Сразу после Великой Отечественной войны автобусное движение в Ставрополе было развито очень слабо: довоенных автобусов в городе не осталось, их направили на нужды армии; после войны городу достались три трофейных немецких автобуса «Мерседес» и «Бюссинг» и несколько отечественных ЗиС-8. Да и город, пострадавший в войну, в те годы населением был менее ста тысяч человек.
Поэтому когда в 1949 году в город поступил первый автобус ЗиС-154, для Ставрополя это было целое событие. Об этом вышла статья в краевой газете «Ставропольская Правда».
Автобусу дали госномер СА 02-93 и поставили на самый протяженный маршрут города №2 «Железнодорожный вокзал – улица Шоссейная». Маршрут начинался у вокзала, поднимался вверх по проспекту имени Сталина (Карла Маркса), у кинотеатра «Родина» сворачивал влево на проспект Ворошилова (Октябрьской Революции), далее следовал по улицам Дзержинского, Артема, Ленина. Конечная остановка была в районе пересечения нынешних улиц Ленина и Доваторцев.
Через пару месяцев в город поступил второй ЗиС-154, который получил госномер СА 05-19 и также вышел на маршрут №2.
К счастью, История сохранила для потомков много фотографий ставропольских автобусов ЗиС-154. Вот они:
Посмотрев на эти фотографии, создается впечатление, что «сто пятьдесят четвертых» ЗиС-ов в Ставрополе было много. На самом деле, их было всего два. Но за свой короткий век они успели отметиться в истории городского транспорта краевого центра.
К сожалению, год и причины ухода этих автобусов пока доподлинно неизвестны. Как рассказывали мне в свое время ветераны автоколонны №1564, оба 154-х доработали в городе до 1957 года. Однако в документах автобусного предприятия за 1956 и 1957 годы упоминания о них я не встретил. Вероятно, оба ЗиС-154 покинули Ставрополь до 1956 года.
Спасибо за внимание.