Найти в Дзене

Предтеча. Куда он течёт?

Оглавление

Сегодня за литургией читается такой странный евангельский отрывок, что хочется привести его целиком.

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”. (Мф 4:12-17)

С самого начала действия Иисуса увязываются с неким внешним фактором - Ирод заточил Иоанна Крестителя в темницу. Не буду пока это комментировать.

изображение взято с сервиса яндекс.картинки
изображение взято с сервиса яндекс.картинки

Самое странное нас ждёт в конце, когда Спаситель заговорил не своими словами: “Покайтесь”, - это Иоанн вышел к реке с проповедью покаяния. Иисус, конечно, тоже говорил о покаянии, но если сводить только к этому, это была бы очень большая редукция Евангелия. Все по местам должна расставить отсылка к галилейским язычникам в середине текста. Могу ошибиться, но здесь мы имеем дело с артефактом древней полемики с язычниками.

Пантеон языческих божеств мы представляем себе как олицетворение небесных светил, центральным из которых является солнце. Совершенно естественно, что годичный круг поклонения солнцу не мог не включать в себя четыре астрономические даты: летнее и зимнее солнцестояние, и осеннее и весеннее равноденствие. Отголоски языческих празднований этих дат дошли и до наших дней - гуляния на Ивана Купалу, или колядование на святки - последнее даже проникло в христианство с новым содержанием.

Что делает Церковь?

Нам рассказывали, что первые храмы строились на местах языческих капищ с целью, чтобы язычники продолжали ходить на привычные им святые места, но теперь уже поклонялись Христу, а не прежним богам. С церковным календарём, видимо, произошло нечто подобное. Даты рождения Мессии и его Предтечи были назначены на дни зимнего и летнего солнцестояния, и, совершенно естественно, дни их зачатий - за 9 месяцев до рождения - выпадали на осеннее и весеннее равноденствие. Но это не всё. В полемике христиане доказывали, что Христос - это новое “солнце правды”, которое взошло навеки, и теперь никогда не погаснет. Для пущей убедительности, Христу были усвоены черты, понятные язычникам, но не совсем понятные нам, выросшим уже в христианской традиции.

Иисус и Иоанн в Евангелии “синхронизируются” - не могу назвать это по-другому. Они братья, рождаются с разницей в 6 месяцев, - таким образом идет подгонка под новый календарь, описанный выше. Их земная жизнь протекает не параллельно, что можно было бы ожидать от ровесников, но по характерной траектории, где один дополняет второго. Им даже некоторые слова присваиваются одинаково, как мы уже видели. Создается впечатление, что оба они - две стороны одной монеты. Сначала на сцене появляется Иоанн, крестит водой, требует подготовить путь мессии. А уже к Иоанну приходит Иисус, в момент Крещения на Иордане, Богоявления.

Циклические перестановки

Один умаляется, Другой возвышается: “за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”. (Ин 1:30) - это что за чудесное чередование? Но то цветочки. Идём дальше: “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, ... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. (Лк 3:16) Здесь уже явное противоречие с Писанием, мы же все прекрасно знаем, что Иисус никого не крестил, ни водою, ни огнем. В чью сторону этот реверанс?

В годичном круге полгода наблюдается одна тенденция - день прибавляется, а ночь сокращается, а другая половина с обратным приращением - день сокращается, а ночь прибавляется. Момент перелома тенденции - это дни солнцестояния. Представьте себе, что Иоанн в этой схеме олицетворяет ночь, её символ - вода, а Иисус олицетворяет день, символ - огонь, свет. Встречаясь в день зимнего солнцестояния, когда ночь наиболее длинная, а день максимально короток, происходит странный диалог между ними:

“Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. (Мф 3:14-15) Почему надо оставить сейчас? Когда же ещё?! Для нас это непонятно, а для язычников было очевидно, что Иоанн больше, но только сейчас, а потом Иисус вырастет, и заменит собой Иоанна. Чередование дня и ночи, зимы и лета.

изображение взято с сервиса яндекс.картинки
изображение взято с сервиса яндекс.картинки

Вспомним также, что сам Иисус усваивал Иоанну чуть ли не божественную сущность: и его крещение чуть ли не от самого Бога, и сам он наибольший из рожденных женами. Все это делает их равновеликими фигурами, которые своим жизненным циклом, описанным в Евангелии являют новый рассвет Солнца правды, Иисуса Христа.

Новая эра

Христианство разрывает годичный цикл языческих праздников, теперь время течет не по кругу, а линейно: Христос, единожды родившись, уже не может умереть. Это сразу же отрицает реинкарнацию как явление - в христианстве может быть только одна жизнь, после которой суд.

Что ж, если это все рудименты полемики с язычниками, это конечно всё объясняет, если не одно “но”. В такой схеме Иисус обязан быть Богом, иначе Он не займёт место бога-солнца язычников. А это накладывает табу на изучение истинной природы Христа. Просто должно быть так, и не спорьте. И плевать, что христианство так и не смогло предложить хоть сколько-нибудь вменяемой сотериологии. По правде говоря, подозреваю, что и у язычников с этим были большие проблемы. Но это тема для другой статьи.