Найти тему

К 85-летию со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого (25 января 1938, Москва – 25 июля 1980, Москва).

Фотография сцены из спектакля “Послушайте!”. В центре – В.С. Высоцкий. 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 333, л. 2)
Фотография сцены из спектакля “Послушайте!”. В центре – В.С. Высоцкий. 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 333, л. 2)

Зачастую, когда речь заходит о Высоцком, люди вспоминают лишь одну из граней его таланта. Кто-то помнит Владимира Семеновича прежде всего как барда, чьими песнями заслушивался в молодости. Кто-то вспоминает блестяще сыгранные роли в театре. Ну, а кому-то на ум приходят цитаты персонажей, сыгранных им в кино и на телевидении.

Сложно поверить, что один человек смог так много успеть, так много оставить после себя за такой короткий срок. Талант В.С. Высоцкого подобно вошедшему в земную атмосферу метеору горел ярко, но недолго. Однако в сердцах и душах людей, в песнях и книгах, в фильмах и спектаклях свет его живет и по сей день.

Интерес к литературному творчеству у Владимира Семеновича проявился еще в школе. Так, в 14 лет он вместе со своим одноклассником, В. Акимовым, написал «роман» «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи») по мотивам «Гиперболоида инженера Гарина» АН. Толстого. Параллельно с учебой и занятиями писательством Владимир Высоцкий участвовал также и в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Ребята сами делали костюмы и декорации, ставили небольшие сценки и полноценные спектакли.

В 1955 году окончивший школу Володя по настоянию своих родителей поступил в Московский Инженерно-строительный институт имени Куйбышева (ныне – Московский государственный строительный университет). Однако уже в январе 1956-го он уходит из института и летом поступает на актерский факультет Школы-студии при МХАТ им. Горького.

Фотография сцены из спектакля “Послушайте!”. Слева направо: В.С. Высоцкий, В.С. Золотухин, Б.А. Хмельницкий, В.Б. Смехов. 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 333, л. 6)
Фотография сцены из спектакля “Послушайте!”. Слева направо: В.С. Высоцкий, В.С. Золотухин, Б.А. Хмельницкий, В.Б. Смехов. 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 333, л. 6)

После ее окончания В.С. Высоцкий приходит на работу в Московский драматический театр имени Пушкина. Карьера его там складывается отнюдь не лучшим образом; Владимиру Семеновичу дают лишь небольшие и эпизодические роли. В кино с крупными ролями Высоцкому также пока не везет (за время работы в МДТ он снялся в фильмах “Карьера Димы Горина”, “Увольнение на берег”, “713 просит посадку” и др.).

Отчасти карьере молодого актера на ранних этапах мешали внешние данные. У Высоцкого был неправильный прикус, не самая лучшая дикция и сиплый голос небольшого диапазона — все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Владимир Семенович мало походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством осваивал Высоцкий игру на гитаре.

Творческая нереализованность Высоцкого в итоге нашла выход в поэзии. Среди первых его стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный» и другие. Кое-что из написанного Высоцкий стал исполнять под собственную гитарную музыку.

Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными. Песни эти были написаны от первого лица, в них часто использовалась «специфическая» лексика (скажем, «распить на троих», «расколоть» и т.д.). Многие из тех, кто не был знаком с биографией автора, делали вывод, что стихотворения эти были написаны на основе лагерного опыта самого Высоцкого. На самом же деле материалом для большинства сочинений Владимира Семеновича того периода служили истории, услышанные им в детстве и юности.

Фотография В.С. Высоцкого в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 370, л. 6)
Фотография В.С. Высоцкого в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 370, л. 6)

Переломным для артиста стал 1964-й – год его поступления в Театр драмы и комедии на Таганке. Именно на его подмостках были сыграны роли, ставшие визитной карточкой Владимира Семеновича: Маяковского в поэтическом представлении «Послушайте!», Хлопуши в «Пугачеве», Гамлета в одноименной пьесе Шекспира, Лопахина в «Вишневом саде» и Свидригайлова в «Преступлении и наказании».

Чуть позже он пополнил свой песенный репертуар новыми темами и персонажами — они были логическим продолжением старых (например, военные произведения «Штрафные батальоны» и «Все ушли на фронт»). Высоцкий постепенно уходит от «блатной» лирики, и уже со второй половины 60-х начинает создавать произведения, которые критики позднее объединят в «энциклопедию русской жизни».

Меняется не только лирический герой произведений Высоцкого. На смену прямолинейному, «бытовому» стилю изложения постепенно приходит иносказание (как, например, в «Песенке ни про что, или Что случилось в Африке»). При этом усложнение языка и введение новых героев не отдаляет произведения В.С. Высоцкого от народа. Наоборот, популярность его произведений начинает только расти. В немалой степени способствует этому и активная концертная деятельность Владимира Семеновича.

Популярность к Высоцкому-актеру пришла в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими произведениями.

Фотография В.С. Высоцкого в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 370, л. 7)
Фотография В.С. Высоцкого в роли Хлопуши в спектакле "Пугачев". 1967 год (РГАЛИ, ф. 2485, оп. 2, ед. 370, л. 7)

К сожалению, стремительную карьеру Высоцкого подорвала публицистическая кампания против его песен, развернутая на страницах советских газет. Сначала «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Затем газета «Советская Россия» опубликовала разгромную статью о песнях из репертуара Высоцкого, «что крутят по вечерам в подворотнях». В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

В конечном итоге сложилась парадоксальная ситуация: произведения популярнейшего поэта и певца при жизни практически не печатали.

Фонд В.С. Высоцкого сформирован из материалов, поступавших в ЦГАЛИ-РГАЛИ на протяжении 1980-1990-х годов из различных источников (часть документов была передана М.В. Влади, часть – родителями Высоцкого, Семена Владимировича и Нины Максимовны, часть поступила из Московского театра на Таганке).

Основную и наиболее ценную часть документального собрания составляют, конечно же, автографы произведений Владимира Семеновича. Интерес представляют также и материалы артистической деятельности Высоцкого (отрывок роли Владимира Маяковского, заметки по работе над ролью Гамлета,фотографии сцен из спектаклей и т.д.).

Помимо документов из вышеуказанных разделов, в фонде В.С. Высоцкого содержатся также письма, материалы к биографии, изобразительные материалы и т.д.

П.Ю. Линьков, главный специалист РГАЛИ