Суть авторитарного подхода – в непререкаемости авторитета родителей и полном подчинении ребёнка их воле. Воспитуемому не разрешено хотеть, иметь своё мнение, принимать решения самостоятельно.
Всё решает старший, вся жизнь под контролем. В качестве стимула используется постоянный кнут без пряника.
Кажется, что это бесконечный ад, уродующий личность.
Отчасти это действительно так, но авторитарное воспитание, как ни странно, может иметь свои плюсы:
✅ Ребёнок под контролем, а значит, риски для его жизни из-за опрометчивых поступков минимальны. Без разрешения мамы или папы он не выйдет гулять за территорию двора, не попробует «плохое».
✅Ребёнок дисциплинирован, хорошо себя ведёт в присутствии гостей, как правило, старательно учится (хотя, возможно, не хватает звёзд с неба).
✅Воспитуемый становится отличным исполнителем, который на работе не срывает сроки, всегда готов прийти на помощь.
Но минусов, конечно, больше. Расскажу о том, что ждёт детей, выросших в авторитарной семье.
Дети, выросшие в авторитарной семье могут иметь два типа поведения в зависимости от особенностей личности ребёнка.
1. Удобный и тихий.
У человека, выросшего в деспотичной семье, есть все шансы занять достойное место в обществе. Он привык выполнять приказы и знает: главное, что окружающие в нём ценят, – это покорность. Он не поднимет бунт, не будет выступать против несправедливости начальства. Он готов к переработкам, и его ценят. Но обратная сторона этих положительных качеств – полная пассивность.
С детства он не привык распоряжаться своей судьбой. Он знает, что есть «старшие», которые всё решат, скажут, как нужно сделать. Главное – просто их слушаться. Люди с такими установками не могут занимать серьёзные руководящие должности, строить амбициозные планы.
2. Озлобленный деспот.
В семье велик риск повторения родительского сценария. Ребёнок, полностью зависящее от папы и мамы существо, начинает расплачиваться за всю ту несправедливость, которую пережил в детстве родитель. Здесь бывший подчинённый уже начинает выступать в роли деспота, наконец-то найдя кого-то, кто слабее. И ребёнок, у которого был авторитарный родитель, сам может стать авторитарным. Тогда ситуация повторяется снова.
Выход из этого порочного круга возможен после проработки детских проблем с психотерапевтом.
Авторитеты рухнут.
Авторитаризм держится на авторитете родителей. Но, вырастая, знакомясь с новыми людьми, человек может осознать, что поклонялся тому, чем авторите был ошибочным. И тогда он найдёт себе новых повелителей, желания которых будет исполнять. Это может быть такой же деспотичный супруг или супруга, начальник, любовник-абьюезр.
А уважение к папе и маме сменится на презрение и ненависть, которые будут подпитываться воспоминаниями из трудного детства в деспотичной семье.
Вывод.
У авторитарного подхода в педагогике есть свои поклонники, которые небезосновательно считают, что авторитаризм помогает привить дисциплину, исполнительность, избежать многих детских и подростковых проблем.
Но этот стиль воспитания порождает несчастных взрослых, иногда даже успешных, но глубоко неудовлетворённых собой, своими родителями и не могущих примириться с собственным прошлым.
Любите и берегите своих детей!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru