Найти тему
Textile Pro

Как SHEIN изобрел ультрабыструю моду и чем это грозит

Оглавление

О стандартах устойчивости и осознанном потреблении с каждым годом говорят все больше. Растет количество sustainable брендов, ежегодно проводятся международные саммиты, тема звучит на экономических форумах вроде Давосского. В рекламе и на упаковках мы часто видим значки eco, recycled. И складывается впечатление, что все нормально, мы движемся к решению экологических проблем.

И на фоне этого иллюзорного благополучия растет и процветает SHEIN. Крупнейший онлайн-ритейлер одежды, происхождение которого точно неизвестно до сих пор. По одной из версий, в 2012 году он появился как магазин свадебных платьев, который со временем стал продавать женскую, мужскую, детскую одежду, а также товары для дома и животных. Сегодня SHEIN известен, в первую очередь, как онлайн-магазин одежды для молодых девушек по всему миру.

Секрет успеха SHEIN

В 2020 году на фоне пандемии продажи компании выросли в 2,5 раза по сравнению с 2019. В 2021 году их приложение возглавило рейтинги на платформах iOS в 50 странах мира. При этом доля продаж SHEIN в сегменте быстрой моды США составила 28%. Для сравнения, доли продаж H&M и Zara вместе взятые составили примерно столько же.

Такой взрывной рост стал возможен благодаря агрессивной бизнес-модели компании. По своей сути он похож на Amazon: это обширный онлайн-рынок, объединяющий около 6000 китайских фабрик. При этом в SHEIN все автоматизировано.

Фабрики объединены программным обеспечением внутреннего управления. Софт связывает все этапы, от проектирования до поставки. Процессы оптимизируются с помощью биг дата. Так, есть готовые спецификации дизайна одежды, благодаря которым производители экономят время на создание новых моделей. Программа подсказывает, что делать для улучшения продаж каждому конкретному производителю.

-2

Ключевая черта быстрой моды - необходимость часто пополнять ассортимент. И SHEIN прекрасно справляется с этим. Через своих партнеров-производителей в Китае компания одновременно выпускает и тестирует тысячи различных изделий. В период с июля по декабрь 2021 года компания ежедневно добавляла в свое приложение от 2000 до 10 000 отдельных стилей. Компания подтвердила, что сначала заказывает небольшую партию каждого предмета одежды, часто в несколько десятков штук, а затем ждет реакции покупателей. Если укороченный жилет-свитер пользуется успехом, компания заказывает еще. Такая система называется «крупномасштабной автоматизированной моделью тестирования и повторного заказа (LATR)».

С производственным циклом в три-четыре недели раньше Zara была синонимом быстрой моды. Теперь SHEIN может изготовить предмет одежды за неделю — от дизайна до упаковки.

Что не так с SHEIN

Несмотря на ошеломительный успех и всемирную известность, компания остается крайне непрозрачной.

Так, многие дизайнеры обвиняли компанию в краже их работ. Обвинения звучали и от брендов, например, Levi Strauss и Dr Martens подали на компанию в суд за нарушение прав на товарный знак.

Правозащитные группы и журналисты обнаружили доказательства того, что одежда создается в том числе людьми, работающими в жестоких условиях. Из расследования Public Eye стало известно, что на одной из семи изученных фабрик рабочие имели всего 1 выходной в месяц, работая по 75 часов в неделю. С ними не заключаются трудовые договоры. В целом, это до сих пор распространенная практика на небольших производствах. SHEIN в данный момент никак это не контролирует.

-3

Главная опасность компании и ей подобных - культивирование быстрой моды в противовес тренду на устойчивую моду. Эксперты по окружающей среде предупреждают, что одна и та же одежда зачастую надеваются только один раз, прежде чем ее выбрасывают. Это приводит к тому, что в разных точках планеты образуются огромные свалки одежды, в том числе из синтетики.

На сегодняшний день индустрия моды - крупнейший загрязнитель чистой воды в мире наравне с сельским хозяйством. Из-за сброса химикатов для покраски тканей реки Чжуцзян в Китае и Ситэрум в Индонезии уже стали непригодными для обитания рыб.

Почему стоит выбирать альтернативу быстрой моде

Медленная мода - это тренд в пользу качества, а не количества. Изделия стоят дороже, но и служат гораздо дольше. В приоритете классические стили, а не мимолетные тенденции, поэтому одежда актуальна всегда.

В России тоже существует тренд на устойчивость и медленную моду. Пример такого бренда - DadaKnit. Ранее мы записывали выпуск подкаста с его основательницей Екатериной Насурдиновой. Они производят женскую одежду, в основном из вязаного трикотажа. В случае порчи одежды, специалисты предлагают услугу ремонта. Таким образом, жизнь изделия продлевается, и отпадает потребность регулярно обновлять гардероб.

Sustainable компании, может, и не получают такого взрывного роста, как SHEIN, но в долгосрочной перспективе это то, что приведет нас к осознанности в потреблении не только одежды, но и других товаров.

Опасения вызывает то, что другие крупные компании не хотят отставать от SHEIN и стремятся превзойти ее.

«Мы уже участвуем в гонке за самый дешевый продукт, и количество продуктов только растет», — говорит Элизабет Шоберт, директор по маркетингу и цифровой стратегии аналитической компании StyleSage, занимающейся электронной коммерцией.

Интересно, задаются ли все эти люди вопросом: “А чем же это кончится?”