Л.М. Веккер в США проводил экспериментальное исследование мышления студентов и научных сотрудников. Дал задачу: «Если в списке имеются камни, три ведра, семь собак и две лошади, чего здесь больше — живых существ или физических тел?». Взрослые образованные люди, заведомо знающие, что живые существа тоже являются физическими телами, тем не менее, в большинстве случаев отвечали, что живых существ в списке больше чем физических тел». Что это? Не развитое «понятийное мышление», небрежность выполнения задания или ещё что-то. Ясно одно - не все взрослые люди обладают понятийным мышлением. Л.А. Ясюкова провела аналогичный эксперимент со студентами-психологами 3 и 4 курсов (128 человек) и слушателями курсов повышения квалификации, имеющими высшее психологическое или педагогическое образование (56 человек). Более 70% опрошенных давали не правильный ответ, а некоторые пытались доказывать его правильность.
Часто принятие решения о существенных и несущественных признаках делается приблизительно (индуктивным путем) и не только из-за того, что человек редко обладает полным знанием всех характеристик объекта. Мы выбираем, отбрасывая то, что нам не нравится. Нравится-не нравится это явно субъективный подход, приводящий к ошибкам. Мы можем делать выбор на основании известности, доступности, привычности свойств. Получается, что решение о выборе существенно-несущественно ситуативно. Оно явно зависит от жизненных обстоятельств, целей человека в конкретной ситуации, от его опыта, привычек, т.е. оно субъективно и зависит от индивидуальных особенностей человека. Решение в большой степени зависит от личного опыта. Исходя из него мы решаем, что для нас сейчас наилучший вариант. Что определяет наши решения - опыт и эмоции или развитое мышление? Это не праздный вопрос. От ответа зависит качество жизни отдельного человека и общества в целом.
У Л.А. Ясюковой описана серия экспериментов с родителями первоклассников. На заданиях, предназначенных для 6-7-летних детей, до 30-40% взрослых давали неправильные ответы. «Например, в качестве лишнего слова в ряду «синица, голубь, птица, воробей, утка» они выделяли утку, да еще обосновывали выбор тем, что она большая, водоплавающая, домашняя. На дополнительные вопросы о «птице» они поясняли, что речь идет о какой-то маленькой птичке. …они руководствовались не объективными классификациями, а эмоциональными впечатлениями или только визуальными различиями. Некоторых так и не удалось переубедить в неправильности сделанного ими выбора». Можно предположить, что треть взрослых не обладает «понятийным мышлением». А если это преподаватель школы или ВУЗа? Если они не могут отличить существенное от несущественного, то чему они могут научить? Только передать информацию. Что, собственно, и делает современная школа и ВУЗ.
Многие люди считают, что возраст это гарантия развития мышления. Это не так. Если в детстве не освоили «понятийное мышление», то во взрослой жизни у них шансов мало. Никто этому не учит. В идеале надо владеть понятийным мышлением на таком уровне, чтобы можно было пользоваться им «на автомате», в быту. Нужны преподаватели с этим типом мышления. Нужно не просто запомнить понятия, а чтобы они стали инструментом операций мышления. Сила образных, эмоциональных, внешних впечатлений от объектов конкурируют с понятиями. Конкретные наглядные характеристики предметов мешают формированию полноценного понятия. Впечатления, опыт провоцирует неправильные умозаключения. Принцип образности и наглядности в педагогике конкурирует с «понятийным мышлением». Ребенок и взрослый продолжают «мыслить от частного к частному, оказываются не в состоянии выделять общие закономерности в изучаемых понятиях». Люди часто используют научные термины как знаки, не вникая в суть их содержания, не зная их значений. Получается, что они ведут бессмысленные беседы. Смысл не может появиться без договора о значении слова. Они пользуются вместо понятий «псевдопонятиями» (термин Л.С. Выготского).
Правильность умозаключений человека во многом зависит от того, насколько он хорошо понимает значение понятий, т.е. суть предметов и явлений и их связей, т.е. понимает их существенные признаки. Без этого невозможно построить «правдивую» картину мира, т.е. сформировать мировоззрение. Это основа эффективности человека и общества в целом. Любая наука - это система понятий. Без понимания понятий изучить науку невозможно. Если человек обладает «понятийным мышлением», то у него есть структура понятий, построенная на причинно-следственных закономерностях. И любая новая информация усваивается посредством включения, встраивания ее в эту структуру. Если она не встраивается, то либо информация ложная, либо нужно достраивать структуру в связи с новыми понятиями. Это основа для возможности различения правды и лжи, достоверности выводов и умозаключений. Без понятийной структуры нет основы для выявления ошибок. Человек будет затрудняться в приведении доводов в пользу своих выводов. Его решения будут не соответствовать ситуации. Если вас пытаются убедить эмоциями и действия человека не соответствуют ситуации, вы, скорее всего, имеете дело с носителем неразвитого мышления. Ваши логические доказательства поняты не будут. Нужен другой язык переговоров.
Л.С. Выготский считал что обучение это, прежде всего, сотрудничество ребенка и взрослого. В результате у детей быстрее развивается мышление. «Зона ближайшего развития формируется в результате общения ребенка с более опытным и доброжелательным наставником». Опыт и доброжелательность очень важны, но необходимо, чтобы наставник сам владел «понятийным мышлением» и мог обучать детей научным понятиям. Л.С. Выготский совершенно справедливо писал, что «…обучение научным понятиям мо¬жет действительно сыграть огромную и решающую роль в умственном развитии ребенка». Если же следовать подходу Ж. Пиаже и предоставить детям самостоятельно развиваться, то развитие идет намного медленнее, если вообще идет. По Пиаже ребёнок может сам пройти все фазы развития мышления независимо от того учат его или нет.
Главная задача учителей и родителей - это помощь ребенку в использовании его потенциала, т.е. раскрытие его возможностей. Учитель психологической поддержкой, направленным доброжелательным вниманием может активизировать способности ученика, раскрыть его индивидуальность. «Вспомогательные конструкции» учителя по Л.С. Выготскому - это не только предложения и разъяснения, это, прежде всего, формирование «зоны ближайшего развития». Она сама не возникнет. Для этого нужно формировать у детей научные понятия как инструменты мышления, как операции мышления. Выготский считал, что это ключ к развитию мышления.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.