Недавно моя пятилетняя дочь здорово испугалась.
Так получилось, что она впервые осталась в дежурной группе детсада. Новая обстановка, чужие лица и, конечно, страх того, что родители не придут… В общем, девочка, которая очень любит сад, начала плакать и бояться туда ходить. Вплоть до так называемой «психосоматики» в виде частого моргания.
Рассказываю о том, как мы справились с ситуацией средствами изотерапии. Надеюсь, этот опыт когда-то поможет и другим мамам.
М.В. Киселева в книге «Арт-терапия в работе с детьми» отмечает, что ребенок, в отличие от постоянно контролирующего свои чувства взрослого, эти же чувства демонстрирует мгновенно. В том числе через творчество — например, художественное. При этом дети рисуют не задумываясь и не анализируя. В рисунке они формулируют познаваемый мир — без сбивающих с толку реакций и комментариев взрослых.
Так что в проблемной ситуации, когда вы не можете выстроить диалог с ребенком словами, обратитесь к рисованию.
Методика «Я сильнее своего страха»
Суть практики заключается в том, что ребенок рисует свой страх, а затем уничтожает его. Эта победа фиксируется как положительный опыт и поддерживает малыша в будущих схожих ситуациях.
Этап 0. Подготовка
Деликатно подведите ребенка к последующей работе: походя, впопыхах желаемого результата не получить.
Поговорите с малышом, скажите, что понимаете его чувства и знаете отличный способ победить любой страх. И что этот способ точно ему под силу.
Я, когда дочь снова начала вспоминать инцидент с дежуркой, рассказала ей мини-сказку о девочке, которая тоже долго боялась остаться одна, но однажды нарисовала свой страх, выкинула его в окно и бояться перестала. Разумеется, дочка немедленно заинтересовалась необычным способом, и мы принялись за дело.
Этап 1. Свободная активность
Усадите ребенка за стол, дайте лист бумаги и предложите нарисовать свой страх. Не торопитесь: разрешите ему сначала выбрать материалы для рисования и цвета, а также вслух описать будущего «персонажа». Внимательно слушая маленького собеседника, уже на этом этапе вы узнаете о его переживаниях с новой стороны.
О «масштабе бедствия» в моем случае стало все понятно, когда дочка решительно выбрала коричневый цвет — тот, что в негативных случаях означает спектр эмоций от недовольства и отказа до депрессии.
Этап 2. Творчество
Дайте своему чаду время для рисования. Не отвлекайте, не поправляйте, не разговаривайте с ним. Пусть он выложит на чистый лист все, что накопилось внутри.
Этап 3. Интуитивное познание
Когда маленький художник закончит работу, попросите его посмотреть на свой рисунок. Скорее всего, он обратит внимание на определенные детали, а может, начнет что-то дорисовывать. Здесь уже можно задавать вопросы, но аккуратно, чтобы не нарушить процесс.
Я, например, уточнила, что за черточки на щеках дочкиного страха. Она объяснила, что это грязь, и тут же подрисовала шрам. Пояснив, что это последствия драки. В общем, типок получался еще тот 🤪
Этап 4. Обсуждение
Ну а теперь, если понимаете, что ребенок готов, говорите. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
Обсуждайте!
Почему страх такой? Что значит эта деталь? А эта? А почему ты выбрал(а) именно эти цвета? А где живет этот страх? А что именно в нем тебе не нравится? А как его зовут?
Я не сфотографировала первый рисунок, чтобы не спугнуть дочь. Но, забегая вперед, скажу, что наутро она сама попросила еще раз нарисовать страх и на этот раз его разорвать.
Интересно, что он получился не такой нелицеприятный, как предшественник. Даже улыбался. И назвали мы его Дразнилкиным.
Если ваш сын или дочка тоже попросят повторить «процедуру», не отказываете, понаблюдайте, как ребенок меняет свое отношение к страху, в динамике.
Пусть малыш потрогает его, поговорит с ним (если только захочет, заставлять не нужно). В общем, выплеснет все свои эмоции — не запрещайте этого.
Я удивлялась, как экспрессивно моя принцесса грозила своему страху кулаком, но молчала в тряпочку, пока не увидела, как на смену гневу пришло долгожданное расслабление.
Когда все слова будут сказаны, переходите к заключительному этапу.
Этап 5. «Я сильнее своего страха»
После того как ребенок проживет знакомство со страхом лицом к лицу, предложите ему от него избавиться.
Мы сошлись на том, что достаточно закрыть страх в клетке (дочка нарисовала решетку), а затем выбросить его в окно.
Да, пришлось немного похулиганить, но оно того стоило.
Вы поймете, что я имею в виду, когда увидите и почувствуете, как в момент уничтожения рисунка ребенок бессознательно закладывает в себя мысль: я сильнее, я могу, я справлюсь! Это мощнейший фундамент для формирования самооценки.
Пара «оргмоментов»
Я рекомендую использовать технику перед сном, но вы можете сделать ее в любой, на ваш взгляд, удобный момент.
И не забывайте ненавязчиво, нечасто, но при случае подбадривать малыша напоминанием о том, как он справился со страхом. Школьная мудрость «Повторение — мать учения» срабатывает и здесь 😊
Удачи!
Сохраняйте статью в закладках, чтобы не потерять, и подписывайтесь на мой канал, если еще этого не сделали 🥰
Моя дочурка снова с желанием ходит в сад и про страх дежурной группы не вспоминает. Спасибо Дразнилкину и его старшему брату 😄