В чем заключается феномен Высоцкого? Как получилось, что его строки западают нам в душу спустя годы? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью отвечает сын поэта — Никита Высоцкий, актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, продюсер и театральный педагог, директор Государственного музея Владимира Высоцкого.
— Почему, на ваш взгляд, не угасает интерес к творчеству вашего отца? В чем секрет и феномен того, что строки Владимира Высоцкого продолжают трогать струны души спустя столько лет?
— На ваш вопрос я могу дать несколько ответов. Первый — обаяние его личности. Он большой русский поэт, актер. И обладал невероятной энергетикой личности. Даже энергия, которая есть в его стихах, когда ты их читаешь, не слушая его голос, передается читателям.
Второй феномен хорошо подметил Андрей Тарковский. Когда сразу после смерти отца его спросили об отношении к Высоцкому, тот ответил, что отец не относится к числу его любимых поэтов или музыкантов, но Высоцкий — гений, не в смысле, что он лучше, талантливее кого-то другого, а что гений — это тот человек, через которого звучит и выражается время.
Через Владимира Высоцкого звучало время. Помимо всего прочего, он выразил представление о жизни нашего народа и сумел сделать это в очень простой, доступной, ясной, песенной форме.
Я не люблю заявлений, что он как Пушкин. Он такой, какой есть, — ни на кого не похожий. Похож сам на себя, и еще достаточно долго, кроме того, что он будет занимать свое более и более определенное место на полке среди классиков, где стоят книги Есенина, Пастернака, Некрасова, Тютчева, будет еще большая, несвойственная для России популярность его произведений. Высоцкий — это навсегда. Этот интерес будет меняться, он будет волнообразен: убывать и прибывать. Сейчас мы наблюдаем повышение интереса к Высоцкому.
Мы зовем всех ценителей творчества посетить фестиваль «Высоцкий. Я люблю», который проходит на ВДНХ. Вас ждут лекции, кинопоказы и спектакли. С полной программой можно ознакомиться по ссылке.
— Какие темы продолжают быть актуальными и в наши дни? Какие стихи, по вашему мнению, самые популярные у молодых людей, а какие — у людей постарше?
— Для молодых людей это в первую очередь трагические и взрывные вещи: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Купола российские», не привязанные к конкретике времен 60–70-х годов. Для людей постарше — юмористическая песня «Товарищи ученые», которую сложно понять молодежи: ситуации, когда гоняли студентов на картошку. А есть вещи вневременные, ценные и для молодых людей, и для старшего поколения. Сейчас большое внимание к песням, которые тогда были под запретом.
— Когда вы впервые услышали стихи своего отца? При каких обстоятельствах?
— Я с детства слышал, как поет отец. Не только на магнитофонных записях, но и на концертах, в театре, в домашней обстановке. У меня было несколько случаев, когда он пел лично для меня. Но могу сказать, что Высоцкий точно не детский поэт.
В юности мне нравилось его актерское мастерство, я очень любил Таганку, а к песням я относился более отстраненно. Я знал, что люди сходят с ума по его творчеству, некоторые просили достать пластинки или редкую запись. Его слушали повсеместно: соседи на магнитофоне, люди в электричке. Отовсюду звучали его песни.
Полное понимание песенного творчества ко мне пришло позже, уже после его смерти. Это достаточно взрослая поэзия… И чтобы в тебя «попала» «Банька по-белому» (которая мне просто нравилась еще при жизни отца, но понял я ее во взрослом возрасте) у человека должен быть жизненный багаж.
— Какие песни у вас самые любимые и оказали влияние на характер или жизненный путь?
— У меня есть несколько десятков любимых произведений. И все они разные. Например, «Песня попугая»: написана гениально и смешно, очаровательные рифмы. Из серьезных — «Что за дом притих», «Охота с вертолетов». Люблю переслушивать юмористические песни. Может, они больше привязаны ко времени и поэтому сейчас звучат реже.
Мне 58 лет, сколько я себя помню, эти песни звучали в моей жизни. Меня всегда просили взять гитару и спеть. В основном я читаю стихи Высоцкого. И всегда стараюсь найти правильный посыл, я решаю не вокальные, а человеческие, актерские задачи. Изображать Владимира Высоцкого я не хочу. А найти свое откровение, свою позицию в его творчестве достаточно сложно для многих исполнителей.
Многие люди говорят о себе: «Я вырос на песнях Высоцкого. Высоцкий воспитал целое поколение». И в этом смысле я отношусь именно к тому поколению. Я его сын, я почти 30 лет возглавляю Государственный музей Высоцкого, я живу этим, и его творчество до сих пор продолжает меня формировать.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как музей Владимира Высоцкого сохраняет его наследие, ведь оно настолько многообразно! Какие выставки и мероприятия можно будет посетить в этом юбилейном году?
— Государственный музей Владимира Высоцкого — это уникальное выставочное пространство, культурный и научный центр, занимающийся сбором, изучением материалов, отражающих жизнь, творчество Владимира Высоцкого, эпоху, в которую он жил. Музейная коллекция насчитывает около 50 000 единиц хранения. В юбилейный год будут проводиться и экскурсии по московским местам отца. Иногда я провожу их сам, три-пять раз в год.
Новая экспозиция, открывшаяся 25 января 2019 года, в восемьдесят первый день рождения отца, погружает посетителей в «эпоху Высоцкого» — время, в которое он жил, воздух, которым он дышал, и атмосферу, в которой и из которой он творил. Экспозиция современная, сделана прекрасно, десятки тысяч людей уже успели посетить ее.
Общие обзорные выставки путешествуют по России. Моя мечта — сделать большой выставочный проект, который сопровождали бы лектории, концерты. И чтобы он проделал путь от Калининграда до Владивостока. А пока всех ценителей творчества Владимира Высоцкого приглашаю на фестиваль «Высоцкий. Я люблю» на ВДНХ.