Найти тему
Точка ART

Как литература повлияла на игровую индустрию

Red Dead Redemption 2
Red Dead Redemption 2

Игры перестают развлекать и всё больше обращают нас к вечным конфликтам и актуальным проблемам. Искупление, месть, всепобеждающая любовь, поиск своего пути, жертвенность, спасение и свобода — это лишь малая часть тем, которые сценаристы известных во всём мире студий закладывают в основу сюжета популярных игр, будь то размеренный вестерн, леденящий душу хоррор или злободневная супергероика.

Интерактивность, приёмы визуального сторителлинга и характерная кинематографичность кадров, планов и ракурсов роднят игры с произведениями экранного искусства. Однако авторский посыл, специфика нарратива и архетипичность повествования всё чаще доказывают, что множество современных игр вдохновлено произведениями литературы или создано по её канонам. Попытаемся проследить эту закономерность на примере двух культовых игр последнего десятилетия.

Романтизм

Death Stranding
Death Stranding

Несмотря на присущую разработчикам любовь одновременно к реализму и фентезийно-фантастическим сеттингам, особое признание среди игроков получил Death Stranding, необычный постапокалиптический экшен о курьере Сэме. Перед героем стоит непосильная задача — в одиночку соединить оторванные друг от друга поселения и поднять Соединённые Штаты Америки из руин. Сюжет игры очень прочно построен на основных постулатах литературного романтизма. Как известно, романтический герой исключителен, одинок и противопоставлен обществу, он бунтует и поступает по велению сердца. Сэм — не обычный человек: он может чувствовать пришедших из потустороннего мира тварей, держащих в страхе всех, кому удалось выжить после катастрофы. Более того, кровь Сэма способна нейтрализовать даже самую жуткую тварь, а вот сам он погибнуть не при каких обстоятельствах не может. Герой сострадателен и добр, он замкнут и не переносит чужих касаний, однако, в душе Сэм доверчивый ребёнок, в далёком детстве покинутый родной сестрой. В первый раз мужчина по-настоящему бунтует, когда отказывается кремировать ББ, капсулу с нерождённым ребёнком, служащую поисковым прибором. Для всех и каждого в этой истории ББ — лишь инструмент, который можно заменить. Но только не для Сэма. Он верит в то, что малыша можно спасти и в конце концов оказывается прав. Одиночество героя неразрывно связано с его работой — доставляя грузы, Сэм подолгу находится наедине с собой: в окружении скалистых гор, на просторах пустынных берегов, под тенью густых лесов и шквалом снежных бурь. Таким образом проявляется ещё один признак романтизма — единение с природой и постоянное перемещение героя в пространстве. Курьер не только противостоит силам зла, но и находится в конфликте с самой природой: крутые скалы грозят Сэму страшным падением и потерей груза, а дождь, по обыкновению предупреждающий о приближении нежити, к тому же, сам по себе смертельно опасен. Противостояние мечты и реальности также характерно для романтизма. Сюжет игры — и есть эта вечная борьба мечты героев о жизни и страшной реальности, в которой, несмотря на хорошую концовку, всё равно однажды восторжествует смерть.

Космос и Хаос

Архаическое мифомышление о двух противоположностях, одна из которых неизбежно сменяет другую, нашло своё применение не только в «Божественной комедии» и «Беовульфе», но и в основном сюжетном конфликте вестерна Red Dead Redemption 2. Действие игры происходит на рубеже XIX-XX веков, в годы, когда банды и преступные группировки, свободно орудовавшие на территории США, доживали свои последние дни. Одна из таких банд и оказывается в центре повествования, а его лейтмотивом становится мысль о ненужности таких людей в новом веке законников и установленного ими уклада жизни. Подобно тому, как вода переходит к суше, разрушение к созиданию, а Хаос к Космосу, мир беззакония неизбежно должен перевоплотиться в мир порядка. Всё старое должно быть уничтожено во имя рождения нового — поэтому бóольшую часть банды Ван Дер Линде настигла смерть, и именно поэтому протагонист Джон Марстон в конце эпилога оказался обречённым на гибель — как бы он не старался вести честную жизнь, прошлое всегда настигнет того, чьё место — в эпохе, которая безвозвратно ушла.

Играм, однако, свойственно не только перенимать опыт искусства и технологий. По мотивам The Last Of Us и League of Legends сняты сериалы, Assassin's Creed посвящена целая серия книг, а миллионы фанатов по всему миру занимаются писательским, художественным и другими видами мастерства, вдохновляясь любимыми компьютерными играми.

Ангелина Мельникова