Нужен ли сертификат на товар для торговли на маркетплейсах? Этот вопрос всплывает постоянно, особенно после того, как пройдет очередная волна страшилок на тему того, что без сертификата никак нельзя, вас обязательно вычислят, забанят и вы потеряете все-все. Друзья, в первом же абзаце напишу – такие страшилки распространяют два типа людей: те, кто сами продают сертификаты, и те, кто получает процент от продажи сертификатов. Так что смотрите на любые подобные рассказы критическим взглядом, сэкономите немало денег и нервов.
А теперь расскажу, как на самом деле обстоят дела с точки зрения практикующего (давно причем) селлера.
Итак, официально прописано, что продавать на маркетплейсах можно только сертифицированные товары. Но! Когда вы заходите на площадку со своим товаром, никто не требует сразу прикреплять сертификат или указывать его реквизиты. Предполагается, что он у вас есть и при необходимости вы в любой момент сможете его предъявить.
На это в основном и давят любители пугать народ – мол, запросят сертификат не сегодня-завтра, а вам и предъявить нечего. Но могу вам сказать совершенно точно, основываясь на своем 5-летнем опыте продаж на маркетплейсах, а также на опыте сотен моих учеников – маркетплейсы крайне редко запрашивают сертификаты, чаще это делают конкуренты. А их запросы не влияют вообще ни на что, ведь от того, предъявите вы сертификат липовому «покупателю», которому он срочно понадобился, или нет, никак не зависит блокировка карточки товара или личного кабинета.
Но предположим, что покупатель или конкуренты все-таки запросили у вас сертификат. Что делать в таком случае?
Во-первых, помните, что ни в одном законе не указано, что вы должны предъявить сам сертификат (его изображение). Достаточно скинуть номер сертификата, а его можно нагуглить на специальных сайтах, на которых выкладываются номера сертификатов. Поисковой запрос «Агрегатор номеров сертификатов» или «Номера сертификатов проверка» вам в помощь.
Во-вторых, помните, что запросы клиентов никакой роли не играют, это не запрос от самой площадки, перед которой у вас есть официальные обязательства и которая действительно может что-то вам заблокировать. У нас таких запросов падает по 30-50 в месяц, на половину из них мы даже не отвечаем, никаких проблем не возникает.
В-третьих, если клиент запрашивает сертификат, будьте на 1000% уверены, что это конкуренты, потому что ни одному нормальному покупателю это в принципе не придет в голову. Покупателям нужно, чтобы товар был классным и качественным, а не чтобы у вас была бумажка на него. Даже на детские товары никто, кроме конкурентов, сертификаты не спрашивает. А вот конкурентам ваши сертификаты как раз очень даже нужны – они элементарно могут их использовать сами. Поэтому просто отправляйте номер, и хватит им.
При этом, когда вы только начинаете продавать, на эту тему можно вообще не париться, особенно если вы еще только тестируете товары и поставляете партии по 20 штучек, например. При таком раскладе у вас даже конкуренты ничего запрашивать не будут, потому что вы им со своими крошечными продажами никак не мешаете, а значит неинтересны. А вот если вы уже вовсю продаете и у вас десятки продаж в день на один товар – тогда да, на вас могут обратить внимание конкуренты и попытаться вытрясти с вас сертификат.
И вот на этом этапе, когда вы точно знаете, что товар у вас выстрелил, что вы и дальше его будете продавать в больших объемах и получать отличные прибыли, можно задуматься о приобретении сертификата, если вам с ним будет спокойнее. Но опять же – скидываем его в виде скана или фото только в ответ на официальный запрос маркетплейса, если таковой поступит.
Итак, вы решили сделать документы. Какими они бывают и как сэкономить на их оформлении?
- Отказное письмо - вообще не советую тратить время и деньги на его оформление. По сути, это бумажка, на которой написано, что ваш товар не подлежит обязательной сертификации, и все! Если это ваш случай, то в случае поступления запроса от службы поддержки маркетплейса так и отвечайте: «Согласно такой-то статье такого-то закона данный товар не подлежит сертификации, могу предоставить отказное письмо». Как правило, поддержка просто отвечает, что оно им не нужно, т.к. и без письма все понятно.
- Декларация соответствия - стоит по-разному, от 5 до 30 тысяч рублей
- Сертификат - стоит от 10 до 150 тысяч рублей в зависимости от товара. Самые дорогие обычно бывают на одежду и детские игрушки.
Как сэкономить на покупке сертификата?
Самый ходовой способ – складчина. Это когда несколько продавцов собирают необходимую сумму и покупают один сертификат на всех. Плюс небольшой процент оплачивается организатору этой самой складчины. Проблем с этим никаких не возникает, т.к. сертификат выдается на товар (или группу товаров), в нем не прописано, кому именно он выдан, а значит пользоваться им может кто угодно (поэтому-то конкуренты и стараются получить сертификаты у других продавцов). Срок действия сертификата – 2, 3 или 5 лет.
Если вам кто-то говорит, что сертификаты в складчину не работают, то поинтересуйтесь у человека, продает ли он сам и на основании чего взял вообще такую информацию. Просто сам я делаю сертификаты в складчину уже 5 лет, за этот срок у меня их запрашивали в общей сложности раз 15-20 максимум, и ни разу не возникло ни одного вопроса к сертификату в складчину. Больше вам скажу – я однажды просто попросил сертификат у знакомого, который офлайн продавал такой же товар, сфотал и отправил в поддержку. Все приняли спокойно.
Второй способ сэкономить – это сделать сертификат не на один, а на группу товаров. Конечно, если у вас совершенно разные товары, так не получится, но если вы продаете 15 моделей солнечных очков, то вполне реально сделать на них один сертификат, а не 15 разных. Или на 20 видов детских конструкторов.
Подведем итоги.
На первоначальном этапе продаж вообще не стоит заморачиваться с сертификатами. И не стоит бояться запросов от конкурентов, это все решаемо. А когда все-таки соберетесь оформлять документы, не забудьте про способы экономии, потому что переплачивать тут нет никакого смысла.
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Больше интересного и актуального о продажах на маркетплейсах рассказываю на своем бесплатном мастер-классе. Записывайтесь, буду рад видеть вас в эфире)