Найти тему

О вреде Хатха-йогической пранаямы

Фото автора
Фото автора

"…Много вреда принесли книги о всяких хатха-йогических упражнениях" (Е.И. Рерих. Письмо от 24.09.1935).

Наши предыдущие статьи о вреде хатха-йогических практик собрали немало откликов, в которых некоторые читатели выразили такое количество ошибочных и, на удивление, широко распространённых суждений, что тема о хатха-йоге, которую мы не планировали глубоко рассматривать, скоро потребует отдельной подборки статей.

В данном материале обратимся к двум из наиболее распространённых заблуждений: первое заблуждение – считать, что хатха-йога – ступень к дальнейшим достижениям. Второе, и очень опасное заблуждение – это утверждать полезность хатха-йогической пранаямы.

В Учении Агни-Йоги об ошибочности таких и им подобных утверждений сказано очень определённо. Хатха-йога не является ступенью ни к одной из Йог, не была таковой даже в Древней Индии. Никогда Хатха-йога не помогала приблизиться к Раджа-Йоге, так как эти Йоги пользуются противоположными методами, это именно разные пути.

Высокие Пандиты и в древности негативно относились к механическим методам хатха-йоги, утверждая, что упражнения хатха-йоги никак не ведут к духовному развитию. Е.И. Рерих отмечала, что её современнники, Индийцы высокого духовного развития, не одобряют хатха-йогу, считая, что:

"…в лучшем случае, Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных»" (Е.И. Рерих. Письмо от 06.05.1934).

В настоящее время, когда психическая утончённость людей ещё более высока, и пространство насыщено энергиями, которые способствуют ускорению духовного развития, механическое раздражение центров (а именно в этом суть Хатха-йогических практик) является вредным, отбрасывающим назад и вызывающим опасность психизма – открывая раздражением центров доступ к сознанию практикующего одержателям из низших слоёв Тонкого Мира).

Наступившая Эпоха, говорится в Агни-Йоге, является особенным временем в приближении человечества к Высшему Миру. Человек Новой Эпохи осознаёт Свет как вездесущую Реальность, везде присутствующий и "всё пронизывающий", понимает жизнь, со всеми её обстоятельствами и условиями, возможностями и трудностями, как возможность осуществления в жизни этого вездесущего Света, необходимость приближения жизни в её качествах к соответствию с Законами Мира Высшего.

Иначе говоря, в Новой Эпохе человечество осознаёт необходимость непосредственного общения с Высшим Миром. Для этого необходима именно Этика – чистота и одухотворённость всей жизни:

"…Она нужна для сужденных открытий, которые не могут быть даны при животном сознании…" ("Мир Огненный" I, 542).

Все механические способы, которыми в прежних Эпохах стремящиеся пытались утончить свою духовную восприимчивость, следует оставить и утвердиться на качестве мышления и цельности устремления к Свету.

Пранаяма – специальные дыхательные упражнения, которые в хатха-йоге применяются целенаправленно, для приоткрытия центров, несёт не только прямую опасность одержания, но и огромную опасность для здоровья и жизни. Об этом много говорится в Письмах Е.И. Рерих, в которых она не оставляла без внимания даже косвенные упоминания таких практик.

Так, в частности, когда в статьях сотрудников упоминалась пранаяма, она всегда призывала чётко разграничивать обычное правильное дыхание и специальные практики, использующие задержки дыхания для активизации нервных центров.

Сейчас, когда и так в Мире нарушено равновесие между духовными усилиями и механическими, нарушен космический закон Гармонии, продолжение механического пути исканий сопряжено с особыми опасностями.

Е.И. Рерих утверждала, что духовные результаты достигаются лишь на пути стремления к высокому Идеалу, что высокие достижения на пути Йоги не нуждаются в пранаяме, путь основан на других принципах.

В своих письмах сотрудникам Е.И. Рерих говорила, что упражнения, которые советуются многими учителями-самозванцами крайне опасны.

Огромна разница между умением пользоваться чистым воздухом и правильно дышать, – и специальными дыхательными практиками, с задержкой дыхания и физическими упражнениями, вызывающими прилив крови к центрам организма.

Приводятся в пример печальные случаи "самодеятельности" нескольких учеников, которые, усердствуя в пранаяме, несмотря на все предупреждения, довели себя один – до чахотки, другой до идиотизма, третий едва не превратил себя в чёрного колдуна.

"…Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме" (Е.И. Рерих. Письмо от 08.09.1934).
"…именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они [упражнения] приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию" (Е.И. Рерих. Письмо от 06.05.1934 г.).