничего выше, чем Опора, Вечная Опора, Сам Бог. Зная так, человек не может быть неблагодарным Богу, будет понимать, Кто шлет ему помощь и дает совет, будет видеть, насколько эта опора надежна и от Кого она зависит. Также, Бог – Господин всех живых существ, ибо все, что происходит с живыми существами, есть Воля Бога. Только Бог Знает все причины и следствия, соединяет и разъединяет, дает счастье и страдания, от Него последствия греховной и благочестивой деятельности. Только Бог дает жизнь, судьбу, саму смерть и рождение. Нет ничего, что было бы по воле человека, как бы иллюзорная энергия ни представляла все, как последствия желаний и амбиций других, или ни объясняла все случаем, человеческим фактором, непредвиденным стечением обстоятельств. Видя Бога Господином, признавая Бога Господином, человек начинает все в своей судьбе мерить и проверять благочестием, Божественными законами и Божественной осведомленностью. Человек начинает легко узнавать деяния и присутствие Бога, Его Высшее участие в своей судьбе и судьбах других людей. И только так начинает понимать качества Бога, как Высшей Личности, видя Его, как Могущественную, Справедливую и Всепроникающую Суть и отдавая Ему должное за то, что Сам Бог неизменно помогает каждому.

Бог – Высший Свидетель в жизни каждого человека, и это есть не только откровение, но и предупреждение Бога живому существу, и знание этого, абсолютное понимание есть высшая причина начать контролировать свои деяния и развивать качества, которые угодны Богу и одни могут вывести за пределы рождений и смертей.

То, что Бог есть Высшая Обитель, очень не простое понимание, ибо иллюзорная энергия называет обителью вещи существенные, но более приземленные, такие, как семью, дом, сам материальный мир, но осознать Бога Обителью всех своих устремлений и желаний, своей конечной целью и местом своего пребывания извечного не просто, ибо для этого необходимо видеть через призму совершенных духовных знаний. Надо иметь очень высокую духовную реализацию, чтобы эту Обитель буквально ощущать, поскольку для этого требуется постоянная погруженность в Бога, связь с Богом, видение везде только Бога и никого более. Только так видя и так мысля, когда уже более не существует ничего, кроме Бога и Тела Бога, и Мысли Бога, и Воли Бога, человек начинает понимать, что более не к чему устремлять свои глаза, не к кому обращаться с мольбой, ибо более и ни от кого не зависит судьба ни в малом, ни в большом.

Но, прибегая к Богу постоянно, человек не может не видеть, что Бог дает все. От Бога еда, кров, семья, дети, родители, родные, соседи, работа, знакомые, друзья, знания, победы и поражения, помощь, поддержка, советы. Не счесть. Именно этим Бог выступает как лучший друг, советчик, Который слышит, понимает, предупреждает, Наставляет. И далее Бог Говорит о Себе не только в плане близости к человеку и помощи ему, но и дает понимание за пределами человеческого понимания, распространяя Свое Могущество и далее, где объявляет Себя самим процессом творения, поддержания и уничтожения. А значит, Бог есть все, что этому сопутствует, Бог есть Сам все причины и следствия, ничему не позволяя быть вне Себя и Своего сознания. А потому, все, непременно, планируемо, имеет смысл, направлено на развитие живых существ, во благо им, контролируется.

Называя Себя местом успокоения, Бог на самом деле имеет ввиду состояние умиротворения души, соприкасающейся в своей жизни постоянно с Богом, памятующей о Боге, посвятившей Богу свою жизнь и видящей в Боге свое Прибежище. Это непременное внутреннее состояние религиозного человека, когда он погружается в себя или в часы молитвы, или в храме и других святых местах, или во время проповедей или когда поклоняется Всевышнему. Также, любое место, где человеку благостно, дано Самим Богом, и другой причины быть не может, даже если человек не религиозен.

Также, называя Себя Нетленным семенем, Бог имеет ввиду Себя, как Источник творения, Кто прямо и косвенно (что также есть прямо) имеет отношение к размножению живых существ через семя, несущее в себе энергии Бога, как Самого Бога, дающие параметры каждому рождающемуся живому существу. Также, Бог имеет ввиду Свои родительские права на все им созданное и создаваемое, на все, что еще будет иметь место в этом мире и за его пределами. Слова Бога легко можно понимать буквально, ибо семя отца и матери, вмещают в себя Божью Волю и План, вмещают в себя судьбу каждого живого существа; Бог в каждом и остается, присутствуя в нем и развивая Своим полным целым.

ТЕКСТ 19

тапамй ахам ахам варшам

нигрихнамй утсриджами ча

амритам чаива мритйуш ча

сад асач чахам арджуна

тапами - дарую тепло; ахам - Я; ахам - Я; варшам - дождь; нигрихнами - останавливаю; утсриджами - посылаю; ча - и; амритам - бессмертие; ча - и; эва - конечно; мритйух - смерть; ча - и; сат - дух; асат - материя; ча - и; ахам - Я; арджуна - о Aрджуна

19. Я даю тепло, Я удерживаю и посылаю дожди, Я, также, непременно, Смерть и Бессмертие, Я дух и материя, о, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ.

Непременно, следует умом обозревать и больше и видеть дальше, как и допускать, ибо это врата к постижению Бога, к вхождению в Бога, ибо эти откровения и направлены на мыслительный процесс только в Боге. Бог дает тепло, Бог дает и прохладу, и холод, и все среды обитания, и все перепады температур, и все чувства и состояния в них. Но Бог дает, прежде всего, то, что спасительно, благоприятно для развития живых существ, что оберегает жизнь, дает через тепло человеку чувство уюта, комфорта, защищенности, отдыха, желание мыслить, творить, любить. Также, давая тепло, дает и его источник, обозримый умом, т.е. огонь. Очень часто человек после суровых испытаний, действительно невыносимых физических страданий, с благодарностью и благоговением принимает тепло любого дома, очага, находит в этом тепле и силы и желание идти дальше, с чувством благодарности, мира, удовлетворения, готовый делиться теплом и сам. Поэтому, тепло многие воспринимают, как саму жизнь, как Божью Благодать, как Милость Всевышнего и готовы связывать только с Богом эти Божественные проявления, благодарить только Бога в этой связи и называть тепло Самим Богом, следуя этому стиху и опытом и чувствами не противореча этому Божественному откровению. Тепло, огонь есть повод медитировать на Бога, вспоминать о Боге, зная, что Бог тотчас слышит и из всего именно такое памятование, основанное на Словах Бога, считается имеющим основание, поддерживается Святыми Писаниями и влечет за собой утверждение Бога в сознании человека путями, Указанными Богом.

Точно также, немалым откровением должно быть указание, что Бог, именно Бог, но не природа, не случайность, не могущественные живые существа, только Бог ниспосылает дожди, а значит, идя мыслью дальше, и ветра, и зной, и град, и ураган… На самом деле - всем единовластно Управляет Бог, всеми стихиями, на Земле и над Землей, и под землей, в любой точке вселенной и за пределами всех вселенных.

Не все может казаться благоприятным для человека, но во всем есть Божественная Необходимость, Воля и План, всему свое время, свое начало и конец, у всего есть свои последствия. Но вопрос о дождях очень существен для человека, вопрос его жизни, смерти и благополучия. Видя, Кто стоит за всем, Зная, что именно Бог Управляет дождем, человек, опять же, имеет возможность через молитву обращаться непосредственно к Богу по разным, но связанным с природными явлениями причинам, прося дождь, прося прекращение ливней, тем медитируя на Бога, выходя на личную Связь со Всевышним, усиливая свою веру и так постигая Божественные качества и Милосердие.

Очень существенно знать, что Бог есть Смерть и Бессмертие. Это Указание Бога, несомненно, важно. Человеку материальному свойственно понимать смерть, как явление случайное, непредвиденное событие, которым можно управлять. Многие материальные науки направлены на то, чтобы продлить жизнь человека, как и его молодость. Однако, разумный человек в связи с данным откровением начинает видеть вещи, как они есть, зная, Кто за всем стоит, от Кого Смерть, а значит, ее сроки, а значит, болезни. Такой человек начинает не только Смерть связывать с Богом, но и обстоятельства, способствующие этому, как и видеть за всем причину ни в человеке, но Бога.

Когда Бог Говорит о Своем Бессмертии, то отсюда должно следовать, что смерть не является по сути дела истинной, но такова только в сознании нерелигиозного человека, хотя на самом деле есть продолжение жизни через смену тела и новое рождение, что является свидетельством бессмертия души, которая и не может занимать другой статус, поскольку является отделенной, но неотделимой частицей Бога. Таким образом, откровение Бога на многое открывает глаза человеку, как и на свою жизнь и смерть, давая понимание о своем изначальном положении.

Также, то, что Бог изначально абсолютно духовен, как и Бытие, Труд и Тело Бога, не может вызывать сомнений. Но следует знать, что материя реальная, вся материальная природа не только присутствуют в Теле Бога, но есть, несомненно, Сам Бог, т.е. следует понимать материю, как энергию Бога, как часть Тела Бога, как то, что есть Сам Бог. Это не означает, что верующий может поклоняться и камню, и дереву… Следует вынести другое. Богу следует поклоняться в той Форме и так, как это Указано в Святых Писаниях, т.е. Богу Кришне надо поклоняться как Высшему Духу. Но надо знать точно, что, видящий Бога абсолютно везде и во всем, прав. Такое видение, непременно, развивает и наполняет верой и Богом.

ТЕКСТ 20

траи-видйа мам сома-пах пута-папа

йаджнаир иштва свар-гатим прартхайанте

те пунйам асадйа сурендра-локам

ашнанти дивйан диви дева-бхоган

траи-видйах - знатоки трех Вед; мам - Мне; сома-пах - пьющие сок сомы; пута - смыты; папах - те, чьи грехи; йаджнаих - жертвоприношениями; иштва - воздав поклонение; свах-гатим - путь в рай; прартхайанте - вымаливают; те - они; пунйам - благочестивого; асадйа - достигнув; сура-индра - Индры; локам - мира; ашнанти - вкушают; дивйан - небесные; диви - в раю; дева-бхоган - удовольствия небожителей.

20. Знатоки трех Вед, пьющие сок Сома, очищающий от грехов, поклоняясь Мне жертвоприношениями, молят о пути на Небеса (на райские планеты). Они, достигая добродетельные планеты полубогов, управляемые Индрой, наслаждаются на Небесах божественными наслаждениями богов.

КОММЕНТАРИЙ.

Поясняя Свои качества в ст.15-19, как самое сокровенное духовное знание, дающее более строгое понимание о Могуществе Бога, о Его проявлении и присутствии в материальном мире, то понимание, которое можно взять и следовать ему в преданном служении и поклонении только из Рук Бога, Бог дает человеку еще одни двери постижения Себя, как и укрепления веры.

Однако, стихи 20-21 оперируют к тем, кто, все же, даже поклоняясь Всевышнему, даже изучив Святые Писания, зная, Кто за всем стоит, все же, привязан к материальным наслаждениям и, идя по пути добродетели и жертвоприношений, молят о пути на небеса, желая познать именно наслаждения полубогов (которых на самом деле не существует и никогда не существовало), что имеет место только на райских, высших планетах материального мира.

Надо понимать, что уровень такой веры и такого сознания на самом деле очень не высок и изучение Святых Писаний является достаточно условным, а практика преданного служения – лишь первым кругом, который ведет к Богу. Устремленность к мистическим качествам, привязанность к материи еще явно существуют и привлекают живое существо, ибо человек еще не вышел на уровень отрешенности. Она (не привязанность) еще не стала основным качеством, материальные наслаждения еще не притупили свой вкус. Желания еще таковы, что человек хочет себе долгих лет жизни, жизни без болезни, без ветшания тела и с тем, чтобы все в ней имело место подольше, надежней, сильнее, обеспеченней…. Бог дает это, ибо и такой путь, отвечая на желания души, кармически оправданный, также, направлен на то, чтобы набить оскомину, ибо для любого наслаждения в любом материальном бытии у Бога есть средства, способные показать другую сторону этой медали материальных вожделений.

Нет никого, кто бы своими желаниями и своим несовершенством задержался в материальном мире, какого бы направления ни были бы жертвоприношения и просьбы, даже непосредственно к Богу Кришне. О дальнейшей участи таких незадачливых знатоков трех вед, пьющих сок Сома, Бог говорит в следующем стихе. Также, надо знать, что сок сома, очищающий от грехов – это ведическая сказка для тех, кто очень хочет достичь духовный результат быстрыми способами, как и поедание только прасада. Это – символы, хотя и очень важные для преданных староверов, требующие аскетизм и особый настрой ума. Главное же – только серьезное, всеохватывающее практическое преданное служение, реальное поклонение Богу, аскетизм, добродетель, предание себя Богу, благотворительность, путь не привязанности, посвящение Богу любой своей деятельности.

Бог – Личность и просто так путь к Себе не дает. Божественные качества достигаются, развиваются, испытываются, проверяются только в пути долгого и старательного преданного служения (но не через мистические свойства сока Сома и прасада). Иначе – невозможно никакими средствами или усилиями отойти от нужд материального тела и чувств, от материальных желаний и вожделений. Им невозможно запретить, их надо постоянно силой преданного служения вводить в духовное русло, одухотворять, переделывать так, чтобы все материальное вызывало болезненность, невыносимость, ибо только эта несовместимость и выводит из материального мира и материальных отношений, ибо очищенная душа становится инородной для всех, и в нее уже материальными отношениями невозможно привнести, как и получать от нее материальную помощь, ибо она материально ослабевает, ибо и мыслит живое существо иначе, все связывая только с Богом и Его Волей и само уходит на уровень предания себя Отцу, как и не может уже сопротивляться и вести материальную борьбу, как и участвовать в материальных играх. Однако, в следующем стихе о том, что ожидает знатоков вед, пьющих сок Сома.

ТЕКСТ 21

те там бхуктва сварга-локам вишалам

кшине пунйе мартйа-локам вишанти

эвам трайи-дхармам анупрапанна

гатагатам кама-кама лабханте

те - они; там - тот; бхуктва - вкусив; сварга-локам - рай; вишалам - огромный; кшине - когда исчерпаны; пунйе - последствия их благочестивых поступков; мартйа-локам - на бренную землю; вишанти - падают; эвам - так; трайи - трех Вед; дхармам - учению; анупрапаннах - следующие; гата-агатам - смерть и рождение; кама-камах - желающие чувственных наслаждений; лабханте - получают.

21.В огромной степени насладившись на райских планетах и исчерпав последствия своей благочестивой деятельности, они снова падают на смертную Землю. Таким образом, те, кто полностью следуют доктринам трех Вед, желая удовлетворения чувств, выигрывают рождение и смерть.

КОММЕНТАРИЙ.

На самом деле, те, кто следует определенной части наставлений Вед, предназначенной тем, кто еще не достиг духовного совершенства, действительно идут указанным здесь (21-22) путем. Этот путь не является изобретением человека, ни есть плод его греховных желаний, а есть путь все того же духовного развития, но предназначенный тому, кто уже религиозен, кто уже вовлекается в жертвоприношения и аскезы, кто знает благотворительность и занят изучением вед.

Такие люди, делающий акцент на аскезах и благотворительности в основном, однако, не вовлечены в практику преданного служения в высокой степени, а потому, не получают от Бога более совершенные желания. Более того, они просто обязаны пойти обозначенным здесь путем и не только, чтобы получить воздаяния за добродетель и аскезы, но и тут Бог поведет через пути непредвиденные, даст непременно свои страдания, блага могут пойти скорее во вред, ибо пути Бога непредсказуемы, уникальны и имеют непременно обучающие черты.

Бог настолько насытит благами, едой, славой, как и обратной стороной этой медали даже на райском плане, что человек, вернувшись на Землю, более в эту сторону с вожделением не посмотрит, ибо будет пресыщен этой энергией, и на уровне подсознания будет иметь тот опыт, который и усмирит, и отговорит и не убедиться иллюзией, ибо пожелает энергию другого уровня, которая более будет иметь отношение к преданному служению.

Выигрыш в таком случае «рождения и смерти» (т.е. возвращение в мир материальный, в мир страданий) не очень должны печалить, ибо это направление мышления чисто материального ума. Но знающий Бога, уже идущий в этом направлении, знающий свое положение и пути выхода за пределы материальной вселенной, в этом вопросе полностью вверяет себя Богу. О таких людях в следующем стихе.

ТЕКСТ 22

ананйаш чинтайанто мам

йе джанах парйупасате

тешам нитйабхийуктанам

йога-кшемам вахамй ахам

ананйах - не имеющие другого (объекта); чинтайантах - сосредоточивающиеся; мам - на Мне; йе - которые; джанах - люди; парйупасате - должным образом поклоняются; тешам - их; нитйа - всегда; абхийуктанам - не сходящих с пути преданного служения; йога - необходимого; кшемам - защиту; вахами - несу; ахам - Я.

22. Те люди, которые, не отвлекаясь умом, должным образом поклоняются Мне, им, всегда с твердой верой и преданностью вовлеченным в соединение со Мной, защиту при исполнении практики йоги несу Я.

КОММЕНТАРИЙ.

Практика преданного служения есть, по сути, процесс, углубляющий сознание преданного во Всевышнего. Вхождение в Бога можно также назвать слиянием с Богом или процессом связующим. Но этот процесс имеет свои требования, которым необходимо следовать, и здесь на это Бог Указывает еще раз. Что означает, что поклонение Богу в процессе служения должно быть непрерывным, без отклонений ума?

Непрерывность не означает, что человек действует автоматически, но концентрируясь умом постоянно, осознанно, устойчиво на Личности Бога, Его качествах, в соответствии с указанием Новых Святых Писаний, с твердой решимостью, строго выполняя все предписания.

Если именно о таком преданном служении идет речь, если человек в своей практике не делает временных перерывов и поблажек, если он всегда памятует только о Боге, мыслью обращается к Богу в себе, почтителен к Богу в любом живом существе, если всех видит в Боге, если ничего не может объяснить без привлечения Воли и Плана Бога, а также совершенных духовных знаний, если только так может и стремиться жить, только в таком видении знает для себя наслаждение, то можно сказать, что такой человек вышел на уровень личностного (в своей человеческой мере) общения с Богом; если, к тому же, он добродетелен ко всем живым существам, благочестив и аскетичен, то его глаза начинают видеть все глазами совершенных духовных знаний, и в этом случае он легко каждую секунду в своей жизни начинает видеть воочию не только присутствие, но и явную поддержку Бога, видит защиту Бога, как бы сложно ни было и какие бы потрясения ему ни приходилось испытать. Более того, через духовное понимание он начинает видеть и дальше и глубже, видит, как Бог поддерживает всех людей и друзей и врагов, и праведников, и грешников, всех Наставляя и убеждая Божественными средствами.

Никто у Бога не находится на особом положении. Каждому Бог дает свое; но помощь в преданном служении, поддержка, подсказка для преданного есть сам путь наслаждения, ибо он точно знает, от Кого. Вера преданного, труд преданного, помощь и защита Бога делают прочной веру, делают духовный труд активней, а духовную радость безмерной в то время, как материальные люди все свои успехи, любую поддержку приписывают себе и другим, а потому, привязаны, зависимы, обидчивы, винят друг друга, через друг друга устремлены строить свое благополучие и в этом своем невежестве грешат, ибо не проявляют благодарности и не поклоняются Тому, от Кого изначально все исходит.

Нельзя сказать, что Бог больше помогает и поддерживает преданных, ибо все нуждаются в поддержке Творца и ее неизменно получают, но все видящий преданный поднимает эту поддержку Бога в себе на уровень абсолютной очевидности и ею заручается, тем вселяя в себя мир, укрепляя веру и надежду на Бога. Однако, в следующем стихе речь идет о верующих людях, но поклоняющихся мифическим живым существам.

ТЕКСТ 23

йе 'пй анйа-девата-бхакта

йаджанте шраддхайанвитах

те 'пи мам эва каунтейа

йаджантй авидхи-пурвакам

йе - которые; апи - также; анйа - другим; девата - богам; бхактах - преданные; йаджанте - поклоняются; шраддхайа анвитах - наделенные верой; те - они; апи - также; мам - Мне; эва - только; каунтейа - о сын Кунти; йаджанти - поклоняются; авидхи-пурвакам - не так, как следует.

23. Те бхакты, которые, наделенные верой, поклоняются другим полубогам, также, непременно, поклоняются Мне, о, сын Кунти, но они об этом не знают.

КОММЕНТАРИЙ.

В любую эпоху на какой бы ступени религиозной веры человек ни стоял, кому бы ни поклонялся, что бы ни просил, его на самом деле побуждает изнутри только Сам Бог, давая твердую веру, давая причину просьбе, давая в этом необходимость и твердое основание, давая окружение той же ступени веры, давая свои обряды, свои жертвоприношения, давая свою надежду.

Однако, человек может по своей религиозной ступени еще находиться под влиянием гунны тьмы или невежества и только отсюда пока начинать свое преклонение перед Всевышним, но через понимания и обряды более подходящие еще неразвитому уму, через материальные просьбы к тем, кто наделен мистической силой и могуществом. Люди поклоняются идолам, обожествляя их, стихиям, животным, душам умерших, полубогам. Из этих форм поклонения наивысшей считается поклонение полубогам, несуществующим мифическим живым существам. Нельзя сказать, что все перечисленное верующими возводится в ранг абсолютного божества. Человек может предполагать существование и Бога и Божественного Управления и Могущества, но поклонение определенному божеству или духу, рекомендованное религиозными лидерами, считается авторитетным, реально необходимым и доказавшим себя многочисленными результатами, несущими выздоровление, успехи, материальные блага, урожай, благоприятные события, решение семейных вопросов и общественных проблем. Это испокон убедительно доказывает невежественному, что личность, которой поклоняются, слышит, вникает, откликается, хотя и требует свои аскезы и жертвоприношения. Человеку абсолютно невдомек, что и само желание, и мыслительные образы, и все религиозные действа, и сама вера – все это идет от Высшего Владыки, Личности Бога, Высочайшего Мистика, Единственной Абсолютной Изначальной Личности, и никто другой не слышит, не вникает, не дает результат, не требует религиозных обрядов, не поддерживает веру извне и изнутри.

Именно такой путь веры непременно необходим человеку на ранних ступенях его человеческого пути, когда за спиной, самый низкий, племенной образ жизни или животный мир, животные качества и понимания, животные отношения и средства выживания и защиты. Только так в сознание человека на ранних ступенях человеческого развития входит понимание своей зависимости, подчиненности, преклонения, смирения, страха, просьбы, почтения. С новым и новым рождением эти качества человека на уровне подсознания закладываются в его устойчивое понимание, образ жизни, именно отсюда, с этих ступеней низшей веры человек поднимается до поклонения полубогам, богам и уже постепенно, духовно мужая и взрослея, доходит до ступеней религиозных конфессий, где свой взгляд под разными именами, но обращает к Самому Богу-Отцу. О тех, кто еще находится в самом начале религиозного пути, кто поклоняется полубогам и другим потусторонним мистическим живым существам, расположенных за пределами чувств, в следующем стихе.