Найти тему

О мотивации, на примере сериала "Ход королевы".

С пятницы мы с мужем смотрели сериал "Ход королевы", который в нормальном переводе звучал бы как " Королевский гамбит". Но про "гамбит" (отдать меньшее, чтобы получить большее) понятно не всем, а про "ход" - понятно.

Но суть моих размышлений не в названии.

Многие жалуются: "у меня нет мотивации". А у героини мотивация такая, что близка к одержимости.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Почему так получается? У одних мотивация зашкаливает, а у других - вечная нехватка?

Мотивация - это всегда результат неудовлетворенной потребности. Но потребность - это не "хочушки", вовсе нет. В пирамиде Маслоу, на самом нижнем, базовом уровне - потребность в безопасности. С каждым уровнем, потребность становится всë менее "животной", рефлекторной и всë более духовной. Чтобы мотивация была высокой, обусловленная ею деятельность должна соответствовать потребности.

Элизабет, в возрасте 7-8 лет, в аварии теряет мать и чудом остаëтся жива сама. Девочку определяют в пансионате для детей-сирот. Травмирующая ситуация (авария, гибель матери) и резкая перемена в образе жизни (пансионат) создают крайне тревожный фон. К тому же, есть основания предполагать у Бет наличие лёгкой формы высокофункционального РАС (расстройство аутического спектра) - девочка очень мало контактирует со сверстниками, испытывает много негативных эмоций к окружающим, тяжело строит коммуникации. При этом, у неë сильное воображение, отличная память и склонность к математике.

Однажды Элизабет обнаруживает уборщика пансионата за шахматной доской. Позднее, в интервью, девочка обмолвится, что вид доски вызвал у неë чувство безопасности. Это тоже говорит в пользу РАС - при этом расстройстве больные испытывают стремление к чёткому порядку, ясной структуре, которые снижают уровень тревоги.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Элизабет стремительно осваивает шахматы, забывая о других сторонах жизни - ей не интересны "девчачьи" разговоры, куклы, кино и прочие радости, свойственные другим девочкам. Только шахматы. Всë - ради шахмат.

Девочка быстро понимает, что на шахматной доске она значительно сильнее многих. В шахматах находит для себя психологическую защиту - от одиночества, от непонятости, от бедности, от утрат. Ради шахмат идëт на рискованные поступки.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Вот так рождается мотивация. Из неудовлетворенной потребности.

Элизабет обеспечила себе закрытие потребности в безопасности - дом, жизнь в достатке, банковский счëт, самостоятельность. И... почти сломалась, когда "система победительницы" дала сбой. Дважды проиграв советскому гроссмейстеру - ушла в тяжëлый запой. Так бы и сгинула.

Если бы не потребность нового, более высокого, уровня. Смерть первого наставника приводит шахматистку в пансионат, где всë началось. И там случилось осознание, что она - часть социума. И теперь Элизабет стремится отдать социуму нравственные долги, самоактуализироваться. Победить своего самого главного, самого страшного соперника - советского шахматиста.

Так это тоже работает. Закрыв одну потребность, личность развивается и выходит на новый уровень.

Так почему не у всех получается? Потому что цели, деятельность, не соответствуют потребности. Просто мечтать о деньгах, ради денег - недостаточно. Надо понимать, зачем деньги. Худеть "к лету" - не то же самое, что сбрасывать лишний вес для здоровья. Просто делать свою работу - мало. Необходимо чувствовать еë значимость и последствия. Одержимость, конечно - выход за границы нормы. Но увлечённость дорогого стоит.

И пара слов о самом сериале "Ход королевы". Он хорош. Однозначно стоит того, чтобы смотреть. Только последняя, седьмая серия вызвала вопросы. Забавно наблюдать, как представляют американские киношники Советский Союз 1967 года. Шапки-ушанки и мальчики-официанты, предлагающие американке выпить водки, там благополучно соседствуют с исключительным благородством советских гроссмейстеров и абсолютной интеллектуально-шахматной "прокачкой" каждого советского, внешне убогого, пенсионера. Ну, хотя бы не показывают наших людей идиотами и сволочами.

Героиня, в сущности - наркоманка с детства. Осознала и пытается преодолеть. Примечательно, что именно Москва и советский человек, в качестве соперника, пробуждают в ней лучшие таланты, без применения рецептурных препаратов.